Философия Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:36, реферат

Краткое описание

Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 - 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия.

Вложенные файлы: 1 файл

философия !!.docx

— 68.90 Кб (Скачать файл)

1. Введение.

         Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 - 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге "Психологические типы", вышедшей в 1921 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Биография Карла Юнга.

        Карл Густав Юнг родился 26 июля в 1875 году в Кенссвиле, городе стоящем на озере Констанца, в швейцарском кантоне Тюрго, вырос - в Базеле.

       Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем существуют два совершенно разных человека.

После школы Юнг поступает  в Базельский университет с намерением специализироваться в классической филологии и, возможно, археологии, однако предположительно одно из его сновидений побудило интерес к естественным наукам и к медицине. По окончании Базельского университета в 1900 году, Юнг получает медицинскую степень по специальности психиатрия. В том же году он получил должность ассистента в Цюрихской больнице Бургхельцли и Цюрихском госпитале для душевнобольных, окончательно избрав карьеру психиатра. Он ассистировал, а позже  начал сотрудничать с создателем понятия «шизофрения»- Эугеном Блеером, выдающимся психиатром, и некоторое время учился у Пьера Жане, ученика и преемника Шарко в Париже. Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда.

Находясь под сильным  впечатлением, после прочтения  работы З. Фрейда «The interpretation of dreams», опубликованной в 1900 году, еще молодой психиатр Карл Густав Юнг послал Фрейду копии своих сочинений, в которых в целом поддерживал его точку зрения. В 1906 году у них началась регулярная переписка, и на следующий год Юнг нанес первый визит Фрейду в Вене, где они беседовали в течение тринадцати часов! Образованность Юнга произвела большое впечатление на Фрейда, он полагал, что Юнг мог идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе.

 Фрейд считал, что Юнгу  предстоит стать его наследником,  его, как он писал Юнгу, «кронпринцем».  В 1910 году, когда была основана  Международная психоаналитическая  ассоциация, Юнг стал первым её  президентом и занимал этот  пост до 1914 года. В 1909 году Фрейд  и Юнг предприняли совместную  поездку в Университет Кларка  в Уорчестре (Массачусетс), оба по приглашению выступить с серией лекций на мероприятиях, посвященных 20-й годовщине основания университета. Однако три года спустя в отношениях между Фрейдом и Юнгом наступило охлаждение, и в 1913 году они прервали личную переписку, а через несколько месяцев - и деловую. В апреле 1914 года Юнг оставил пост президента ассоциации, а в августе 1914 года прервал свое членство в ней. Таким образом, разрыв был окончательным. Фрейд и Юнг больше никогда не встречались.

На протяжении четырех  лет Юнг переживал тяжелый  душевный кризис, он был буквально  одержим изучением своих собственных  снов, что по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству. В течение многих лет он вел семинары на английском языке для англо-говорящих студентов, а вслед за тем, как он ушел из активного преподавания, в Цюрихе открылся и начал работать институт названный в его честь. Только к концу первой мировой войны Юнг смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. В 1944 году специально для Юнга была организована кафедра медицинской психологии в Базельском университете, но нездоровье заставило его через год отказаться от этого поста. Самый трагический эпизод его жизни был связан с обвинениями в симпатиях к нацистам, но он со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце концов реабилитирован.

Скончался Карл Густав Юнг 6 июня 1961 года, в возрасте 85 лет, в  городе Кустанахте, Швейцария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сущность психологической теории К. Г. Юнга.

       Сущность теоретических разногласий между Фрейдом и Юнгом состояла в следующем:

  • Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что резервуар бессознательного содержит не только сексуальные и агрессивные инстинкты, но и образы, архетипы, происхождение которых уходит вглубь биологической эволюции; 
  • Либидо – это не только сексуальная и агрессивная энергия, но и жизненная творческая сила, проявляющаяся, например, в религии или в стремлении к власти. Юнг и Адлер отвергали заявление Фрейда, что мозг представляет собой «приложение к половым железам». По мнению Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. По мнению Юнга, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам, человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.
  • Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Юнг пытался найти и исследовать в бессознательном врождённый опыт человечества как биологического вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное). Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Семь таких архетипа встречаются чаще других – это персона, анима и анимус, тень, самость, мудрец и Бог. Архетипы часто проявляются в сновидениях и в искусстве в форме символов. Образы бессознательного:

         · Персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Символ этого – маска.

         · Анима – это женские черты в личности мужчины. Символ этого – Дева Мария, Мона Лиза.

         · Анимус – это мужские черты в личности женщины. Символ этого – Иисус Христос, Дон Жуан.

         · Тень – это тёмная тайная и дурная сторона нашего Я, образ зверя который находится в бессознательном и просыпается в минуты ярости. Символ этого – Сатана и Гитлер.

         · Самость – воплощение целостности и гармонии личности. Символ этого - Мандала, абстрактный круг и нимб святого. Состояния уравновешенности и гармонии личности можно достичь только в среднем возрасте между 35 и 40 годами.

         · Мудрец – это персонификация жизненной зрелости. Символ этого – пророк.

· Бог – это конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир. Символ этого – солнечное око.

