Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:10, контрольная работа
Философия жизни -- философское течение конца XIX -- начала XX веков. Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта.
Проявление интереса к жизни со стороны философов было актом гуманизма, ибо в условиях обострения социальных противоречий жизнь как ценность бралась под защиту, к ней привлекалось внимание, подчеркивался её основополагающий характер. Но очевидны были и слабости философии жизни. Это, прежде всего, касалось самой её концепции. Понятие «жизнь» оказывалось многозначным и неопределенным
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения………………4
2.Философские аспекты психоанализа………………………………………………...7
3. Характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда……………9
Заключение……………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………………………12
3. Характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда
Ницше: «Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого, свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовных» .
По мнению Ницше, христианство, с его призывами к состраданию, милосердию, послушанию, портит человека, подавляя важнейшие жизненные инстинкты.
Христианство, доказывает он, стремится смирить человеческое сердце, но это ошибка. В диком звере есть нечто величественное, что он теряет будучи укрощен.
Ницше не мог себе представить, чтобы человек искренне чувствовал любовь ко всему человечеству, потому что он сам испытывал ко всему ненависть и страх, которые он был вынужден скрывать под маской надменного безразличия. Его «благородный» человек, которым он сам был в своих мечтах, полностью лишен сострадания, безжалостен, хитер, зол, занят лишь своей собственной властью.
Фрейд: «искажение, которое мешает нам понять сновидения, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний» .
Одним из важнейших достижений Фрейда можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного». С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями.
Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда анализ сновидений, когда сознательное «Я» наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них - это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй - скрытый слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем, что наше сознательное «Я» устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, зашифрованную форму.
Заключение
В результате работы были выполнены поставленные задачи.
Были рассмотрены характерные особенности и принципы философии жизни на примере А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.
А. Шопенгауэр является одной из самых ярких фигур иррационализма. Он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Мир мыслился им как воля и представление. Волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.
Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Ницше является идея жизни.
А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя - «вниз». Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции.
З. Фрейд является основателем психоанализа. Он во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. Он стремился показать, что сознательная ментальная жизнь является только частью всей ментальной жизни человека. Процессы нашего сознания строго детерминируются бессознательными факторами. Психоанализ предлагает новое понимание человека и утверждает, что за нашими сновидениями, неадекватными реакциями, шутками и невротическими «симптомами» скрываются бессознательные мотивы.
Также, при рассмотрении психоанализа был рассмотрен и тот вклад, который внесли в разработку данной проблемы такие последователи Фрейда, как К. Г. Юнг и А. Адлер.
Список использованной литературы
1. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Сартр Ж. П. Сумерки богов. - М.:Политиздат, 1989. - 398 с.
2. Снирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского, - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 800 с.
3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006 - 736 с.
4. Философия: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998 - 520 с.
5. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений/ Сост.,науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
Информация о работе Философия жизни: общая характеристика и основные положения