Философия древней Индии и древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

Чтобы понять мировоззрение древних китайцев, необходимо вспомнить устройство древнекитайского государства. Оно представляло собой типичную восточную иерархическую деспотию. Главой государства являлся наследственный монарх. Законов юридических в государстве не было. Все отношения между китайцами были подчинены ритуалу. Ритуал – это неписаные правила, устои в отношениях между верхами и низами. Все ритуальные действия восходили от культа предков. В Китае сильно был развит культ предков (манизм).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Нередко о дао говорили как о живом существе – антропоморфизация дао: «Оно совершает подвиги, но славы себе не желает».

Говоря об этике даосов, подчеркнем, что даосы отвергли ценности конфуцианцев – человеколюбие, справедливость, сыновью почтительность, отцовскую любовь. Конфуцианская взаимность — требование уважать других так же, как самого себя, похожа на обмен услугами. Совершая «добрые дела», конфуцианец надеется на воздаяние. Напротив, человек с высшим дэ (опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека) не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен.

Одна из соперничающих школ в Китае была школа моистов, основанная философом Мо Ди (Мо-цзы), родившимся в год смерти Конфуция и умершим в 400 г. до н.э.

В своем мировоззрении Мо-цзы не отрицал основополагающего значения неба. Небо и природа рассматриваются моистами только в положительном отношении к человеку. Для неба все люди равны, и оно их кормит одинаково. Небо ничего конкретно не предопределяет. Моисты не верили в судьбу, как это делал Конфуций. Принятие концепции судьбы, думали моисты, обессмысливает все человеческие дела.

Мо-цзы был видным политическим мыслителем и выступил против конфуцианства и его веры в незыблемость и вечность привилегий господствующей знати. Этико-политические идеи Мо-цзы получили отражение в 10 принципах: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь и взаимная выгода», «воля неба», «духоведение» и т.д.

Мо-цзы не порывал с традиционным культом неба и духов, именно поэтому в числе 10 принципов лежит «воля неба», «духоведение». В них, считал философ, содержится духовная сила, заставляющая людей следовать принципу «всеобщей любви и взаимной выгоды».

В отличие от конфуцианцев с их любовью к ближним, моисты проповедовали любовь к дальним. Любовь к ближним они называли «отдельной любовью», а любовь к дальним – «всеобщей любовью».

Исследуя теоретико-познавательные проблемы, моисты считали, что к процессу познания следует подходить как к процессу причинности, необходимо выявлять сходство и различие вещей, их разделение по родам. Ими были предложены три правила проверки истинности знаний: первое – «основание», т.н. опыт и суждения древних мудрецов; второе – «источник», т.е. факты; третье – «применимость», т.е. практическая польза.

В Индии философия возникла во II- нач. I тыс. до н.э., когда арие (скотоводческие племена) вошли в Индию с северо-запада, что привело к  появлению в Древней Индии кассового общества и государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на брахманов.

Древнеиндийское общество делилось на варны — группы. С санскрита «варна» означает «покров, оболочка, цвет, окраска».

Варн было 4:

1. Жреческая варна (брахманы).

2. Варна военной аристократии (кшатрии).

3. Варна землевладельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи).

4. Низшая варна (шудры). Деление на варны освещалось религией.

Характерные особенности индийской философии заключаются в следующем:

1)       носит ярко выраженный религиозный характер;

2)       окружающий мир и личность тесно связаны;

3)       философия обращена внутрь человека;

4)       жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние;

5)       философия носит абстрактный характер – решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;

6)       учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти — сансаре;

7)       учение о карме – сумме злых и добрых дел каждого человека.

Первым памятником мысли древних индийцев были Веды, появившиеся на рубеже II-I вв. до н.э. Слово «веды» в переводе с санскрита означает «знание».

В ведийских текстах доминирующей является религиозно-мифологическая система воззрений с повышенным и пристальным вниманием к космогонии (происхождение Вселенной). Первобытное арийское мировоззрение сильно мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более 3 000 богов, олицетворяющие явления природы и процессы. Пантеон богов образуют широкий диапазон, от духов племенных верований до предельно абстрагированных философских  образов богов, олицетворяющих абсолютную и безличную реальность. В основном, все боги антропоморфны.

