Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 11:57, реферат
Краткое описание
Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.
Содержание
Введение 2 Философия жизни: общая характеристика и основные положения 5 Характерные особенности философии Шопенгауэра. 13 Характерные особенности философии Ницше…………………………………...15 Характерные особенности философии Бергсона 17 Характерные особенности философии Дильтея 19 Характерные особенности философии Зиммеля 21 Характерные особенности философии Шпенглера 22 Заключение 23 Список используемой литературы 26
спонтанный и непредсказуемый.
Рождая вес новые и новые формы, он находится
в состоянии непрерывного становления.
Бергсон считал, что человек
довольно успешно приспособился к миру
материи с помощью интеллекта. Интеллект,
по Бергсону - это разумное и рассудочное
познание, достигшее высших форм в методах
физико-математических наук. Интеллект
разлагает целостность мира на тела, тела
на элементы и т. д., а затем конструирует
из них искусственные единые картины мира.
Бергсон не отрицает познавательных возможностей
интеллекта. Но он считает, что мир и его
движение «схватываются» интеллектом
примерно также, как он «схватываются»
в кинематографе, где естественное течение
жизни заменяется искусственным с помощью
движения кинопленки, состоящей из отдельных
мертвых кадров. Интеллект удерживает
сходное, повторяющееся, общее ценой утраты
уникального, неповторимого. Он обретает
способность предвидеть аналогичные процессы
и в будущем.
Однако интеллект совсем не
создан для того, чтобы осмыслить эволюцию,
в собственном смысле этого слова, то есть
непрерывность изменения.
Интеллекту принципиально недоступен
«жизненный порыв». Его познание возможно
только на основе интуиции. Интуицией,
по Бергсону, называется род интеллектуальной
симпатии, посредством которой человек
переносится внутрь предмета, чтобы слиться
с тем, что есть в нем единственного, и,
следовательно, невыразимого.
Иррационалистические идеи
Ницше о «воле к жизни», о морали, о духе
и познании как враждебных жизни и др.
развили дальше немецкие философы В. Дильтей,
Г. Зиммель и др. В отличие от Ницше, который
разрабатывал идею жизни как вечного и
неизменного принципа бытия, внимания
этих философов приковано к индивидуальным
формам реализации жизни, к ее неповторимым
уникальным историческим образам.
Разделяя идеи Ницше о несводимости
явлений жизни к природным явлениям и
неприменимости рациональной методологии
естествознания для ее изучения, Дильтей,
а затем Зиммель стремятся разработать
специальную методологию познания исторических
процессов. Эта методология, считает Дильтей,
принимает форму герменевтики (от греческого
hermeneutike – искусства истолкования), т.е.
искусства понимания письменно зафиксированных
жизненных откровений.
Характерные особенности философии Дильтея
Под "философией жизни",
Дильтей понимает "определенные переходные
ступени между философией и религиозностью,
литературой и поэзией", более свободные
формы философии, близкие к жизненным
потребностям человека. К мыслителям,
представляющим такой стиль философствования,
Дильтей относит Марка Аврелия, Монтеня,
Эмерсона, Ницше, Толстого. Но "философия
жизни" в дильтеевском понимании не
означает более некую философию о жизни
как о наиболее близко ее касающемся предмете.
Новый принцип методической строгости
Дильтей видит в том, что философствование
должно исходить из жизни: "Главный
импульс моей философской мысли -желание
понять жизнь из нее самой". решение
вопроса о том, что должно стать исходной
отправной точкой мышления, источником
живого, целостного опыта, диктует и сам
принцип философствования: отказ от всех
внешних по отношению к жизни — "трансцендентных"
положений, опору только на то, что "дано"
самой жизнью.
Нацеленность на понимание
жизни отличает Дильтея от всех поэтически-свободных
зарисовок так называемых "жизненных
философий" выделяемых им (от Аврелия
до Толстого) мыслителей, равно как и от
иррационалистических течений философии
жизни, в которых первенство в постижении
жизни отводилось интуиции, инстинкту.
Еще более точно
специфику дильтеевской философии
определяет то, что это исторически ориентированная
философия жизни: "Что есть человек,
может сказать ему только его история".
Понятия "жизнь" и "историческая
действительность" часто используются
Дильтеем как равнозначные, поскольку
историческая реальность сама понимается
как "живая", наделенная живительной
исторической силой: "Жизнь .... по своему
материалу составляет одно с историей.
