Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:25, реферат
В «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова проблема хозяйства осмысливается с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения господствующей науке о хозяйстве – политической экономии, во-вторых, хозяйство рассматривается критически, где Булгаков в духе Канта ставит вопрос о его возможности, который решается на основании философии тождества Шеллинга.
Введение…………………….…………………….……………………………..3
1. Функции философии и их связь с социально-экономическими науками в современном мире…………………………………...…………………….…4
2. Феномен «Философии хозяйства» в контексте исторического осмысления…………………………………………………………………...…..4
3.Современное значение «Философии хозяйства» С. Булгакова.………….…………………………………………...........................5
3.1.Актуальность исследования мира как хозяйства…………………………………..……………………………………..6
3.2. Достижения С.Н. Булгакова и научная новизна «Философии хозяйства»………………………………………………………………………..8
3.3. Основные современные подходы к анализу хозяйственной деятельности……..……………………………………………………………….9
Заключение……………….…………………………………..…………...…….11
Список использованной литературы…………………………………………...12
3.2. Достижения С.Н. Булгакова и научная новизна «Философии хозяйства».
Большую часть книги занимает критический обзор концепций, так или иначе относящихся к осмыслению хозяйственной деятельности. Здесь Булгаков демонстрирует прекрасное владение всем идейным наследием человечества. Его критика глубока и, как правило, затрагивает самое существенное. Так, чисто научный подход вообще критикуется за претензию на объяснительную универсальность, а социология - за ее претензии предсказать будущее человечества. По Булгакову, главная ошибка социологии в том, что она рассматривает социум как механизм, работающий по «социальным законам». Никаких законов развития общества нет, – утверждает Булгаков – социология близоруко принимает устойчивые статистические закономерности за подлинные законы. Наконец, политэкономия критикуется за приверженность к излишнему прагматизму. Булгаков пишет, что «она есть дитя капитализма». В целом, все эти области человеческого знания не дотягивают до философии хозяйства, а потому задача построения таковой и стоит на повестке дня. В этом Булгаков совершенно прав.
Булгаков пишет: «Социальная политика заменяет любовь, возможную лишь в отношении к личности, но не к совокупности – будь это «партия», или «класс», или «человечество», устанавливая противопоставление «живой» любви к ближнему и «любовью к дальнему, так сказать, социологической». Представляется, что здесь философ не совсем прав. Христианская любовь – не только благожелательное чувство, но, прежде всего, дело. И это дело вполне может выражаться в установлении более справедливых социальных отношений. А потому один хороший закон может нести в себе больше любви, чем даже крупная благотворительная акция».
Вообще, С.Н. Булгаков в «Философии
хозяйства» стремился обнаружить самые
глубинные основания предметов
и раскрыть их подлинную сущность,
а также показать влияние нравственных,
религиозных, культурных мотивов на
поведение людей в сфере
Другим важным методологическим достижением С.Н. Булгакова является тезис о недопущении смешения общефилософских понятий и специально экономических или иных других, так как это приводит к искаженному пониманию хозяйственных процессов, затемнению объективного субъективным. То есть и здесь для С.Н. Булгакова характерен методологический максимализм, заключающийся в стремлении обнаружить самые глубинные основания предметов, раскрыть их подлинную сущность. Философии хозяйства С.Н. Булгакова присущ эсхатологизм, который является проявлением не пессимизма, а результатом глубокого понимания противоречивых основ хозяйственного бытия.
«Софийность» - вот еще одна изюмина, то положительное оригинальное содержание, которое вносит Булгаков в осмысление хозяйства. Человеческое творчество требует двух условий: свободы изволения и свободы исполнения. Человек не может творить, будучи сам тварью. Он может творить из уже созданного и в нем отпечатлевать свои идеи. Откуда эти идеи в человеке? Человеческое творчество софийно. Будучи единством natura naturans и natura naturata, человек, творя, воспроизводит предвечные идеи, образующие идеальный организм Божественной Софии. Таким образом, и хозяйство в своем метафизическом основании оказывается софийным. Оно возможно только благодаря причастности человека к обоим мирам, Софии и эмпирии. Мир, отпущенный Богом на свободу и превратившийся в омертвевшую natura naturata, принявший на себя грубый покров механизма и причинности, из этого своего, отчужденного от Софии, состояния может выйти и вновь вернуться к состоянию истинному именно через хозяйство, которое есть не что иное, как деятельность Софии, осуществляющаяся посредством человека, по восстановлению мироздания. Это есть окончательная цель хозяйства, лежащая уже за его пределамию.
