Философия истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:53, доклад

Краткое описание

1-2. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Содержание

1.понятие истины, ее формы.
2. взаимосвязь истины и заблуждения в процессе познания.
3. филосовская взаимосвязь познавательного, практического и ценностного.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 17.61 Кб (Скачать файл)

1.понятие истины, ее формы. 
2. взаимосвязь истины и заблуждения в процессе познания. 
3. филосовская взаимосвязь познавательного,  практического и ценностного.

1-2. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее  своему предмету,

совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.

Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, мноте философы XX Века.

Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты  характеристики:

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности  в которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность она - в связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой

она - в независимости  содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку  истину познают люди она субъективна   по   своим   внутренним идеальным   содержанию   и   форме (например,     всемирное     тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс,  она не постигается сразу, целиком  в полном объёме, а постепенно  углубляется и вместе с тем  всегда неполна и неточна.

Существуют и разные формы  истины: экзистенциальная (понимание  духовного  мира),  предметная  (знание  о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

При этом постоянный спутник  истины в любой её форме -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации -передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют  место в научном знании, но встречается  и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии  в химию, астрологии в астрономию).

 

Доклад

Виды и функции практики

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой (познание представляет собой духовную, а практика материально-предметную деятельность). Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание практическую. 
Понятие практики в истории фил трактовалось по-разному: 
1. Субъективный идеализм. Практика – духовная деятельность, сфера переживаний или вообще игнорирование этой категории.

2. Объективный идеализм. Практика – духовная теоретическая  деятельность, реализация цели, отностящейся к области абсолютного (деятельность обусловленная волей, интуицией или подсозн началом., например “религиозный опыт”). 
3. Материалистическая метафизика. Практика – опыты ученого в области эмпирического познания (наблюдение, эксперимент). 
Общественная жизнь в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества. 
Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т.д. 
Но основные виды практики это: 
1. материально-производственная, трудовая деятельность, 
2. социально-преобразующая деятельность, (изменения в основные сферы общества) 
3. научно-экспериментальная (эксперименты, наблюдения, измерения) 
Связь познания и практики взаимная. 
I. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Вводя предметы в практический оборот, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, представлений.  
II. Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. 
В конечном счете "скачок" от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы. 
Недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. 
III. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования. 
IV. Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности и узкий практицизм и попытки ухода в так называемую "чистую" науку. 
Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, информационно-отражательную, проектно-конструкторскую, регулятивную и корригирующую, предсказательную, прогнозирующую функции познания, формируя идеальные планы деятельности. 
Т.о. практика – это материальная, чувственно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания.


Информация о работе Философия истины