В «Ригведе» предлагается несколько вариантов космогонических схем. Один из вариантов передается в «Гимне Пуруше». «Единое бытие» названо было Пурушей(«мужчина»)–человек–Вселенная. Пуруша – это первочеловек,  из которого возникли элементы космоса, вселенская душа. Пуруша выступает в роли материального заполнителя Вселенной.  Одновременно Пуруша – космический разум. Вот как звучит «Гимн Пуруше»:

Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша…

Пуруша – это все, что стало и станет…

Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, чем ноги?

Брахманом стали его уста, руки – кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возни шудра.

Луна возникла из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст – Индра и Агни, из дыхания возник ветер,

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы возникло небо.

Из ног – земля, страны света – из слуха.

Так распределялись миры.

Каждой Веде – самхите принадлежат свои брахманы. Они содержат комментарии, описания религиозного ритуала. Брахманы (имеется в виду сословие) главенствовали в обществе. Они усложнили ритуал, а тем самым монополизировали его исполнение. Брахманы создали новую религию – брахманизм, верховный бог которого Брахман (Брахма). Он не упоминался в индийской мифологии. Впервые встречается в Атхарваведе.

Постепенно Веды обогащаются рациональным содержанием, комментариями, текстами религиозно-философского характера, которые получили названиеУпанишад. Упанишады, общим числом свыше 200, составили заключительную часть Вед – веданту («конец Вед») – название, перенесенное на впоследствии на философскую школу, основным источником которой они явились.

Господствующее положение в Упанишадах (всей веданты) занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия объективное духовное начало – Брахмана (дух) и субъективное духовное начало — атман (душа).

В отличие от Вед, в Упанишадах акцент делается не на космически-религиозных сюжетах, а на их символическом переосмыслении. Переход от мифологии к философии в Упанишадах заключается в появлении нового понятия – Брахмана. Таким образом, выделяются: Брахман – мифологичекий бог и Брахман – философское отвлеченное начало, субстанция. Один из главных тезисов Упанишад – все это есть Брахман «Поистине, Брахман – это бессмертное, Брахман впереди, Брахман позади, справа и слева, он простирается вверх и вниз; поистине, Брахман – все это величайшее».

Важнейшее положение Упанишад – единство Брахмана, Брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Атман – универсальное, космическое, психическое, человеческое индивидуальное бытие.

Большой интерес представляют воззрения Упанишад на физиологическую и психологическую деятельность человека. Отмечается сложность структуры человеческой психики и выделяются в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их связь и взаимовлияние. Достижения Упанишад – характеристика различных состояний человеческой психики (бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон), зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

Основная тема Упанишад – вопрос о взаимоотношении мироздания и человека. Мироздание иллюзорно, оно – майя, ибо существование его призрачно, нереально. Рождение и смерть не есть пределы индивидуального бытия. Высшая цель жизни – слияние с брахманом еще при жизни, которое заключается в освобождении от сансары и достижении мира Брахмана после смерти. Сансара – это цепь перерождений души. Причиной таких перерождений является карма – воздаяние за прошлые действия. Карма – понятие, определяющее судьбу человека. Человек сам связывает себя с эгоистическими помыслами и делами. Закону Кармы не подвержен тот, чьи дела и помыслы направлены н высшую реальность.

На основе Упанишад сложились 6 ортодоксальных школ древнеиндийской философии: веданта (IV-II вв. до н.э.), санкхья (VI вв. н.э.), ньяя (логика) (III в. до н.э.), йога (II в. до н.э.), вайшешика (космология) (VI-V вв. до н.э.), миманса (ритуал) (VI вв. до н.э.). Эти школы признавали священный авторитет Вед.

Позже появились неортодоксальные школы: джайнизм (IV в. до н.э.), буддизм (VII–VI вв. до н.э.), чарвака-локятта.

