Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:20, реферат
Энгельс назвал немецкую философию конца XVIII - первой половины XIX века классической. К миру классиков он причислил Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Последний олицетворял для него "конец классической немецкой философии". Между тем, для понимания философского развития Германии указанного периода недостаточно знать одних только названных корифеев. Обратимся к не менее знаменитым именам, творцам новых идей, выражавших взаимные переходы и взаимодействие различных принципов. Так и "конец классической немецкой философии", наряду с Фейербахом, включает в себя еще одно громкое имя - Артур Шопенгауэр (1788- 1860).
Введение. 3
Биография. 4
Учение Шопенгауэра 7
Судьба учения 20
Учение Шопенгауэра в России. 22
Заключение 25
Литература: 26
Средством для осуществления этой задачи Ницше выбрал страдание, ополчившись в своих поздних работах на шопенгауэровское сострадание.
Ницше называл себя "имморалистом", имея в виду нормативную, принудительную ходячую мораль, которую хотел преодолеть, создав новые моральные ценности. У него есть даже фраза, которую в ницшеанстве долгое время трактовали как отказ от морали, как аморализм философа: "Мы должны освободиться от морали..."; но при этом забывали о завершении этой фразы: "...чтобы уметь морально жить" [38].
Учению Ницше был нанесен
большой урон ницшеанством, среди
сторонников которого нашлись умельцы,
приспосабливающие его мысли
к сиюминутным нуждам, групповым
и низменным потребностям. Особенно
постаралась его сестра Элизабет
Фёрстер -Ницше, которая не остановилась
перед многими фальсификациями,
создав из черновых набросков целую
книгу ("Воля к власти"), в которой
философ предстал как расист и
шовинист, а впоследствии был сатанизирован
в идеологии национал-
Лишь в середине XX гг. определился
новый подход к изучению наследия
Ницше. В этой связи большое значение
имеет критическое издание
Шопенгауэр и Ницше оказали большое влияние на такие течения западной мысли XX века, как философия жизни, персонализм, экзистенциализм. В наши дни Шопенгауэр притягивает внимание главным образом историков философии; Ницше же находится в "активном философском обороте". В частности, его критика культуры лежит в основе французского постструктурализма. Взгляды обоих мыслителей не обходят вниманием и зарубежные постмодернисты.
В Советском Союзе имя
Шопенгауэра было предано забвению:
он рассматривался как провозвестник
крайней реакции и
Шопенгауэровская мысль
о хаосе случайных импульсов
в политике и истории, не имеющих
смысла и не связанных с моралью,
"встретились" с чаяниями многих
русских интеллектуалов: судьба народа
- в судьбе отдельного человека, а
в ней главное - отношение к
морали. Первыми восприемниками идей
Шопенгауэра в России были писатели,
литературные критики, а не профессиональные
философы. Его популярность объясняется
отсутствием у Шопенгауэра "тернистого
языка", свойственного немецким классикам,
отпугивающего иноязычного
Еще в 1862 году И. С. Тургенев писал А. И. Герцену, что Шопенгауэра следует внимательно изучать. Л. Н. Толстой в 1869 г. высказывался в том смысле, что Шопенгауэр самый гениальный мыслитель. Символисты начала XX века были захвачены его учением. Андрей Белый аттестовал себя как шопенгауэрианца. Интенсивно переводились на русский язык работы философа. Первой ласточкой были "Афоризмы житейской мудрости". В 1881 году замечательным поэтом А. А. Фетом был переведен "Мир как воля и представление". В начале XX века вышло четырехтомное, считавшееся тогда полным, собрание сочинений Шопенгауэра на русском языке. Это был апогей его славы в России: такой чести не удостоился ни один немецкий мыслитель. Ни один крупный труд Шеллинга не был тогда переведен. Впрочем, Шеллинг непосредственно влиял на умы русских профессиональных философов, безукоризненно владевших немецким языком, а Шопенгауэром увлекалась широкая читающая публика.
