Философия аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Родился Аристотель в июле-сентябре 384 г. до нашей эры. Его родина – полис Стагира во Фракии близ Афонской горы. Аристотель происходил из старинной фамилии врачей. Отец его Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III и даже был близок к нему, поэтому будущий философ в детстве играл с Филиппом II, будущим царем Македонии.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 67.64 Кб (Скачать файл)

Аристотель – отец зоологии. В зоологических работах Аристотеля упомянуто описание более пятисот  видов животных – цифра для  того времени громадная. В центре внимания философа вид, а не особь  и не род. Это «сути бытия», формы, первые сущности (по «Метафизике»). Вид  – это то самое минимальное  общее, которое почти сливается  с отдельным, расползаясь в нём  благодаря случайным несущественным признакам.

С именем Аристотеля связаны  также конкретные биологические  научные открытия. Жевательный аппарат  морских ежей называется «Аристотелев фонарь». Философ различил орган  и функцию, связав первый с материальной причиной, а вторую – с формальной и целевой. Аристотель открыл принцип  корреляции в формуле: «Что природа  отнимет в одном месте, то она  отдаёт другим частями».

 

Этика Аристотеля: учение о добродетелях

В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что  «добродетель не даётся нам от природы»; от природы нам даётся лишь возможность  приобрести её. Многое зависит от человека, «в нашей власти быть нравственными  или порочными людьми».

Поступки человека ориентированы  на счастье. Но что такое счастье? Для многих это удовольствие и  наслаждение. Но жизнь, растраченная в  наслаждениях, - рабская жизнь, достойная  животного. Для других счастье –  почести, успех. Но они представляют собой нечто внешнее, зависящее  от других. Третьи полагают, что счастье  состоит в умножении богатства. Но это абсурдная цель, поскольку  богатство – лишь средство для  достижения чего-то другого; как цель оно смысла не имеет. Высшее благо  и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как  человека. Счастье предполагает, что  человек не просто живёт (ведь и растения живут), не просто чувствует (и животные чувствуют); счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью.

Нравственность тесно  связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивает, что «всякий в известном  отношении виновник собственного характера». Человек становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным, поступая умеренно, мужественным – действуя в опасных ситуациях и привыкая не испытывать страха. Любого человека можно сделать храбрым, если с  молодости учить его не бояться  в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания.

«Этическая добродетель», по мнению Аристотеля, состоит в  господстве над чувственной душой. Импульсы страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам. Разум даёт нам  возможность найти «точную меру», срединный путь между крайностями. Аристотель приводит ряд примеров –  своеобразные комплексы, в которых  среднее понятие представляет собой  «меру», расположенную между крайностями:

безрассудство – мужество – трусость,

расточительность – щедрость – жадность,

гневливость – кротость – смирение,

хвастовство – правдивость  – ирония,

наглость – стыдливость  – застенчивость,

самоунижение – самоуважение – кичливость, и т.д.

Активность разума – цель, достойная человека. «Благо человека состоит в активности души, согласной  с добродетелью, а коли добродетелей души много, - то в согласии с лучшей и наиболее совершенной из них. Но, следует добавить, - и в жизни  исполненной».

Мало знать, что такое  добродетели, нужно ещё уметь  на практике находить эту середину. Человек должен не только знать, что  хорошо и что плохо, но и стремиться и уметь следовать благу.

Среди всех добродетелей выделяется одна, в которой синтезированы  все прочие – справедливость. Важный аспект справедливости – равенство, но не для всех, а для равных; неравенство  справедливо для неравных.

Аристотель осуждает зависть. Зависть – это не стремление обладать чем-либо, а желание видеть ближнего лишенным этого. Это не благородное, а мелочное чувство, чувство мелкого  соперничества, которое может быть направленно только на подобных нам, но не на тех, кого мы считаем гораздо  ниже или выше себя.