       Главный недостаток этих идей Юнга состоит в том, что они трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке. Однако в последние годы на Западе наблюдается рост популярности этих отчасти мистических идей. По моему мнению, гораздо большей научной ценностью обладают идеи Юнга о типах личности, о которых будет сказано ниже.

 

4. Типы личности.

Юнг начал работать над  «Психологическими типами» после  своего окончательного разрыва с  Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитической ассоциации и оставил кафедру  в Цюрихском университете. Этот критический период (с 1913-1918 год) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил, как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он в последствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»(«Memories, dreams, reflections»), изданной в 1961 году. Там, среди прочего, есть и такое свидетельство: «Эта работа возникла первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот вопрос, я натолкнулся на проблему типов, поскольку именно психологический тип с самого начала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с внешней средой, другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания, многочисленные установки сознательного разума к окружающему его миру, и, таким образом, конституируется психология сознания, из которой просматривается то, что можно назвать клиническим углом зрения».    

          Юнг выделил восемь типов личности на основе двух установок – экстраверсии или интроверсии – и четырёх функций или видов ориентации – мышления, чувства, ощущения или интуиции.

 

4.1 Общие типы личности.

Итак, общие типы установки  отличаются друг от друга особой установкой по отношению к объекту. У интроверта отношение к нему абстрагирующее, он старается оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, наоборот, относится к объекту положительно, он ориентирует свою субъективную установку по объекту, т.е. иными словами экстравертная установка характеризуется позитивным, а интровертная - негативным отношением к объекту. Экстраверт «мыслит, чувствует и действует, соотнося себя с объектом»; он ориентируется прежде всего, на внешний мир. Юнг еще называл это тип ориентационным. Основой для интровертной ориентации служит субъект, а объект играет лишь второстепенную роль.  Замкнутые, трудно располагаемые к разговору, пугливые натуры представляют собой полную противоположность людям с открытым, обходительным, веселым и приветливым характером, которые со всеми ладят, иногда сорятся, но всегда стоят в отношении к окружающему миру, влияют на него и со своей стороны воспринимают его влияние.

По мнению Юнга, эти установки  по отношению к объекту являются основой процесс приспособления. Он пишет: «Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации  и две, обусловленные ими возможности  поддержания живых организмов: первый путь это повышенная плодовитость при  относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь - это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой плодовитости». Эта биологическая противоположность, считает Юнг, являются основой двух общих типов установки.

Например, экстраверт растрачивает свою энергию на внешний объект; интроверт - обороняется от внешних  требований, воздерживается от всякой затраты энергии и тем самым  создает для себя более обеспеченное положение.

По мнению Юнга, формирование установки не является результатом  онтогенеза,  а является результатом  индивидуального предрасположения, т.к. при однородных вешних условиях один ребенок обнаруживает один тип, а другой ребенок - другой. 

Между экстраверсией и  интроверсией существует отношение  компенсации: экстравертное сознание сочетается с интровертным бессознательным и наоборот. 

Представление об интроверсии  и экстраверсии, и четырех функциях позволило Юнгу выстроить систему восьми психологических типов, четыре из которых являются экстравертными, а остальные четыре интровертными.

Такая классификация, по мнению Юнга,  поможет в понимании  и принятии индивидуальных путей  развития личности и способов мировоззрения.

  4.2 Экстравертный тип.

Экстравертный тип ориентируется  по внешнему объекту, его решения  и действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий  и требований окружающего мира; его  внутренний мир подчиняется внешним  требованиям; все его сознание смотрит  во внешний мир, т.к. важные и детерминирующие  решения приходят к нему из вне.

Своей адаптивностью экстравертивный  тип обязан тому, что он  приспособился  к определенным условиям, и не выходит  за рамки объективно данных возможностей. Эта сторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону, т.к. экстраверт ориентирует свою деятельность на фактическую сторону своих субъективных потребностей и нужд.

«Опасность заключается  в том, что он вовлекается в  объекты и совершенно теряет в  них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или  действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо  они принуждают объекта к недобровольному  самоограничению».

 

4.2.1.МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:

 

Вследствие общей экстравертной  установки мышление ориентируется  по объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность  мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с другой стороны - и это в большей степени, оно подкрепляется объективными данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.

Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание, образование и т. д. Отсюда вытекают следующие критерии экстравертного мышления:

  1. Направленность процесса суждения - передается оно извне или же имеет субъективный источник;
  2. Направленность умозаключений - имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет.

 Итак, «экстравертное  мышление возможно лишь благодаря  тому, что объективное ориентирование  имеет некоторый перевес..., но  это ни чуть не меняет мыслительной функции, а меняет лишь ее проявления».

           Есть экстраверные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала, что прибегают ко лжи и другим нечестным средствам, руководясь девизом - цель оправдывает средства. Вследствие этого человек может пренебрегать своим здоровьем, общественным положением, жизненные интересы его семьи подвергаются насилию и в конце концов, такого человека ожидает полный финансовый и моральный крах.

Юнг объясняет это тем, что сознательно вытесненная, подчиненная  функция чувства, «бессознательно  действующая и вводящая в соблазн, может довести до таких заблуждений  людей, в остальном стоящих на высоте».

Информация о работе Философия Юнга