История — всего лишь жизнь,
рассматриваемая с точки зрения целостного
человечества...". Аналогичным образом,
в одном и том же смысле Дильтей использует
понятийные конструкции "категории
жизни" и "категории истории".
Поставив проблему понимания
жизни, Дильтей необходимым образом столкнулся
с вопросом о том, как вообще возможно
"научное познание единичных личностей"
и каковы средства его достижения".
Ключом к решению проблемы научного познания
духовно-исторического мира становится
у Дильтея анализ понимания, которое может
иметь различные градации — в зависимости
от интереса, испытываемого человеком
к рассматриваемому им предмету. В высших
своих формах понимание доводится до специализированного
искусства, которое в его применении к
фиксированным жизненным высказываниям
Дильтей называет истолкованием, или интерпретацией.
История зарождения
и развития особой дисциплины,
связанной с правилами и закономерностями
истолкования текстов или других
(в принципе с текстами сравнимых)
документов человеческого духа
ведет свое начало с первых
попыток толкования Библии. К
середине XIX в. наука об истолковании —
или "герменевтика" — приобрела благодаря
работам Шлейермахера более или менее
законченную форму.
В. Дильтей представлял жизнь
как способ бытия человека, пребывающего
в историко-культурной реальности; любые
явления культуры есть проявление «объективного
духа», действующего в истории; в них раскрывается
суть человека, которая постижима интуитивно,
но не до конца; всегда остается «последняя
тайна» жизни, к которой можно только приблизиться,
но нельзя постичь полностью.
Характерные особенности философии Зиммеля
Георг Зиммель (1858—1918) — нем.
философ, социолог и культуролог, один
из ярких представителей философии жизни,
основоположник «формальной социологии».
Основные идеи Зиммеля были разработаны
им под непосредственным влиянием В. Дильтея.
С его точки зрения, на пороге 20 в. центральной
темой философии вновь становится «жизнь»
— исходная точка всей действительности
и всех ее оценок: метафизических, психологических,
нравственных и художественных. Жизнь
всегда находится в конфликте со всеми
устоявшимися формами познания и практики,
она в современную эпоху постоянно их
разрушает: экономическая жизнь — формы
производства, модернизм — традиционные
художественные формы, философия — идеальный
мир истин, мистицизм — существующие религиозные
формы.
Жизнь превозмогает собственную
ограниченность, образуя «более чем жизнь»
— культуру. Философия жизни трансформируется
у Зиммеля в философию культуры. Культура,
возвышаясь над жизнью, обретает собственную
динамику и логику своего развития.
Культура — начало, оформляющее
жизнь, но жизнь никогда не застывает ни
в одной из форм, любое творчество лишь
изменяет форму культуры, но не может изменить
форму жизни. В кон. 19 в. этот извечный конфликт
достигает наибольшего противоречия:
жизнь начинает бороться против культуры
как таковой. Чем более развивается культура,
тем более изощренные формы отчуждения
человека от жизни она создает, готовя
свою неизбежную гибель.
Работы Зиммеля оказали большое
воздействие на развитие философии культуры
и социологии в Европе.
Характерные особенности философии Шпенглера
Представление Ницше о «вечном
возвращении» и о действительности
как живом организме легли в основу концепции
истории О. Шпенглера.
О.Шпенглер - последний классик
"философии жизни" и один из основоположников
современной философии культуры, предложивший
миру, сразу после I-ой мировой войны, капитальный
культур-философский труд "Закат Европы"
как живой отклик на события "здесь
и теперь". (Первый том был закончен
к 1914 году, но вышел в 1918 году, второй том
- в 1922 году). Шпенглер взывает не к рассудку
и не к разуму, к которым традиционно обращались
философы-академисты, но к эмоциональной,
а потому отзывчивой сфере человека с
целью мобилизации духа европейской культуры
на осмысление апокалипсиса Европы.
Такая не традиционность вполне
естественно вытекала, во-первых, из мировоззренческих
установок Шпенглера, который в то время
избегал какие бы то ни было отношения
с представителями академической философии,
не принимал и не признавал традиционные
философские школы и направления.
Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера,
его непосредственные впечатления после
нападения итальянской армии на Триполи
в 1911 году,
заставили задуматься и навеяли
мысль о возможности мирового военного
конфликта. Осмысление такой возможности
приводит к переориентации первоначального
политико-публицистического характера
работы в русло истории и философии культуры.
