Философия, её предмет и роль в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Философия: предмет и ее структура………………………………...5
2. Роль философии в жизни общества………………………………...11
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра философии

 

 

 

 

 

Реферат

по философии на тему:

Философия, её предмет  и роль в современном обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2012 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1. Философия: предмет и  ее структура………………………………...5

2. Роль философии в  жизни общества………………………………...11

Заключение……………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………….18

 

Введение

Философия является одной  из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое  значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться  до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия  и своей сущности, своего места  в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Термин «философия» впервые  встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три  плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому  понятию новое значение: наука, которая  изучает мир в целом и место  человека в этом мире.

Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно-исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и  место в нем человека. Мировоззрение  – это система принципов и  знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и  цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта (отдельного человека, класса, общества в целом) и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Таким образом, мировоззрение выступает  в качестве своеобразной интегративной  целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

Философия, исследуя отношение  сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом  круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие  мировоззрения от философии состоит в том,  что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Все чаще мы задаемся вопросом: нужна ли философия сегодня, в  век скоростей и высоких технологий, не устарела ли она? Ответ на вопрос нам дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком  множество философских проблем, в том числе и принципиально  новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало III тысячелетия  мировое сообщество встретило, все  больше осознавая свое единство и  ответственность за состояния биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществом и  природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских  исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность, прежде всего, состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит  в основе большинства современных  проблем, в преодолении которых  призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек  гонит от себя философию, когда ему  хорошо, и обращается к ней, когда  ему плохо.

На мой взгляд, данная тема является актуальной и сегодня, т.к. философия помогает человеку понять окружающий мир и определить свое место и значение в этом мире. Философия с помощью своих  функций, о которых мы поговорим  позднее, играет важную роль в жизни, как всего общества, так и одного человека. Она способствует развитию, становлению человека как личности.

 

1.Философия: предмет  и ее структура

Как уже было отмечено, философия  – это любовь к мудрости, которая  познается с помощью размышления  над какими-то определенными вопросами. Итак, что же изучает философия?

Проблема соотношения  мышления и бытия является сердцевиной  философских теорий. Основные аспекты  этой проблемы позволяют осмыслить  предмет и структуру философии.

Что же представляет собой  предмет философии самой по себе, без сравнения ее с наукой, искусством, политикой? Он исторически изменялся  в тесной связи с развитием  всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой  философской мысли.

Итак, предметом философии  является любая объективная и  субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный  ответами мифологии, религии или  науки, стремится дать рационально  обоснованные ответы, опираясь на доступные  ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. Иными словами предметом  философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в  стремлении выработать собственные  представления относительно объекта  своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских  взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и  сталкиваемся довольно часто в обыденной  жизни.

Как было уже сказано, зарождение философии исторически совпадает  с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности  в теоретическом исследовании. Философия  собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия  отвечала на вопросы, которые были уже  поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался  на теоретическом, согласующемся с  логикой и практикой, анализе  этих вопросов.[9]

Первые мыслители античного  мира стремились главным образом  понять происхождение многообразных  природных явлений. Так, отличительной  чертой первых философских учений в  Древней Греции был космоцентризм, когда основное внимание было направлено на осмысление «космоса», «природы». Позднее, в период расцвета древнегреческих городов-полисов, интерес философов переместился к социальной проблематике, этике, государственному устройству. Зарождение и укрепление христианства в Европе делает всю средневековую философию теоцентричной (от греч. theos – бог, который оказывается в центре), т.е. основным предметом ее интересов становятся Бог и результаты его творения. Последовавшая затем эпоха Возрождения повернула философию к искусству (эстетике) и в значительной степени к человеку. В XVII – XVIII веках, именуемых Новым временем, философия оказывается тесно связанной с набирающей силу наукой, что выводит на первый план философских исследований вопросы познания и научных методов.

Кризис «классической  философии» и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационального, интуитивного, бессознательного, делая  их главным методом анализа «неклассической  философии» в первой половине XIX в., что в свою очередь порождает особый интерес к логике, языку, истолкованию и интерпретации текстов. В последние десятилетия XX в. «в моду вошла» так называемая постнеклассическая философия, поднявшая на обсуждение кризисные явления в современной культуре и проблемы, обусловленные экспансией новых информационных технологий, а также бурным развитием средств массовой коммуникации. Рассуждая об «исчерпанности истории», «проговоренности» всех смыслов и идей, обращая внимание на неспособность человека справиться с обрушившейся на него информацией, представители этой философии выступают за асистемность, размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания, как не соответствующего новым реалиям.[5]

Наконец, еще одна тема, которая  вышла на первый план и стала одной  из наиболее актуальных в новейшей философии на рубеже XX – XXI вв., связана  с выявлением сущности и направленности развития процессов глобализации. Эти процессы охватили к настоящему времени практически все сферы общественной жизни и породили глобальные проблемы современности, теоретическое и практическое решение которых предполагает, в том числе и философское их осмысление. Важнейшими из них, требующими пристального внимания и согласованных действий в международном масштабе, являются проблемы: экологии, демографии, безопасности, международной преступности, энергетических ресурсов, преодоления бедности и т.п.

Итак, нетрудно заметить, что  в целом предмет философии  не может быть сведен к какому-то одному, строго ограниченному, конкретному  кругу вопросов. Он (в зависимости  от времени и множества объективных  причин) всегда выступает на первый план в виде той или иной проблемы или некой их совокупности. Но это  вовсе не означает, что другие темы, вопросы и проблемы теряют свою актуальность и выводят за рамки, за пределы  философии, перестают быть предметом  анализа. Они, было бы правильней сказать, отодвигаются на второстепенный план до того момента, когда снова окажутся в центре внимания.

Подведем некоторые итоги. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие  человека. Но предмет философии в  еще большей степени отличен  от предмета частных наук, изучающих  материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение  человека к миру, мира к человеку.

Философия – это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности  человека), не бывает.

Философские проблемы, непосредственно  связанные с коренными вопросами  человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются «вечные и  неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

Основным способом решения  философских проблем является теоретическое  мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.

Целостность, системность  предмета философии обусловливает  ее сложноорганизованную, многоуровневую структуру, которую можно представить  следующим образом:

Философские науки

Предмет изучения

Подфункции

Аспект основного вопроса  философии

Онтология

Объективная

реальность

Онтологическая

Как возможен человек с  его сознанием в этом мире?

Социальная

философия

Субъект

(общество)

Социологическая

Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие?

Философская антропология

Субъект (человек)

Гуманитарная

Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества?

Гносеология

Познавательное отношение

Гносеологическая

Как возможно адекватное познание?

Праксеология

Преобразование

Праксеологическая

Как возможно эффективное  преобразование мира?

Этика

Общение

Этическая

Как возможно нравственное общение?

Аксиология

Ценностно-ориентационная деятельность

Аксиологическая

 

Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека?


В различных философских  системах указанные дисциплины в  разной степени выражены, по-разному  связаны друг с другом, приобретают  разное содержание и направленность.

Что касается методов, с помощью  которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам  получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и  вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.

Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое  время, когда была осознана неэффективность  применения специально-научных методов  к решению традиционных философских  проблем. «До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или  методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод» [4]

Информация о работе Философия, её предмет и роль в современном обществе