Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:03, контрольная работа
Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые существовали в истории человечества.
Введение…………………………………………………………....2
1. Мировоззрение и его исторические типы….....3
2. Основной вопрос философии…………………………8
3. Социальные функции философии………………….11
Заключение………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………….
Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.
3. Социальные функции философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности.
Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.
Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой подфункций:
1). Культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи, она выступает как ядро культуры, как ее душа, мозговой центр, влияющий на все развитие культуры. Можно согласиться с Б. Расселом (1872-1970): "Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами".
2). Критическая функция. Особенность философской критики в том, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а главный удар направляет против укоренившихся догм, стандартов мышления, привычек сознания, которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешая увидеть реальность в истинном свете. Если философия возводится в ранг официальной и сковывается требованиями пропагандировать идеологию государства, то пресекается всякое философское инакомыслие и философия, по существу, не выполняет свою критическую функцию.
3). Прогностическая функция. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ развития.
4). Идеологическая функция. Идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий. Философия отражает общественную жизнь эпохи, поэтому в философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды различных слоев общества. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами защищать или обслуживать интересы какого-то класса или социальной группы, а в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей.
Мировоззренческая
функция социальной философии заключается в
том, что она формирует у человека общий
взгляд на социальный мир, то есть на существование
и развитие общества, определенным образом
решает вопросы о соотношении бытия людей,
материальных условий их жизни и их сознания,
о месте и назначении человека в обществе,
цели и смысле его жизни и т.д.
Теоретическая функция социальной философии состоит в том,
что она позволяет проникнуть в глубь
социальных процессов и судить о них на
уровне теории, то есть системы взглядов
о их сущности, содержании и направлении
развития. На теоретическом уровне может
идти речь о тенденциях, закономерностях
развития общественных явлений и общества
в целом.
С указанными выше функциями связана методологическая
функция социальной философии, заключающаяся
в применении ее положений при исследовании
отдельных явлений и процессов общественной
жизни, изучаемых теми или иными общественными
науками. В этом случае положения социальной
философии играют роль методологии в исследованиях,
осуществляемых в области исторических,
юридических, экономических, психологических
и других наук.
Указанные функции
социальной философии проявляются
в мышлении человека, если он овладевает
философским мировоззрением, теорией
и методологией философии. В этом
случае он приобретает способность
мыслить системно, диалектически, рассматривать
общественные явления в их взаимодействии,
изменении и развитии. В результате
формируется определенная методологическая
дисциплина мышления, делающая его
строго логическим и четким, что
является показателем культуры мышления.
В заключение отметим, что все функции
социальной философии диалектически взаимосвязаны.
Каждая из них предполагает остальные
и так или иначе включает их в свое содержание.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что философия неизбежна для любого человека и каждый человек философствует, даже тот, кто отрицает ее необходимость и обоснованность, невольно оставаясь на позициях лишь неразвитой формы философствования.
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
На базе философии формируется
система знаний, научная картина
мира, правильный образ мира, что
позволяет в итоге повышать теоретический
уровень и эффективность
Философии нельзя выучиться, усвоив одну
или несколько философских
Список литературы:
1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.
5. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
6. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
7. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и др. – М.: Мысль, 2001. Том 2.
8. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. 4-е изд.
9. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.
10. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.
http://filosof.historic.ru/