Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:38, реферат
Бердяев Николай Александрович - философ и публицист, сын генерал-лейтенанта. Бердяев Н.А. родился в дворянской семье, в Киеве, в 1874 году. В четырнадцать лет у Николая появился интерес к философии, он начал читать Шопенгауэра, Гегеля, Канта. Так как большинство его предков были военными, Николая Бердяева отправили учиться в кадетский корпус, но военная обстановка ему не понравилась и он перешел в университет Святого Владимира в Киеве. В университете он был ярым сторонником марксизма, за участие в студенческой демонстрации его даже арестовали и выслали в Вологду.
Введение……………………………………………………………………2
Основные идеи философии истории Бердяева ………………………….4
Анализ концепции ………………………………………………….5
Смысл истории……………………………………………………………..9
Основные положения произведения……………………………………………………….11
Проблема смысла истории………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….30
Обращение к реальной
жизни, к историчности личности
особенно сильно раскрывается в контексте
"экзистенциального
Еще одна очень важная тема философии истории Бердяева – это размышления о том, как соотносятся время и вечность. Дело в том, что, по Бердяеву, все мы живем не в каком-то одном времени, а, по меньшей мере, в трех: раз человек является существом природным, социальным и духовным одновременно, то и времени для него существует тоже три - космическое, историческое и экзистенциальное. Бердяев даже нашел геометрический образ для описания каждого времени - круг, линия и точка. У космического времени - природная закономерная логика круговорота, оно оперирует не днями и годами, а эпохами, тысячелетиями. Историческое же время идет по прямой и оперирует меньшими временными категориями. Но наиболее значительные события совершаются во времени экзистенциальном, именно в нем происходят творческие акты, свободный выбор, формируется смысл существования. Для него относительна длительность события: иногда день для человека более значителен и долог, чем десятилетие, а иногда и год промелькнет незаметно.19
Анализируя «Смысл истории», можно увидеть, что сама история у Бердяева - дискретна, в ней зияют провалы исторических катастроф, оборвавших существование великих культур. Впрочем, каждая погибшая культура, согласно концепции Бердяева, способна воскреснуть: она оживает, когда к ней в своих творческих исканиях обращаются люди иных эпох, иных культур, когда они в поисках смысла жизни «переносят свою духовную судьбу во все великие эпохи»;20 судьба христианства, более того — судьба человеческого мира вообще для Бердяева зависит от нравственного выбора отдельной личности, способной своим духовным усилием связать распавшуюся связь времен. Последовательный исторический оптимизм, как можно констатировать, приводит религиозного мыслителя к отрицанию личности; последовательный исторический пессимизм приводит к тому, что личность с ее духовной судьбой мыслится как единственно важное и ценное в истории.
Начавшись, история человечества, по мнению Бердяева, - должна будет закончиться. В противном случае, при предположении «дурной бесконечности» мирового процесса, считал Бердяев, в истории не было бы разрешения, перехода в другое состояние, выхода из несовершенства в полноту вечной жизни. Эсхатологические мотивы, обостренное ожидание завершения этого падшего мира многое объясняют в философии истории Бердяева и прежде всего то, почему, живя в такое «вулканическое» время, он был достаточно равнодушен к политическим оценкам, прогнозам и тому подобным «частностям».21
Проблема смысла истории.
Бердяев заметил, что в развитии каждой культуры есть определенная цикличность. Например, культура Греции имела свою «эпоху просвещения», очень похожую на ту, что пережило человечество в восемнадцатом веке: это период, когда в Греции преобладали взгляды софистов. Эпоха просвещения - это такая эпоха, когда человек ставит себя и свой разум выше всех тайн бытия. Начало девятнадцатого века – эпоха романтизма оказалась ближе всего к пониманию истории, она предлагала переосмыслить то, что отвергала эпоха просвещения. Самой вредоносной, с точки зрения исторической философии, оказалась эпоха реформации. Все христианство основывается на священном предании, историческая критика стала его разрушать; она разрушила священное писание. Она, не сумев познать тайну христианства, начала ее критиковать. В итоге получились лишь обрывки истории, сплошное разоблачение святынь.
Н.А. Бердяев предавал большое
значение мифу, он считал, что миф
всегда играл особую роль в истории.
История и есть миф. Миф – не
выдумка, а события, сохранившиеся
в народной памяти. Исторические мифы
имеют огромное значение, в мифе
содержится передающийся в народной
памяти рассказ не только об истории
(событиях, фактах, датах), но и о роли
человека в истории. Историю нужно
рассматривать в совокупности с
человеком: нельзя выделить человека из
истории, нельзя выделить историю из
человека. Правильно понять историю
можно лишь осознав равенство
между своей собственной
Лейтмотивом бердяевских размышлений стала тема исторического сознания у разных народов. Греки понимали мироздание статически, не принимая исторического процесса: ни у одного из великих греческих философов нет философии истории. Для них мир цикличен и всё в нем повторяется, их сознание устремлено не к будущему, а к прошлому. Идея исторического внесена евреями. Их сознание изначально мыслило историю не как замкнутый круг, их историческая идея посвящена тому, что в будущем должно свершиться какое-то событие, которое разрешит историю. Такое восприятие исторического впервые появляется в еврейском сознании, так что философию истории надо искать не у греков, а в истории Израиля. Народ не узнал в Христе Мессию, отверг его, - это и есть ключевой факт, который делает еврейство осью всемирной истории. Еврейская религия есть откровение Бога в истории, как язычество есть откровение Бога в природе.