Дело в том, что сама идея Софии
в интерпретации Булгакова
Таким образом, наибольшую актуальность в условиях глубокого цивилизационного кризиса личностное отношение к действительности, которое провозглашает философия хозяйства в качестве своего основного принципа, приобретает особую значимость, поскольку здесь требуется полное раскрытие творческого потенциала человека. Между тем сегодня значение проблемы личности подвергается серьезному сомнению. С точки зрения постмодернизма личность, затерявшаяся в различных потоках коммуникации, не обладает определенной системой, ценностей, представлениями о правах, обязанностях и ответственности за поступки, а потому теряет всякий смысл.
3.3. Основные современные
подходы к анализу
К настоящему времени сформировалось несколько подходов к анализу хозяйственной жизни:
- стадиально-технологический (Д. Белл, Э. Тоффлер) - объясняющий происходящие в хозяйстве изменения технологическими факторами, господствующим способом производства;
- культурно - социологический (Г. Зиммель, П. Козловски, А. Тойнби, О. Шпенглер) - рассматривающий взаимоотношения экономики и культуры, прежде всего, в аспекте влияния на экономику культурных и этических ценностей и противоречий, возникающих между ними;
- структурно-функциональный (Т. Парсонс) – предлагающий понимание хозяйства с позиции разделяемых всеми ценностей и нормативных стандартов, призванных служить руководством к действию для отдельных исполняющих роли людей и для коллективов, применяться в различных контекстах и в разных конкретных ситуациях. Главное условие - эти ценности должны быть непротиворечивыми, определенными, обобщенными и согласованными;
- гуманистический (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас) - рассматривающий хозяйство сквозь призму существования, бытия человека и поиска гармонии в его взаимоотношениях с природой и культурой.
По существу, во второй половине ХХ века значительная часть энергии созидания человеческого гения трансформировалась в энергию разрушения - бессмысленную борьбу за мировое господство и беспредельное накопление материального богатства за счет неминуемого разрушения биосферы Земли.
Немецкий философ, экономист и социолог П. Козловски, создавший новую теоретическую систему философии хозяйства - этическую экономию, считает интегрирующим фактором всех аспектов этой системы принцип справедливости. Опираясь на Канта, он формулирует хозяйственно-этический императив: "Поступай так, чтобы твоя хозяйственная деятельность соответствовала двойственной функции экономики - эффективному снабжению людей благами и предоставлению им возможности самореализации» .
Сам же С.Н. Булгаков о философии хозяйства говорит так: «Хозяйство, т. е. трудовая защита и расширение жизни, трудовое творчество жизни, есть общий удел человечества, хозяйственное, т. е. трудовое, отношение к миру есть первоначальное и самое общее его самоопределение. Человек ничего не творит заново, чего бы уже не было в природе в скрытом или потенциальном виде, но он выявляет эти силы жизни и осуществляет ее возможности только трудом, и этот труд, направляемый одинаково как на внешний мир, так и на самого себя, затрачиваемый на производство как материальных благ, так и духовных ценностей, и создает то, что в противоположность природе, т. е. первоначальному, данному и даровому, носит название культуры. Культура лишь трудом человечества высекается из природы, и в этом смысле можно сказать, вместе с экономическим материализмом, что вся культура есть хозяйство. Хозяйственный труд, или культурное творчество человечества, порождается и поддерживается потребностью жизни в самозащите и саморасширении. Из необходимости и всеобщности хозяйственного отношения к миру проистекает целый ряд предпосылок, и те и другие призвана вскрывать философия хозяйства».
Иными словами, хозяйство, понятое достаточно широко, не есть подъяремная работа скота, но творческая деятельность разумных существ, необходимо осуществляющих в ней свои индивидуальные начала, индивидуальности же присуща свобода, даже более, следует сказать, что она и есть эта самая свобода, и если свобода есть творчество, то индивидуальность есть подлинно творческое в нас начало, которое неугасимо и неустранимо и в хозяйстве. Таким образом, философия хозяйства в своем развитии включает основные проблемы философского сознания, но в центре ее стоит антропология - учение о человеке в природе.
Заключение
В «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова проблема хозяйства осмысливается с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения господствующей науке о хозяйстве – политической экономии, во-вторых, хозяйство рассматривается критически, где Булгаков в духе Канта ставит вопрос о его возможности, который решается на основании философии тождества Шеллинга. Наконец, третьим рассмотрением проблемы хозяйства является его метафизическое осмысление. Здесь хозяйство анализируется с точки зрения его положительного содержания, при чем интерпретируется в понятиях софиологии. Работа выдающегося русского философа в среде наших мыслителей была оценена как весьма значительное произведение.
Однако в силу сравнительной
новизны философского осмысления хозяйственной
жизни в нашей стране и за рубежом,
современная философия
Тем не менее, результаты исследований
всех вышеупомянутых ученых уже могут
быть приняты во внимание при создании
современных концепций
Список использованных источников