Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:53, доклад
1-2. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".
1.понятие истины, ее формы.
2. взаимосвязь истины и заблуждения в процессе познания.
3. филосовская взаимосвязь познавательного, практического и ценностного.
1.понятие истины, ее формы.
2. взаимосвязь истины и заблуждения в
процессе познания.
3. филосовская взаимосвязь познавательного,
практического и ценностного.
1-2. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".
Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету,
совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.
Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, мноте философы XX Века.
Ей придерживаются и материалисты,
и идеалисты, метафизики и диалектики
и даже агностики. Различия внутри её
проходят по вопросу отражаемой действительности
и по вопросу о механизме
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:
1) Объективность, она -
в обусловленности реальной
она - в независимости содержания истины от отдельных людей
2) Субъективность, поскольку
истину познают люди она
3) Истина есть процесс,
она не постигается сразу,
Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.
При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации -передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.
Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.
Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).
Доклад
Виды и функции практики
Особое место в социальном
опосредовании познания занимает практика как материально-предметная
деятельность по преобразованию действительности.
При этом познание и практика различны
и в то же время взаимосвязаны между собой
(познание представляет собой духовную,
а практика материально-предметную деятельность).
Но они и связаны между собой, поскольку
практика имеет свою познавательную сторону,
а познание практическую.
Понятие практики в истории фил трактовалось
по-разному:
1. Субъективный идеализм. Практика – духовная
деятельность, сфера переживаний или вообще
игнорирование этой категории.
2. Объективный идеализм.
Практика – духовная
3. Материалистическая метафизика. Практика
– опыты ученого в области эмпирического
познания (наблюдение, эксперимент).
Общественная жизнь в своей основе есть
жизнь практическая. Поэтому и практика
столь же многогранна в своих проявлениях,
как и сама жизнь общества.
Это и семейно-бытовая деятельность, и
деятельность в сфере культуры, воспитания,
военная деятельность и т.д.
Но основные виды практики это:
1. материально-производственная, трудовая
деятельность,
2. социально-преобразующая деятельность,
(изменения в основные сферы общества)
3. научно-экспериментальная (эксперименты,
наблюдения, измерения)
Связь познания и практики взаимная.
I. Прежде всего практика выступает как
источник познания, поскольку она формирует
объект познания. Вводя предметы в практический
оборот, человек получает первичную информацию
об их свойствах и проявлениях в виде ощущений,
представлений.
II. Однако практика не только источник,
но и основа, движущая сила познания. В
практике коренятся импульсы к приобретению
нового знания, ее потребности выступают
как важнейшая движущая сила познания.
В конечном счете "скачок" от эмпирии
к теории есть ответ на потребности практики
в проникновении в глубины сущности, в
раскрытии закономерностей природы.
Недопустима абсолютизация: при всей роли
практики и ее влиянии на познание последнее
обладает относительной самостоятельностью.
Действительно, движение познания нередко
обеспечивается собственной логикой,
преемственностью в его развитии, больше
того, сама научная мысль способна в отдельных
случаях намного опережать практику.
III. Роль практики видна и в том, что она
дает познанию инструменты и технические
средства научного исследования.
IV. Наконец, практика выступает и как цель
познания, хотя в оценке этого параметра
воздействия практики на познание одинаково
ошибочны обе крайности и узкий практицизм
и попытки ухода в так называемую "чистую"
науку.
Наряду с этим важно видеть и учитывать,
что познание в свою очередь оказывает
существенное обратное влияние на практику,
реализуя, в частности, информационно-отражательную,
проектно-конструкторскую, регулятивную
и корригирующую, предсказательную, прогнозирующую
функции познания, формируя идеальные
планы деятельности.
Т.о. практика – это материальная, чувственно
предметная целенаправленная деятельность
людей, имеющая своим содержанием освоение
и преобразов прир и социальных объектов
и составляющая всеобщую основу, движ
силу развития челов общества и познания.