Философия, ее смысл и ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:03, контрольная работа

Краткое описание

Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые существовали в истории человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………....2
1. Мировоззрение и его исторические типы….....3
2. Основной вопрос философии…………………………8
3. Социальные функции философии………………….11
Заключение………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.56 Кб (Скачать файл)

Материализм и идеализм в философии находятся  в непрерывном развитии. Между  представителями того и другого  идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

 

3.       Социальные функции философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности.

Социальная  функция философии в том, что  с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные  проблемы общественной жизни и перспективы  дальнейшего развития общества. Через  философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее  и будущее, свои достоинства и  недостатки, достижения и потери. Философия  – самосознание общества.

Социальная  функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой  подфункций:

1). Культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи, она выступает как ядро культуры, как ее душа, мозговой центр, влияющий на все развитие культуры. Можно согласиться с Б. Расселом (1872-1970): "Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами".

2). Критическая функция. Особенность философской критики в том, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а главный удар направляет против укоренившихся догм, стандартов мышления, привычек сознания, которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешая увидеть реальность в истинном свете. Если философия возводится в ранг официальной и сковывается требованиями пропагандировать идеологию государства, то пресекается всякое философское инакомыслие и философия, по существу, не выполняет свою критическую функцию.

3). Прогностическая функция. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ развития.

4). Идеологическая функция. Идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий. Философия отражает общественную жизнь эпохи, поэтому в философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды различных слоев общества. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами защищать или обслуживать интересы какого-то класса или социальной группы, а в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей. 

Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д. 
 Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом. 
С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.

Указанные функции  социальной философии проявляются  в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией  и методологией философии. В этом случае он приобретает способность  мыслить системно, диалектически, рассматривать  общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его  строго логическим и четким, что  является показателем культуры мышления. 
В заключение отметим, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что философия неизбежна для любого человека и каждый человек философствует, даже тот, кто отрицает ее необходимость и обоснованность, невольно оставаясь на позициях лишь неразвитой формы философствования.

 

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии  исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

На базе философии формируется  система знаний, научная картина  мира, правильный образ мира, что  позволяет в итоге повышать теоретический  уровень и эффективность последних  научных изысканий. Не менее важно  и то, что философия помогает формировать  необходимый в обществе благоприятный  нравственный климат, духовный мир  человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должна заключаться в том, чтобы  научиться философски мыслить, философствовать, развить определенную культуру мышления

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.   Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

2.   Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.

3.   Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.

4.   Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.                    

5.   Несмеенов Е. Е.  «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.

6.   Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.  

7.   Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и др. – М.: Мысль, 2001. Том 2.  

8.  Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. 4-е изд.

9.  Основы  философии.  От классики  к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

10. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.

        http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s08/a000831.shtml

 

 


Информация о работе Философия, ее смысл и ценность