Русские читатели ценили в
Шопенгауэре то, что он почувствовал,
как писал Н. Бердяев, "боль и
суету мира" [39], что он обосновал
особость человеческого существа и
существования. Но в то же время их
все же не устраивала описательность,
а не предписательность в
Так, В. С. Соловьев, высоко оценивая
вклад Шопенгауэра в развитие
мировой философии, называя его "сильным
мыслителем", подчеркивая значение
переворота в философской мысли,
начало которому он положил, обозначив
кризисное ее состояние, вместе с
тем отмечал его
Вселенская жалость
или мировая скорбь также
Соловьев считал эмпирическое основание этики, каковым являются сострадание и эгоизм, только фактом живой природы. Но элемент сознания и разумной рефлексии необходимо входит в нравственные определения человека и тем самым исключительно инстинктивная нравственность, основанная на преображении неодолимой силы воления, оказывается для него непригодной.
Но Соловьев прав в главном. В соответствии с Кантом он подчеркивает, что формально-нравственный характер деятельности не может определяться естественной склонностью. Этот род деятельности должен быть обязателен для нашего сознания: он должен сознаваться как обязанность, т. е. как необходимость действия из одного уважения к нравственному закону. У Шопенгауэра такое разумное повеление отсутствует, поэтому ему не удалось, считает Соловьев, обосновать безусловное внутреннее преимущество нравственной деятельности.
Русских мыслителей не привлекало и понимание Шопенгауэром воли как центра и ядра мира, безосновной, все подчиняющей силе, которая мчит весь мир и которой подвластен человек, причем способность выйти из ее подчинения не является всеобщей. Когда мысль о подчиненности человека воле была использована в тоталитарном мифе гитлеровской Германии, в 1942 году С. Булгаков писал: "... и в прошлом Германии наряду с чертами немецкого гения существует... мрачная волевая линия, которую не без успеха... теперь констатирует национал-социализм и у Фихте, и у Шопенгауэра, и у других немецких мыслителей. Гитлеризм не есть видимое иго, как большевизм,... но внутреннее духовное". Эта суровая констатация парадоксальным образом смыкается с оценкой Д. Лукача, считавшего Шопенгауэра идеологом крайней реакции и разрушителем разума, а также с постановлением ЦК КПСС 1944 года о третьем томе "Истории философии", в котором, как указывалось в этом постановлении, отсутствует разоблачение реакционного характера немецкой классики.
В учении Шопенгауэра утрачены
существенные достижения немецкой классики.
Он чужд диалектики, хотя в явлениях
объективации воли видит постоянное
внутреннее борение, непримиримую борьбу,
раздвоение воли с самой собой . Он
принципиально антиисторичен: мировая
воля неизменна и ее власть над
миром и человеком (не говоря об обществе)
не знает перемен. Шопенгауэр, предлагающий
человеку средство защиты от страданий
в здешнем мире, не разделяет мысль
Канта о том аспекте
Но Шопенгауэр предложил системное учение, обращенное к целостному пониманию мира, человека и его поведения. В этом учении едины человек и природа. Основой этого единства является воля, поднятая на онтологический уровень. Существование и поведение человека в зримом мире имеют натуралистический характер. Материализм Шопенгауэра, основанный на богатом эмпирическом материале его времени, благодаря исключительной интуиции, обогатил потомков рядом замечательных догадок, далеко выходящих за рамки его эпохи. Хотя зависимая от протестантизма его этика ограничивает учение о сострадании и теорию деятельности феноменальным миром, в то же время в эпоху десакрализации веры и культа прагматизма она апеллирует к всеобщим нормам морали, она обращена "к человечеству" и предлагает индивиду путь если не к полному спасению, то, по крайней мере, к утешению и успокоению, к единению с природой. Пессимизм Шопенгауэра не абсолютен, это своего рода героический пессимизм, предвосхитивший духовные искания иного времени - начавшейся в конце XIX в. эпохи кризисного сознания и духовного упадка. В этом смысле Шопенгауэр обозначил действительный конец немецкой классической философии.