Философия в современном мире.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Цель работы – определить сущность понятий: человек и общество, глобальные проблемы.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность понятий человек и общество, рассмотреть глобальные проблемы современности.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.83 Кб (Скачать файл)

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. 
Кроме того, тут остается открытым вопрос - «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия». 
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI - нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 - ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа - научить своих учеников мудрости.  
Цель работы – определить сущность понятий: человек и общество, глобальные проблемы. 
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность понятий человек и общество, рассмотреть глобальные проблемы современности.

1. Основные философские  проблемы, их особенность и значение

Основные философские  проблемы: мир, человек и отношение  человека к миру. 
Для того, чтобы выражать действия, свойства, состояния, человек должен отработать способ обозначения своей принадлежности, равно как и других объектов, к окружающему миру. Наши представления о бытие исходят из нашей повседневной практической жизни. Бытие - это весь мир в целом. К понятию бытие нельзя применить никаких атрибутов, потому что она максимальная абстракция. Абстрагировать - значит лишать свойств. В данном случае выделяется только одно свойство - существование. Эта отправная точка философского осознания мира может быть выражена формулой: Быть или не быть - вот в чем решение вопроса. 
Парменид был одним из первых, кто стал разрабатывать концепцию бытия в древнегреческой философии. Мир он делит на две части: изменчивую и вечную. Именно вечная является истинным бытием, причем бытие и мысль о нем тождественны. 
У Гераклита подход к осознанию бытия другой: оно является неразрывно становящимся, изменяющимся, чувственно воспринимаемым миром . 
Демокрит отождествляет бытие с простым, понимая под ним атом как наименьшую неделимую частицу. Атомов бесчисленное множество, они разделены пустотой. Пустота, или небытие, непознаваема, познаваемо лишь бытие. 
Платон видит в бытие то вечное и неизменное, что познается разумом. 
Аристотель называет сущностью индивидуумы, виды же - вторичные сущности. 
Средневековая философия утверждает одно абсолютное начало - бога. Он и является истинным бытием, что полностью согласуется с ветхозаветным: Я есмь сущий. 
17-18 вв. - время бурного развития науки и техники и нового понимания бытия. Оно рассматривается материализмом как физическая реальность, противопоставленная человеку. Этот недостаток преодолела немецкая классическая философия, которая увидела в бытие различные формы деятельности субъекта. 
Человек - биологический вид. Человеку свойственны некоторые признаки. Говоря о человеческой жизни, мы непременно связываем себя с одной из самых сложных философских проблем - проблема ее смысла. Понятие ценности жизни и ее смысла очень близки, но не взаимозаменяемы. Рано или поздно создается впечатление, что жизнь является средством для достижения какой-то цели. Смысл, таким образом, означает включение чего-то осмысливаемого в нечто более обширное, связанное с ним. Проблема смысла жизни имеет напряженное и даже драматическое звучание, потому, что ее решение для каждого человека определяет его жизненный вектор. В решении этой проблемы жизнь с особой очевидностью обнаруживает свою противоположность - смерть. Смерть рано или поздно обозначает конец существования личности. Однако, понимание блага смерти едва ли поможет кому-либо спокойно ожидать конца своей единственной жизни. Именно поэтому человек искал и ищет путь к бессмертию. 
Традиционным средством приобщения к вечности и спасения своего уникального Я является принятие идеи бога. Тем не менее, множество людей ищут более зримый, реальный способ продления своего существования. На этом пути человеку удается оставить материальный след своей жизни, передать свои идеи будущим поколениям. При таком взгляде на судьбу отдельного человека она выглядит как составляющая судьбы человечества в целом, и биологический конец жизни в этом случае не означает конца социального существования личности. 
Деятельность - специфический человеческий способ отношения к миру, который представляет собой процесс целенаправленного преобразования окружающей реальности и ведет к самоизменению человека. При этом непременным условием протекания деятельности является процесс человеческой коммуникации. 
На протяжении длительной истории развития философия лишь постепенно обретала свой предмет, выявляя круг проблем, специфичных именно для данной науки. Часть вопросов, первоначально входивших в общее нерасчлененное знание о мире, вычленялись затем в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные естественные науки. Этот прогрессивный процесс был закономерно обусловлен тем, что в самой действительности существуют различные формы движущейся материи. Каждая из естественнонаучных или общественных дисциплин как раз и исследует законы каких-то конкретных сторон или областей природы и общества и тем самым служит человеческой практике. Но материальный мир - это не простая сумма разнообразных природных и общественных структур. Подобно тому как, например, отдельные физические объекты подчиняются общим физическим законам, так и различные стороны природного и общественного бытия подчиняются наиболее общим законам. Наличие такого рода всеобщего как раз и было объективной основой формирования философского знания и постепенного отделения от него знания частнонаучного. Поэтому многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои системы конкретный естественнонаучный материал. Философия с самого начала складывалась как наука о всеобщем, хотя знания о нем выделялись не сразу и первоначально тесно переплетались со сведениями более частного характера. Аристотель выводил науки из любознательности, а занятия философией объяснял мудростью, присущей лишь немногим. На самом же деле не только конкретные науки, но и философия всегда были связаны с практикой. Живя в обществе, практически взаимодействуя с другими людьми, человек строит свое поведение в соответствии с собственными представлениями о добре, зле, долге, идеалах и так далее. Характер этих представлений зависит в конечном счете от того, каким образом решает он для себя вопросы: что же такое мир как нечто целостное, единое и каково место человека в нем? Философия как раз и осмысливала эти вопросы и тем самым помогала человеку в познании и практическом преобразовании мира . 
Постепенно в философии сложились три взаимосвязанных между собой раздела: онтология - учение о наиболее общих принципах бытия и отношении человека к этому бытию; гносеология - теория познания, сформировавшаяся несколько позже антологии и на ее основе; философия истории - учение о наиболее общих принципах, законах, причинах, лежащих в основе общественной жизни и исторического процесса. Философия уже на самых ранних этапах поставила вопрос о природе общества и способах его изменения. К философии истории примыкали, а порой и сливались с нею такие философские науки, как этика и эстетика. 
Онтологию, гносеологию и философию истории объединяло то, что все они в конечном счете были подчинены задаче изучения человека и мира. Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому в определенном смысле философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познает этот мир, как относится к обществу и другим людям. Сам характер такого осмысления зависел от исторических условий, социальной позиции философа и поэтому менялся от эпохи к эпохе. 
Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук. 
Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развивающейся на его основе практической и познавательной деятельности.