Буддизм – религиозно-философское учение Сиддхарта Гаутамы Будды (Просветленного) (563 – 483 гг. до н.э.). Сведения о раннем буддизме содержатся в сборнике «Трипитака», что означает «Три корзины». На языке пали тексты были записаны на непрочных пальмовых листьях и занимали три корзины.

Под легендарным деревом Будда обрел то, что счел основным нравственным законом жизни. Смысл его в том, что добро и зло – абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. В процессе самоуглубленного размышления он постиг 4 благородных истины:

1) жизнь есть страдание. В Самьютта-никае сказано: «рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого – страдание»;

2) корень страдания -  в жажде жизни;

3) страдание, имея причину, имеет конец;

4) существует путь освобождения от страдания — «восьмеричный путь»:

1. правильный путь – понимание 4-х истин;

2. правильная решимость – исполнять «восьмеричный путь»;

3. правильная речь;

4. правильное действие – не делать зла;

5. правильный образ жизни – жить честным трудом;

6. правильное усилие – борьба с соблазнами;

7. правильное направление мысли;

8. правильное сосредоточение (имеет 4 ступени. На 4-ой достигает нирваны). Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль; это отвлечение от всего внешнего мира, а также от мира мыслей.

Джайнизм. Название учения джайна-дхарма («учение победителей») происходит от термина «джина» – победитель, т.е.  тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей. Титулом Джина называли основателя вероучения Вардхаману. Он был 24-ым провозвестником веры.

Легендарная биография Вардхаманы во многих чертах напоминает жизнеописание Будды. Он родился в 599 (540) г. до н.э. и был сыном вождя джнятриков (его родовое имя Джнятрипутра) в племени личчхавов, жившем в Вайшали.   Его юность также протекала в царском доме и не была омрачена никакими тяготами. В 30-летнем возрасте он покинул родительский дом, жену и дочь. 12 лет бродил по Индии нищим, почти без одежды и пищи, стал отшельником, подвергал свою плоть самоистязаниям, занимался медитацией. По истечении 12-летнего срока Вардхамана обрел высшее знание (кеваладжняна) и стал Джиной или Махавирой (Великий Герой). Умер он на 72-м году жизни.

Вардхамана оставил своим ученикам 14 книг. В 3 в. до н.э. на вседжайнийском соборе был составлен и утвержден канон джайнов – «Сиддханта», из которого наиболее чтима «Кальпасутра». В каноне много сведений научного и практического характера по вопросам астрономии, географии, космогонии, архитектуре, музыке, танцам, эротике, методам воспитания гетер и т.п.

Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место и больше почитает джин. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца.

В центре джайнизма – проблема бытия личности. Основное содержание философии джайнизма – ее этика, учение об освобождении человека от страстей. Целью джайнизма является достижение такого образа жизни, при котором возможно такое освобождение. Путь освобождения из круговорота бесконечной смены рождений и смертей, т.е. уничтожение кармы достигается обретением «Трех жемчужин»:

1) правильным воззрением, или видением истины. Согласно джайнским канонам, мир функционирует вследствие взаимодействия 5 видов аджив(неживого): пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи или вещества (пудгала) и времени (кала) и бесконечного числа джив (живого). Дживами обладают люди, животные, боги, растения, камни, вода и др. природные явления. Дживы взаимодействуют с кармой, попадая в бесконечный круговорот сансары;

2) правильным познанием. Джайнская теория эпистемологии следовала доктрине неединственности: предписывала применять условность и неполноту в различных высказываниях об объекте познания. При таком подходе большинство знаний окутывалось сказкой, т.к. приходилось «включать» воображение;

3) правильным поведением. Сводилось к соблюдению 5 основных обетов: ненасилия, т.е. ненанесение вреда всем живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья), отказа от собственности и воздержанности от суетных привязанностей (апариграха).

Обеты понимались буквально и строго. Джайнам не разрешалось заниматься сельским хозяйством, т.к. оно было сопряжено с уничтожением растений, убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывалась строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и в воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и др. насекомых, а с наступлением темноты вообще не выходили из дома.

 


Информация о работе Философия древней Индии и древнего Китая