"Закат Европы" ("Der
Untergang des Abendlandes", дословно переводимый
как "Закат западного мира"), является
выражением собственных взглядов Шпенглера
на европоцентризм и панлогизм. Он развивает
идею обособленности культурных образований,
работая одновременно в рамках двух традиций
- органицизма и иррационализма. Центральная
идея органицизма состоит в интерпретации
любого культурного явления, исторического
процесса, события из жизни отдельно взятого
человека как биологического (органического),
со всеми присущими живому признаками
и закономерностями.
Иррационализм, весьма популярный
в то время благодаря работам Ницше, исходил
из посылки, что культурное явление или
событие из личной жизни лежат за пределами
рационального объяснения, недоступны
мыслительному анализу.
Шпенглер реализует указанные
традиции в анализе и объяснении явлений
культуры. С одной стороны, он выстраивает
концепцию морфологического органицизма,
представляющего культуру как организм,
обладающий своим строением (морфологией),
с другой стороны, определяет основания
культуры как до-рациональные, выражающиеся
в глубинных символах (как это делал, например,
Ф.Ницше, различая "дионисийскую",
языческую и безличную и "аполлонийскую",
обостренно-личностную.
Заключение
Философия жизни была попыткой
найти интегральные основания для поливариантной
творческой реализации человечества,
проявляющейся в разных формах существования,
в разных типах культурной самобытности.
Исконное противоречие между рефлексией
и интуицией в познании и отражении мира,
между рассудочно-расчленяющим и интуитивно-целостным
его постижением, воплощаемое в создаваемой
данной культурой картине мира, отразилось
и в понимании феномена самой культуры.
Культура трактовалась либо как сфера,
враждебная жизни как таковой, либо как
сама жизнь.
Иррационализм (основа философии
жизни) – философское учение, настаивающее
на ограниченных возможностях разума,
мышления, признающее основным родом познания
интуицию чувство, инстинкт.
Сознанию противопоставляется
бессознательное, глубинный источник
человеческого поведения. Специфика человека
в феномене жизни, который сильно сближает
с органическим, биологическим, либо истолковывается
в культурно-историческом плане.
Основные идеи философии
жизни изложены выше и раскрыты на примере
философий В. Дильтея, А. Шопенгауэра, Ф.
Ницше и А. Бергсона
и других.
Несмотря на различие их взглядов,
порой даже принципиальные, всех их роднит
прежде всего то, что все существующее
они рассматривали как форму проявления
жизни, некой изначальной реальности,
которая не тождественна ни духу, ни материи
и которая может быть постигнута лишь
интуитивно. Их роднит также и то, что они
выступили против характерного для второй
половины XIX в. господства методологизма
и гносеологизма, распространившихся
благодаря влиянию неокантианства и позитивизма.
Недостаток этих течений они
видели в забвении содержательных мировоззренческих
проблем.
Каждая концепция в какой- то
степени верна, и у каждого человека складывается
индивидуальное мнение, то есть кому-то
ближе философия Ф. Ницше, кому-то - А. Шопенгауэра
и т.д. Мне же ближе и понятнее философия
А. Бергсона. Обществу «основанному на
принуждении» Бергсон противопоставляет
«открытое общество», объединяющее все
человечество и построенное на любви и
симпатии. Ему присущи открытая мораль,
которая выдвигает принципы святости
индивида, личной свободы, равенства людей,
принципы, совершенно чуждые замкнутой
морали.
Список используемой литературы
Хрестоматия по западной философии / Под ред. Фокина Н.И. – М. 2006г.
2. Основы философии / Под
ред. Горелов А.А. – М. 2007г.
3. Философия: Учебник/ А.К.
Рычков, Б.Л. Яшин. – М. 2004г.
4. Бертран Рассел.
История западной философии и ее связи
с политическими и социальными условиями
от античности до наших дней: В трех книгах.
Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический
Проект, 2000.
5. Гриненко Г.В. История философии:
учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат,
2007.
6. Гуревич П.С. Основы философии:
Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
7. Золкин А.Л. Философия. Учебник
для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2005.
8. Философия: Учебник / Под ред.
В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005.
9. Философия: Учебник / Под ред.
В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005.
10. Философия: Учебник для вузов
/ Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова.
– 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 С. 203-206,
211-213.
11. Философия: Учебник / Г.Г.Кириленко,
М.: ЭКСМО, 2004 С. 174-179.
12. Ницше Ф. «Сочинения»
/ По ту сторону добра и зла.
- Т.2. 1990г.
13. Философия: Энциклопедический
словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией
А.А. Ивина. 2004