2. Функции философии и  их роль в духовной жизни  общества

Философия, как тип духовной деятельности существует, как уже  сказано, около трех тысячелетий. И  во все времена не было недостатка в людях, отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу. Отчасти такие обвинения следует  признать справедливыми. “Потребляет” философское знание сравнительно малый  круг людей, обладающих высоким образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия обращается к интеллектуальной и политической элите.  
Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии - исследование предельных оснований человеческой деятельности. “Предельными основаниями” обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но, тем не менее, обуславливающие их сознание. “Предельные основания” определяют стратегию деятельности, иначе говоря, “смысл жизни” . 
Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная, практически-деятельная. Рассмотрим подробнее методологическую и мировоззренческую функции. 
Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы действительности, представляет собой отражение именно этой определенной стороны человеческого бытия. Философия же, рассматривая в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает не отдельные сферы бытия человека как таковые, а их взаимосвязь через призму раскрытия природы и сущности мира, природы и сущности человека и их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии являются общезначимыми, имеют методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе. 
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению специфики именно философского осмысления действительности и места в ней человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится. 
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. 
Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова - и тогда оно предстает как общий взгляд на мир . 
Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его содержания, представляющего собой результат отражения действительности в сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к действительности. При таком подходе на первый план выдвигается значение знания для жизнедеятельности человека. Поэтому под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отношения человека к миру и к себе, сознания целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно- практического освоения мира. 
Идеологическая, интеллектуальная и практически-деятельная функция заключаются в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. В условиях нависшей над человечеством угрозы мировой термоядерной войны, истощения энергетических ресурсов, загрязнения окружающей среды, обострения других глобальных проблем растет потребность в соотнесении целей и результатов самых различных видов деятельности с гуманистическими идеалами, с задачами выживания человечества. В этом соотнесении раскрывается гуманистический, общечеловеческий характер философии. 
Важной стороной в философии является развития общества и его духовная жизнь. Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.  
Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества. 
К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения. 
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.  
Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества. 
Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания. 
Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.  
Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека. 
Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей. 
Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях - познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. 
Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Дня этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека. 
Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты. 
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношении, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает. 
Духовные отношения – это, прежде всего, отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и, в конечном счете, - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца. 
Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание. 
Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. 
Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.  
Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере с положением о том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.

