Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:02, реферат
Возможно этика ненасилия и диалога из полуэкзотической и наивно-утопической конструкции становиться одним из центральных моментов этической мысли и выживания человечества в этом стремительно меняющимся мире. Поэтому дискуссии происходящие по этическим аспектам в биологии, медицине, генетике имеют не только чисто теоретический интерес. но и практический касающийся всех нас так или иначе.
Вступление............................................................................................................3
Нравственность, мораль и этика в науке............................................................4
Свобода и ответственность ученого...................................................................6
Биоэтика и мировоззренческие позиции............................................................9
Генетика и этика..................................................................................................12
Генная инженерия - неограниченные возможности и возможные ограничения..........................................................................................................15
Тезис ценностной нейтральности науки………………………………………19
Заключение...........................................................................................................21
Список использованной литературы.................................................................22
Развитие генной инженерии и близких ей областей знания (да и не их одних) заставляет во многом по-новому осмысливать и диалектическую связь свободы и ответственности в деятельности ученых.
Сегодня же принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех далеко не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям. В нынешних дискуссиях по социально-этическим проблемам науки наряду с защитой ничем не ограничиваемой свободы исследования представлена и диаметрально противоположная точка зрения, предполагающая регулировать науку. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремится к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований.
Последняя
из надежд человечества, высочайший и
величайший идеал Просвещения - Наука,
которая “все сможет” и “все
может”, которая “выручит” и
“спасет”, проституируется до конца,
и занимается не только косвенной
и скрытой, но и прямой и непосредственно
массовой разработкой самых
Тезис
ценностной нейтральности
науки
Основной вопрос этики науки — проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.
Существует распространенная
Будучи последовательно
1. Сам этот тезис возник лишь
относительно недавно в связи
со становлением большой науки
и вовлечением ученых в
2. Принцип Д. Юма весьма уязвим.
Многократно
3. Само научное познание насыщено ценностными установками, ведь когнитивные регулятивы тоже в некотором смысле могут считаться параметрами ценностного мышления. О значении ценностей для деятельности научного сообщества уже говорилось ранее; так, сама научная рациональность регулируется когнитивными ценностями, такими как простота, проверяемость, широкая применимость.
4. Не соответствует
5. Сама попытка выстроить
6. Инструментальное мышление не
может быть строго изолировано
от рассмотрения целей и
7. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Именно разум является их общим знаменателем. Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны, вне зависимости от того, обсуждается теоретическая или практическая проблема; моральные вопросы, как и когнитивные, тоже подлежат рациональному обсуждению и обоснованию, по мнению КО. Апеля, Ю. Хабермаса, Р. Хеара и др. Поэтому рациональность в расширенном смысле совмещает обсуждение как познавательных вопросов, так и их этического контекста.
Крупный ученый — талантливый
и увлеченный исследователь,
Итак, если мы отвергаем тезис
ценностной нейтральности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Да мы понимаем наука опасна. Влияние сциентизма и рационализма настолько велико, а экспансия их так сильна, что они ворвались и бесчинствуют на исконно чужих, никогда не принадлежащих им территориях ; религии (дело дошло до “моделирования бога”), этики (“прикладное моралеведение” освобождает человека от решений, “по совести”), эстетики (информационные теории прекрасного и картины которые надо “решать”) - не говоря о собственно познании.
Последствия
деятельности в биологии, генной инженерии
и медицине не менее опасны, чем
в ядерной физике. Представляется,
что пафос озабоченности
Нужно широкое биополитическое движение, сходное с экологическим, но перенесенное на почву телесно-духовного бытия человека. Основная цель биополитического движения - борьба с безответственным вмешательством науко-техники в человеческую природу, защита ценностей жизни и гуманизма. Духовно-практические потребности необходимо рассматривать, как точку отсчета при биополитической экспертизе научно-технических проектов. Это предполагает, что и в свободных дискуссиях, и при официальных рекомендациях на первый план выйдут не столько теоретико-методологические, а экзистенциально-этические аспекты проблем: естественного и искусственного, жизни и смерти, здоровья и болезни, соотношения вечных “понятий” и исторической “меры” человека, коэволюции с миром машин, вопросы биоэтики в предельно широком (вплоть до отношения ко всему живому) и в самом узком (отношения к самому себе) смысле[6].
А нравственное состояние современного научного развития, не более чем частный случай и эпизод общего нравственного состояния современного мира, один из многих, общего духовного кризиса, общей неспособности нашего мира к производству каких бы то ни было здоровых плодов.
Ссылаясь
на Священное писание, можно сказать,
что человек отведал плод с
древа познания, прошел через вавилонское
столпотворение, где каждая дисциплина
говорит на своем собственном
языке, непонятном для других, и оказался
на ковчеге коммерции, обреченном на
катастрофу. Будем надеется на лучшее
разумение, на лучшее взаимопонимание
для безопасного плавания на борту нашего
общего ковчега, надеясь, что он не закончит
свое путешествие как корабль дураков.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1, Лазар М.Г. Этика науки. ЛГУ, - 1985. 125 с.
2. Медянцева М.П. Ответственность ученого как социально-этическая проблема. Казань, - КГУ, - 1973, 174стр.
3. Фролов И.Т.и др. Введение в философию, - 2 т.,- М.-Политиздат,-1989.
4. Фролов И.Т. Философия и история генетики: поиски и дискуссии. - М. -Наука,-1985.
5. Докинз Р. Эгоистичный ген. - М. - Мир.-1993.
6. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. -М. - Мир.- 1994