Рациональная душа имеет  дело с изменяющейся реальностью, с  одной стороны, и неизменными  принципами, с другой. Отсюда две  добродетели – рассудительность и мудрость. Рассудительность проявляется  в определении того, что является благом и что злом. Рассудительность связана с практичностью. Практичен  тот, кто способен трезво оценивать  обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих  к благополучию. Практичность требует  умеренности. Для практичности требуется  опыт, и поэтому молодые люди не могут быть практичными. Практичные люди годны для управления домом  и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой.

Мудрость заключается  в познании принципов бытия (что  изучается философией). Именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться  божественного. Это познание не преследует каких-то конкретных жизненных ценностей. Однако, именно философия, в конечном счёте, руководит практической и  нравственно-политической деятельностью.

Аристотель полагает, что  нравственный человек является мерой  для других людей. Он всегда находится  в гармонии с самим собой и  «не знает укоров совести».

В этике Аристотель довольно много внимания уделяет дружбе в  отношении между людьми. Совершенная  дружба возможна между достойными, и нельзя дружить со многими. Не следует  вступать в дружеские отношения  с человеком, занимающим более высокое  положение, чем ты сам, если он не выше и по своей добродетели. Друзья являются утешением в несчастье, но не надо делать их несчастными, ища их сочувствия, как поступают женщины и женоподобные мужчины. Счастливый человек нуждается  в друзьях, чтобы разделит с ними своё счастье.

 

Социально-политические взгляды

«Политика» Аристотеля интересна  и в то же время важна: интересна  она тем, что показывает предрассудки, общие образованным грекам его времени, а важна как источник многих принципов, влияние которых сохранилось  до конца средних веков. Я не думаю, чтобы в ней было много такого, что оказалось бы практически  полезным для государственных деятелей наших дней, но многое проливает  свет на борьбу партий в различных  частях эллинистического мира. В ней  мало сведений о методах управлениях  в неэллинских государствах. Все  рассуждения касаются городов-государств, и отсутствует предвидение их упадка. Греция благодаря тому, что  она делилась на независимые города, была лабораторией для политических экспериментов. Но от времён Аристотеля до возвышения итальянских городов  в средние века не было ничего такого, к чему приложимы были бы эти эксперименты. Во многом тот опыт, к которому обращался  Аристотель, имел большее отношение  к современному миру, чем к любому такому, который просуществовал тысячу пятьсот лет после того, как  была написана его книга.

Аристотель чувствует, что  государство всё же ограничено в  своих воспитательных возможностях, в его ведении находятся скорее этические, чем дианоэтические добродетели. Поэтому в «Политике» Аристотель говорит лишь об этических добродетелях, а если о дианоэтических, то в  связи с практическим разумом. В  качестве таковы Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность.

Аристотель понимает справедливость как общее благо. Достижению общего блага и должна служить политика. Достичь этой цели не легко. Политик  должен учитывать, что человек подвержен  страстям и что человеческая природа  испорчена. Поэтому политик не должен ставить своей целью воспитание нравственно совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина – умением  повиноваться властям и законам.

Такова программа-минимум  «Политики» Аристотеля. Программа-максимум распространяется Аристотелем лишь на правителей: для умения властвовать  необходима не только добродетель гражданина, но и добродетель человека, ибо  власть имущий должен быть нравственно  совершенным.

Аристотель определяет государство  как «форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством» (III, 1), политическое же устройство –  как «порядок, который лежит в  основании распределения государственных  властей» (VI, 1). Политическое устройство предполагает власть закона, определяемого  философом как «бесстрастный  разум», как «те основания, по которым  властвующие должны властвовать  и защищать данную форму государственного быта против тех, кто её нарушает» (VI, 1).

Аристотель различает  в политическом устройстве три части: законодательную, административную и  судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчеркивает его многочастность и не подобие частей друг другу, естественное различие составляющих его людей  – «из людей одинаковых государство  образоваться не может» (II, 1), а также  различие семей в государстве.

Основа государства –  гражданин. Государство состоит  именно из граждан. Отмечая, что каждое политическое устройство имеет своё понятие о гражданине, сам Аристотель определяет гражданина как того, кто  участвует в суде и в управлении, называя это «абсолютным понятием гражданина» (III,1). Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане – те, кто исполняет  воинскую, административную, судейскую  и жреческую функции.

