Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:24, доклад
Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий.Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.
Философия истории:основные понятия и проблемы.
Филосо́фия исто́рии (историосо
Хотя сам
термин «философия истории» принадлежит
французскому просветителю, вопрос о
существовании общих законов
исторического развития, непосредственно
связанный с предметом
По причине того, что про историческое время тяжело говорить в целом, вне пределов его связи с институтами социальной организации, с культурными ценностями, внутренней жизнью личности, существуют трудности в разграничивании философии истории с социологией,философией культуры, с философской антропологией, а также с конкретными историческими науками. Эта сложность определяет двойственное трактование философии истории: 1) как ответвление философского знания, 2) как социологию.
Статус «философии истории»
как заповедного поля философов
обосновывал профессор Оксфордс
Противоположную точку зрения выразил немецкий философ П. Барт, утверждавший, что существует только одна наука про судьбу человечества, хоть как бы её называли — социологией, философией общества или философией истории.
Уже в умах мыслителей античного времени возникло стремление к упорядочению исторических знаний, периодизации истории и постижению её направленности.
Относительно зачинания
философии истории как
Вопреки получившему
широкое распространение
Уже в античности
возникли прогрессистские воззрения,
согласно которым человечество шло от звериного образа жизни
к цивилизованному. В частности, подобная
идея прослеживается у Демокрита и Дикеарха. Но такие «естественнонаучные»
демифологизирующие предвосхищения были
заведомо маргинальны для своего времени
и пригодились лишь намного позже материализму позднего Пр
Подобная идея прослеживается также в поэме римского философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей», где говорится и о первоначальном зверином состоянии человечества, и о том, как люди выходили из него. Впечатляющие картины, нарисованные Лукрецием, оказали воздействие, например, на грандиозную философию истории Вико.
Первую поистине историософическую идею предложило христианство. Именно оно впервые ввело понятия равенства всех людей перед Богом и тем самым — общей судьбы всех народов мира. «Христианский историк, подобный св. Августину, не интересовался конкретной историей греков или евреев как таковых; для него было важно искупление человека как человека, событие, устанавливающее действие воли Божией на Земле. Все нации — всего лишь ветви одного человечества, и судьба его может быть понята в терминах плана Бога относительно человека. Более того, христианство ввело понятие истории, ограниченной во времени, начинающейся с сотворения человека Богом и кончающейся его окончательным спасением.» [12] Конкретное историческое событие может приобрести значение лишь по отношению к некоему большему событию или цели, достижение которой с необходимостью влечет за собой прекращение исторического процесса. Таким событием в христианской традиции является Судный день, который является окончательным финалом человеческой истории — именно он придает потенциальный смысл всем частным событиям.
Однако христианская эсхатологи
Разложение
теологического рационализма (с
Философы предоставляли
в своих системах место истории
и учению об обществе лишь в приложениях,
где были выражены личные взгляды
на жизнь, как это сделал Декарт, или подчиняли
эти науки рационализму и механистическим воззрениям, как сделали Гоббс и Спиноза. Из этого при
преобразовании античного и христианского естественного прававозникает суррогат,
предшествующий философии истории, современное
светское естественное право, продолжавшее
действовать до Канта и Фихте, Бентама и Ко
В результате
географических открытий и колонизации
в поле зрения европейской образованности
попали «дикари», туземные народы с
их «первобытным», как тогда думали, образом
жизни, что побудило сравнивать их с описанными Тацитом древними германцами, геродотовскими ски
Параллельно этому движению и отчасти вопреки ему появилась «Новая наука» Вико, обосновавшая теорию самопонимания порождающего исторического духа.
Против просветительской апологии цивилизации и особенно теории прогресса выступил Руссо, отрицавший всякую ценность истории. Его колебание между идеалом примитивной начальной стадии, уничтожавшим историю, и полной демократией, завершающей историю, дало сильнейший импульс развитию философии истории в XIX веке, причем в двух ее главных направлениях — англо-французскому позитивистскому и немецкому спекулятивному, импульс, еще усиленный Французской революцией, которая во многом основывалась на идеях Руссо и, открыв новую мировую эпоху, принудила к еще большему осмыслению истории. Из противопоставления идеям Французской революции вообще вышла философия истории как таковая.
Философия истории Герцена, важнейшие её черты — это отрицание телеологического взгляда на историю и критика исторического фатализма, взгляд на историческое развитие как на идущее (подобно развитию в природе) не по прямой линии, а по различным направлениям, как развитие многовариантное, представляющее собой процесс осуществления той или иной возможности, возникшей в результате сложившихся обстоятельств[13].
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба.
В историческом материализме утверждалось,
что Маркс выделял несколько этапов развития
общества, и, соответственно, несколько
типов общества, от наименее развитого
до совершенного — несколько общественно-
Вместе с
тем, исследование самих текстов
К. Маркса показывает, что сам он
нигде вышеописанную схему пяти
формаций (т. н. «пятичленку») не предлагал.
Её действительными авторами являются
скорее В. И. Ленин и И. В. Ста
Исходным пунктом
философии истории как
Информация о работе Философия истории: основные понятия и проблемы