Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 20:22, реферат
Античная философия представляет собой весьма широкий спектр учений, которые в лице их создателей и последователей долгое время тревожили и возбуждают по сей день умы многочисленных почитателей мудрости. Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИЗМА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. ФАЛЕС. АНАКСИМАНДР. АНАКСИМЕН 5
2. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИЗМА В УЧЕНИИ ГЕРАКЛИТА 7
3. ПИФАГОРЕЙСКАЯ И ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛЫ ИДЕАЛИЗМА И ИХ ПРОТИВОСТОЯНИЕ С МАТЕРИАЛИСТАМИ 10
4. ФИЛОСОФЫ-ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ. ЛЕВКИП И ДЕМОКРИТ 14
5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ СОФИСТИКА 16
6. СОКРАТ И ПЛАТОН. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ 19
7. АРИСТОТЕЛЬ. ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Платон (427 - 347 гг. до н. э)
Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, вследствие чего систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): "едином", "уме" и "душе"; к нему примыкает учение о "космосе". Основой всякого бытия является, по Платону, "единое", которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т.е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т.е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только "идеи", или "эйдосы", вещей (т.е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.
Вторая субстанция - "ум" (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением "единого" - "блага". Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: "ум" интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция "ума" завершается космологической концепцией. "Ум" есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот "ум" воплощён в "космосе", а именно в правильном и вечном движении неба.
Третья субстанция - "мировая душа" - объединяет у Платона "ум" и телесный мир. Получая от "ума" законы своего движения, "душа" отличается от него своей вечной подвижностью; это - принцип самодвижения. "Ум" бестелесен и бессмертен; "душа" объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи, сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение "мировой души". Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с "душой". Смерть тела есть переход его в другое состояние.
Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её "ипотеса", закон , ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно.
Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма, на основании чего В.И. Ленин назвал всю идеалистическую линию в философии "линией Платона" (см. Полное собрание соч., 5 изд., т.18, с.131). Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма (см. ниже).
Великим мыслителем древности, завершившим развитие древнегреческой философии в период городов-государств, был Аристотель из Стагиры, во Фракии, на берегу Эгейского моря, сын придворного врача Аминта (деда Александра Македонского).
В разрешении основного вопроса философии Аристотель колебался между линиями Платона и Демокрита, между идеализмом и материализмом. Аристотель нанес серьезный удар не только мистической философии Платона, но и всему идеализму, правильно утверждая, что материальный мир не есть "тень идей", а существует сам по себе и является источником идей, понятий, чувств и т.д.
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э) Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей "первой философии" ("метафизике") Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.
В учении о познании и о его видах Аристотель различал "диалектическое" и "аподиктическое" познание. Область первого - "мнение", получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категория, силлогизмом.
На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания "свободнорождённых граждан". Трём видам души, по Аристотелю, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной (волевой). Природные задатки, навыки и разум - таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Аристотель сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Возможно, еще много столетий наши потомки будут спорить над вечными вопросами мироздания, пытаясь установить, например, что послужило причиной взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная? Было ли это случайным бессознательным проявлением движения материи или же Божественным Логосом - предвечной мыслью творца, организовавшего и направившего ее в русло созидания. Этого создателя, конечно же, в примитивной, но достаточно показательной форме, можно бы сравнить с "человеком", держащим в руках воздушный шар, внутри которого происходит все видимое нами во Вселенной, и сами мы находимся внутри этого шара. Вот уже несколько тысяч лет лучшие умы человечества пытаются понять, что же находится там, за пределами видимого мира. По мнению Гераклита мы слышим долетающие до нас "слова" создателя, но не в состоянии пока уловить их смысл. Наверное, поэтому человечество до сих пор переживает войны и потрясения, созданные им по собственной вине. А творец "смотрит" на нас сквозь стенки шара, порой с улыбкой, а порой и с грустью наблюдая за нашими, далеко не всегда достойными звания "человек", поступками.
Человек - совершеннейшее создание - действительно ли, произошел ты от обезьяны, согласно теории Дарвина, или все же, наоборот, человекообразное животное явилось следствием твоей первобытной дикости? Ведь сознание твое тогда, десятки тысяч лет назад, пребывало в зачаточном состоянии, вследствие чего, ты не отдавал отчета своим поступкам, и мог спариваться с кем попало. А если так, то каким образом ты появился на Земле?
На мой взгляд, ответить на все эти вопросы смогут только ученые, и примирить материализм с идеализмом, найдя, в конечном счете, общие для того и другого точки соприкосновения, наиболее близкие к истине, способны тоже только они. Наверное, ошибкой является безоговорочное предпочтение какой-то одной точки зрения - материалистической либо идеалистической. Думаю, что все разгадки находятся в их синтезированной концепции. Когда исчезнут "баррикады", что строились до сих пор в любых сферах нашего бытия, человеческий разум семимильными шагами пойдет по пути к истине, возглавляемый "любовью к мудрости".
1.
2.
3.
4 Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios) (р. около 544 - 540 до н. э. - г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал недошедшее до нас сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Гераклит еще в древности был прозван "темным".
5.