Государство, будучи формой общежития граждан, - не единственная его форма. Другие формы – семья  и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним  выступает как их цель. Государство  – энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Аристотель определяет человека как  по своей природе политическое животное.

Больше Аристотель ничего не может сказать о стимулах создания государства, для него государство  существует естественно. Это означает, что философ не может найти  специфические законы общественного  развития, он даже не подозревает об их существовании.

Первый результат проявления политической сущности человека –  образование семьи. Семья в изображении  Аристотеля непременно имеет три  двойные части и соответствующие  им три формы отношений, «первые  и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети» (I,2), а потому «в семье  имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и  родительские» (I, 2). В соответствии с этим Аристотель различает в  семье власть господскую и власть домохозяина, первая власть – власть над рабами, вторая – над женой  и детьми.

Аристотель рассматривает  рабство как необходимое и  вечное явление. С самого рождения одни существа предназначены к подчинению, другие – к властвованию. «Природа устроила так, что и физическая организация  свободных людей отлична от физической организации рабов; у последних  тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные  же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни». У раба на первом месте тело, у свободного – душа, а душа –  начало властвующее.

Аристотель неправильно  считает, что несколько семей  со временем образуют селение. На самом  деле, как известно, индивидуальные семьи выделяются из первобытной  общины и из групповых семей. У  Аристотеля же селение – разросшаяся  семья, интересы которой уже превосходят  обыденные нужды. Из нескольких селений  как их энтелехия возникает государство. Аристотель не смог глубоко взглянуть  на суть процесса генезиса государства. Неверно он представляет себе и природу  государственной власти. Для него власть в государстве – продолжение  власти главы семьи.

Такова патриархальная теория происхождения государства Аристотеля. А так как власть домохозяина  по отношению к жене и детям, как  отмечалось, монархическая, то и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.

Однако патриархальная монархия – не единственная форма политического  устройства. Таких форм много.

Аристотель прежде всего  разделяет государства на правильные и неправильные. В первых правительство  заботится об общем благополучии, во вторых – лишь о собственном  благополучии. Существуют три вида правильных государств: монархия, аристократия и полития (республика) и три вида неправильных государств: тирания, олигархия  и демократия. Кроме того, существует множество переходных форм.

Хотя монархия – древнейшая, «первая и самая божественная»  форма политического устройства, аристократия всё же лучше её. При  аристократии власть находится в  руках немногих, обладающих личными  достоинствами; аристократия возможна лишь там, где личное достоинство  ценится народом. Полития – власть большинства. Большинству присуща  единственная общая им всем добродетель  – воинская, поэтому «республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются  и бедным, лишь бы они были достойны».

Среди неправильных форм государства  прежде всего выделяется тирания. «Тираническая  власть не согласна с природой человека». К ней Аристотель относится резко  отрицательно. Вторая неправильная форма  – олигархия. Это власть немногих, но не достойных (как при аристократии), а богатых. Далее следует демократия. Существуют два варианта этой формы  государства: демократия, которая основана на законе, и демократия, при которой  власть находится в руках толпы, а не закона; фактически же власть находится  в руках народных льстецов-демагогов.

В наилучшем государстве  граждане счастливы, их жизнь совершенная  и вполне себе довлеющая, а так  как умеренное и среднее –  наилучшее, то там граждане владеют  умеренной собственностью. Такое  среднее сословие и устанавливает  наилучшую форму правления. Казалось бы, что Аристотель – демократ, что  он сторонник средних слоёв населения, большинства. Однако и это не так. Хитрость Аристотеля в том, что он остаётся на стороне большинства  или даже всех граждан, предварительно исключив из их числа большинство  жителей государства. Для этого  философ различает существенные и несущественные, но тем не менее  необходимые части государства. К необходимым, но несущественным частям государства Аристотель относит  всех трудящихся, а к существенным – лишь воинов и правителей.

Информация о работе Философия аристотеля