Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:32, реферат
Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Введение…………………………………………………………………3
1. Философия: предмет и ее структура………………………………...5
2. Роль философии в жизни общества………………………………...11
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………….18
Министерство сельского хозяйства РФ
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра философии
Реферат
по философии на тему:
Философия, её предмет и роль в современном обществе
НОВОСИБИРСК 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Философия: предмет и ее структура………………………………...5
2. Роль философии в
жизни общества………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.
Термин «философия» впервые
встречается у выдающегося
Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно-исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение – это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта (отдельного человека, класса, общества в целом) и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.
Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Все чаще мы задаемся вопросом:
нужна ли философия сегодня, в
век скоростей и высоких
Так, начало III тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и ответственность за состояния биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществом и природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность, прежде всего, состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к ней, когда ему плохо.
На мой взгляд, данная тема является актуальной и сегодня, т.к. философия помогает человеку понять окружающий мир и определить свое место и значение в этом мире. Философия с помощью своих функций, о которых мы поговорим позднее, играет важную роль в жизни, как всего общества, так и одного человека. Она способствует развитию, становлению человека как личности.
1.Философия: предмет и ее структура
Как уже было отмечено, философия
– это любовь к мудрости, которая
познается с помощью
Проблема соотношения мышления и бытия является сердцевиной философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют осмыслить предмет и структуру философии.
Что же представляет собой предмет философии самой по себе, без сравнения ее с наукой, искусством, политикой? Он исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.
Итак, предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный ответами мифологии, религии или науки, стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. Иными словами предметом философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и сталкиваемся довольно часто в обыденной жизни.
Как было уже сказано, зарождение
философии исторически
Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Так, отличительной чертой первых философских учений в Древней Греции был космоцентризм, когда основное внимание было направлено на осмысление «космоса», «природы». Позднее, в период расцвета древнегреческих городов-полисов, интерес философов переместился к социальной проблематике, этике, государственному устройству. Зарождение и укрепление христианства в Европе делает всю средневековую философию теоцентричной (от греч. theos – бог, который оказывается в центре), т.е. основным предметом ее интересов становятся Бог и результаты его творения. Последовавшая затем эпоха Возрождения повернула философию к искусству (эстетике) и в значительной степени к человеку. В XVII – XVIII веках, именуемых Новым временем, философия оказывается тесно связанной с набирающей силу наукой, что выводит на первый план философских исследований вопросы познания и научных методов.
Кризис «классической
философии» и рациональности во второй
половине XIX в. обнажает проблемы иррационального,
интуитивного, бессознательного, делая
их главным методом анализа «
Наконец, еще одна тема, которая вышла на первый план и стала одной из наиболее актуальных в новейшей философии на рубеже XX – XXI вв., связана с выявлением сущности и направленности развития процессов глобализации. Эти процессы охватили к настоящему времени практически все сферы общественной жизни и породили глобальные проблемы современности, теоретическое и практическое решение которых предполагает, в том числе и философское их осмысление. Важнейшими из них, требующими пристального внимания и согласованных действий в международном масштабе, являются проблемы: экологии, демографии, безопасности, международной преступности, энергетических ресурсов, преодоления бедности и т.п.
Итак, нетрудно заметить, что
в целом предмет философии
не может быть сведен к какому-то
одному, строго ограниченному, конкретному
кругу вопросов. Он (в зависимости
от времени и множества
Подведем некоторые итоги.
В предмет философии входит всеобщее
в материальном бытии и всеобщее,
характеризующее целостное
Философия – это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.
Философские проблемы, непосредственно
связанные с коренными
Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.
Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую структуру, которую можно представить следующим образом:
Философские науки |
Предмет изучения |
Подфункции |
Аспект основного вопроса философии |
Онтология |
Объективная реальность |
Онтологическая |
Как возможен человек с его сознанием в этом мире? |
Социальная философия |
Субъект (общество) |
Социологическая |
Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие? |
Философская антропология |
Субъект (человек) |
Гуманитарная |
Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества? |
Гносеология |
Познавательное отношение |
Гносеологическая |
Как возможно адекватное познание? |
Праксеология |
Преобразование |
Праксеологическая |
Как возможно эффективное преобразование мира? |
Этика |
Общение |
Этическая |
Как возможно нравственное общение? |
Аксиология |
Ценностно-ориентационная деятельность |
Аксиологическая |
Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека? |
В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.
Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.
Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. «До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод» [4]
Информация о работе Философия, её предмет и роль в современном обществе