3.    Человек и общество. Человек как социальное существо    

Один древний мудрец сказал: для челове¬ка нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единст¬венным создателем всех достижений культуры на земле, разум¬ным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. 
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажет¬ся до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что та¬кое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как толь¬ко мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут ока¬зывается, что загадочность этого явления становится тем боль¬ше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нас. Однако бездон¬ность этой проблемы не отпугивает от нас, а притягивает как магнит. 
Какие бы науки ни занимались изучением человека, их ме¬тоды всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрас¬но понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их по¬мощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.  
 История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему нача¬лу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально не¬разрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное.  
Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с челове¬ком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианст¬ва, - арена низменных страстей и желаний, порождение дьяво¬ла. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного све¬та истины.  
Этим обстоятельством и обусловлена специфика че¬ловеческого отношения к миру: здесь явно стремление не толь¬ко познать собственную сущность, сколько приобщиться к выс¬шей сущности - богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности че¬ловеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зача¬стую суровое земное бытие. 
Воспользовавшись списком, взятым из работ А. Розе (США) и Я. Щепаньского (Польша), укажем следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на общественную жизнь: 
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая лучше использовать их для труда, чем это могут сделать четвероногие; 
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции; 
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве; 
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта; 
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, то есть произнесению определенного количества дифференцированных звуков; 
е) длительная зависимость детей от родителей, а, следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации; 
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и приспособления к различным условиям среды; 
з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений. 
Здесь перед нами такие анатомические, физиологические и психические особенности организма, которые наряду с другими (очевидно, менее существенными) составляют биологические основы деятельности человека как существа социального, его производительного труда и культурного творчества. Более того: только при их нормальном функционировании труд и творчество вообще становятся возможными. 
Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биоло¬гическим, психическим и социальным.  
Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозго¬вых, электрохимических и некоторых других процессах чело¬веческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д. 
Но, ни один аспект в отдельности не раскрывает нам фе¬номен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо.  
Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим законо¬мерностям или только социальным? Любой категорический от¬вет был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологи-ческому измерению (точнее, физиологическому), но содержа¬ние его, его конкретная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем та¬кое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-ин¬теллектуально-волевой сферой, выступает как психическое. 
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние по¬люсы в многообразии человеческих свойств и действий.  
Так, ес¬ли идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спу¬стимся» на уровень существования его организменных (биофи-зических, физиологических) закономерностей, ориентирован¬ных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохра¬нению своей целостности.  
В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений.  
Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявле¬ний человека как личности. 
Организм и личность - две нераз¬делимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

4. Глобальные проблемы  современности, их особенности

Происхождение и сущность глобальных проблем 
В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.  
Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмерно возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления. 
Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост индустриального общества», «технологической эры» американских социологов Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентируют внимание на  том факте,  что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том,  что он создает принципиально новые предпосылки  для универсализации и  глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности. 
Чем выше уровень технического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями. 
Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: 
Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит экологическая проблема.  
В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». 
Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и, прежде всего, производительной деятельности человека. 
Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. 
Глобальные проблемы 
Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек.  
Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества.  
Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты. 
Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном порядке она впервые обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90 годов достигнуты определенные результаты в области практического разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений. 
Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия: огромная инерционность гонки вооружений, т.к. создана мощная база военно-промышленного комплекса с десятками миллионов работников; высокий уровень военных расходов; крупные масштабы международной торговли оружием; нерешённость многих социальных проблем, особенно в развивающихся странах; существенные геополитические амбиции, территориальных споров и т.д. 
Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды  обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации. 
Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава атмосферы. 
Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого газа (СО2) в атмосфере планеты. 
Разрушение озонового слоя атмосферы озона (О3) предохраняет все живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны. 
Состояние живой и неживой природы. Оно весьма негармонично и внушает серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции. Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель. 
Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году – уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)  
При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».

Заключение

В данной работе были выполнены  следующие задачи: раскрыта сущность понятий человек и общество, рассмотрены  глобальные проблемы современности. Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.


Информация о работе Философия в современном мире.