Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:52, реферат
Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как «творческая эволюция», целостный органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно» в новой философской парадигме отвергаются.
Согласно представителям
(Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон,
О.Шпенглер и др.) этой школы в
основе развития мира и человека лежит
не рациональное основание, а иррациональная
реальность - «жизнь» как «творческая
эволюция», целостный органический
«поток» («порыв», «длительность»), в котором
неразделимы материя и сознание, сознательное
и бессознательное, логика и интуиция.
И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним
в рамках рационализма, позитивизма и
механицизма предшествующей философии.
Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно
Шопенгауэру, не основан на принципах
разума. В мире вообще нет разума, в нем
все подчинено воле. Воля - это «порыв»,
существующий в природе и в обществе. В
мире животных - это стремление к сохранению жизни, в
физическом мире есть «притяжение», тяготение,
магнетизм, в обществе существует воля
государств, народов и отдельных людей,
воля «разлита» в природе и обществе. Воля
порождает все явления и процессы в мире,
но сама она безосновна и беспричинна.
Воля слепа и не имеет разумной цели. Она
предстает как бесцельная потребность
выжить. На человеческом уровне воля существует
в виде страстей (аффектов): властолюбия,
мстительности, любви и т.д. Если основа
мира - «воля» - неразумна, то и мир не разумен.
История лишена смысла, в ней нет никакого
разумного основания. Наука постоянно
заходит в тупик, когда пытается обосновать
мир из законов разума. Мир не стал лучше
из-за развития науки и техники. Последние
становятся большим злом.
Время враждебно человеку, оно безжалостно
и неумолимо. В религии человек пытается
победить время через идею бессмертия
души. Но это - иллюзия. Пространство тоже
враждебно человеку, оно разделяет людей.
В целом, жизнь людей - это безнадежное
длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит
в понимании того, что мир - это скорбь.
Человек может прожить достойно, искоренив
в себе «волю к жизни», устранив аффекты,
вызванные «волей». Человек может придать
своей жизни смысл путем избавления от
«воли к жизни» Шопенгауэр ссылается на
положения древнеиндийской философии,
Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший
своими заявлениями современную ему философскую мысль.
Суть его взглядов - это гимн сильному
человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра
и разделял его иррационализм. Мир - вечное
становление, вечный поток, в котором все
возвращается на круги своя, Человек не
должен бояться смерти, потому что мир
повторяется во времени с незначительными
изменениями. Мир - это жизнь. Основой жизни, по
Ницше, является воля к власти или стремление
к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается
в помощи человеку приспособиться к окружающему
миру и реализовать себя - самоутвердиться.
Для того, чтобы выжить человек должен
быть сильным. Именно этим положением
объясняется критика Ницше христианства
- идеологии слабых - рабов, а не господ
(жизни). Христианство проповедует смирение,
сострадание, терпение, кротость, ненасилие.
Однако эти моральные принципы не принимаются
уже давно в качестве руководства к действию
в обществе теми, кто действительно чего-то
хочет достичь в жизни - и достигает. Христианская
мораль - «сумма условий сохранения бедных,
полуудачных и полностью неудачных видов
человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство
умерло (Богумер!), оно не способно - и никогда
не было способно - быть ориентиром для
людей. Европейская культура - это культура
изнеженных людей, и виновато в этом христианство.
Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей»,
к замене морали рабов на мораль господ
- «сверхлюдей». Философ противопоставляет
«простого человека» и «аристократов
духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты,
мягкотелы, не способны созидать и властвовать,
они рабы от природы и могут лишь подчиняться.
«Сверхчеловек» - это существо высшего
биотипа. Он абсолютно свободен, находится
вне общепринятых (христианских) моральных
норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает
искусство повелевать, широту воли, правдивость,
бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию,
уверенность в лживости простого народа,
жестокость в преодолении тотальной лжи
земного бытия. «Сверхчеловек» - это не
герой и не великий человек. Это абсолютно
новая порода людей, которой еще не было
в мире - плод развития всего человечества,
не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек»
преобразует будущую культуру и мораль
человечества, даст народам новые мифы
вместо старых. «Слабые» должны погибнуть
и освободить место для нового поколения
«сверхлюдей».
Ницше выступает против европейского
рационализма, противопоставляя ему
чувства и инстинкты: разум по
своей сути ничтожен, логика абсурдна,
т.к. имеет дело с застывшими формами,
противоречащими динамике
Анри Бергсон - основатель интуитивизма.
Жизнь как становление начинается в результате
первоначального взрыва («жизненного
порыва») и выступает как поток качественных
изменений. Первоначальный взрыв вызвал
к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и
познания. "Эволюция в дальнейшем привела
к их взаимному отчуждению, приобретению
противоположных качеств. Жизнь тоже распадается
- на дух и материю. Жизнь может быть познана
только интуитивно, симпатически. При
этом снимаются все противоположности,
в том числе и между познаваемым и познающим.
Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция
схватывает живое через «длительности»
- субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллект
познает мертвые вещи, утратившие «длительность»,
в обмен на пространственную фиксацию.