Бердяев считал, что в
эллинском мире никогда не было настоящей
свободы - форма всегда была важнее
содержания: в политике, искусстве,
философии. В христианском же сознании,
раскрылась свобода зла, без которой
нельзя понять исторического процесса,
так как мир бы начался не с
начала, а с конца – с безмятежного
и совершенного царствия Божьего. Здесь
философия очень связана с
эсхатологией - без идеи исторического
завершения нет восприятия истории.
Греческое понимание добра
В еврейском народе впервые была создана возможность для философии истории, но сама философия истории, как область духовного познания и как форма восприятия мира, свойственна только христианству. Оно дало идею однократности и неповторимости событий. Христианская история человечества отличается от истории языческого мира тем, что в ней произошел какой-то сдвиг: человек стал освобождаться и от демонов природы, и от подавленности Богом, который раньше воспринимался как далекая и грозная сила, контакт с которой опасен для человека.
Бердяев в своем труде
рассуждает о важнейших, по его мнению,
эпохах человечества. В эпоху средневековья
царствовал аскетизм: духовные силы человека
не растрачивались, а концентрировались.
Это и дало возможность эпохе
возрождения стать такой
Гуманизм переходит в антигуманизм. Чтобы это доказать, Бердяев анализирует двух очень разных философов, двух людей, имеющих разные взгляды на мир, один из которых размышлял о вершинах индивидуальной духовной культуры, другой – о социальной среде и массах. Фридрих Ницше и Карл Маркс. У Ницше конец гуманизму кладет идея сверхчеловека. Здесь человек воспринимается как стыд и позор во имя сверхчеловека. Он отрицает идею христианства о ценности человеческой души. Видна потребность в сверхчеловеческом. Маркс тоже воюет против гуманистических идей: он насаждает жестокость. Жестокость к человеку, к ближнему, во имя создания «сверхчеловеческого» коллективизма.
Конец Ренессанса связан также с процессом демократизации. Вхождение культуры в массы и масс в культуры отрицательно на ней сказывается. Бердяев считает, что и гуманизм и ренессанс по своей природе аристократичны: Людовик XIV говорил, что государство – это он. Революционный народ тоже сказал, что государство – это он, но это совсем разные вещи.
Еще одна важная проблема, поднятая Бердяевым в этом произведении – отношения человека и природы. Бердяев говорит, что природа и во времена христианства страшила людей – за взаимодействие с природой человека могли признать черным магом. Христианство отвернулось от природы. Как следствие – природу стали механизировать, она больше не являлась живым организмом. Раньше ритм жизни человека соответствовал природному, теперь же произошел резкий переход к машинному укладу жизни. Природа постепенно покоряется человеку, и это изменяет его самого. Машина становится посредником между человеком и природой. Она помогает человеку покорять природу, но при этом и покоряет человека, давая ему не только свободу, но и делая зависимым. В «Смысле истории» Бердяев только лишь обозначил эту проблему, варианты ее решения он предложил в одной из своих статей, посвященных этой тематике, гораздо позже – в сороковых годах.
Варианты он видел следующие:
Бердяев считал, что третий выход из перечисленных и будет истинной победой культуры.
Бердяев в своей книге «Смысл истории» рассмотрел разные эпохи в жизни человечества. По его мнению, ориентироваться стоит на эпоху возрождения: время творческого подъема, когда человек был повернут к христианству, и одновременно с этим, черпал силы в природе. Но для того, что бы настал Ренессанс, нужно повторить Средневековье: жить аскетично, дабы собраться с силами. В этом Бердяев видел будущее России.
Заключение.
Историософская тематика
пронизывает традицию русской мысли
с момента ее становления и
до настоящего времени. Размышления
о судьбах человечества, попытки
увидеть внутреннюю логику смены
эпох, страстная жажда постичь
смысл истории собственной
Н.А. Бердяев строил свою философию истории на основе христианского вероучения; смысловым центром модели исторического процесса для него было рождение и историческое развитие христианства. Кроме того, философ, исповедуя православие, рассматривал христианство как целостность, понимая его в экуменическом ключе
В своей работе Бердяев
отрицает Просвещение, обвиняя его
в разрушении культуры и традиций
исторически сложившихся
История, - по Бердяеву, - это путь к иному миру, значит, задача истории разрешима лишь за ее пределами, в сверх-истории, в вечности. Если не понимать ограниченности истории, то «нельзя не придти к самым пессимистическим, безнадежным результатам, потому что, с этой точки зрения, все попытки разрешения всех исторических задач во все периоды должны быть признаны сплошной неудачей. В исторической судьбе человека, в сущности, все не удавалось и есть основание думать, что никогда и не будет удаваться. Не удался ни один замысел, поставленный внутри исторического процесса. Никогда не осуществлялось то, что ставилось задачей и целью какой-либо исторической эпохи... Если взять исторический процесс в целом, то коренной неудачей, которая этот процесс поражает, нужно признать, что в нем не удается Царство Божие...».23
Информация о работе Философия истории Н. А. Бердяева и проблема смысла истории