Философия и мы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

Сциентизм (сайентизм -- от лат. и англ., означающего "знание", "наука") возник как ответ на бурное развитие науки в конце XIX, в XX в. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы. В своей основной работе "Курс позитивной философии" задачей философии Конт назвал систематизацию конкретно-научного знания на основе

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

В целом, экзистенциализм  примыкает к субъективному идеализму (при наличии в нем элементов  иных философских направлений) с  присущими ему недостатками. И  все же экзистенциализм вошел  в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного  человека с его переживаниями  и тревогами, размышляющего о  таких важных вопросах, как смысл  жизни, неотделимость человека от человечества, человеческая судьба, выбор жизненного пути, личная ответственность, выживаемость цивилизации и др.

1.3 Религиозно-философские направления

Современная религиозная  философия включает в себя христианство, буддизм и ислам. Наибольшим влиянием в западном мире отличаются неотомизм  и персонализм.

Теоретическим фундаментом  неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма -Э. Жильсон, Ж. Маритен, Д. Мерсье, А. Дондейн, М. Грабман, И. Бохеньский, К. Фабро, К. Ранер, Г. Веттер.

Оживление неотомизма (с последней трети XIX в.) обусловлено:

1) усилением революционной  борьбы, надвигавшимися социальными  потрясениями общества, чему церковь  противопоставила духовные средства;

2) стремлением церкви  приспособиться к революции в  естественных науках на основе  утверждения принципа гармонии  веры и разума. По неотомизму, существуют, два источника познания: знания, внушаемые божественным  откровением через веру, и низшие  знания, приобретенные средствами  человеческого разума. Вера без  разума превращается в слепое  поклонение, а разум без веры  впадает в гордыню самомнения. В этой взаимосвязи разум подчиняется  вере. Разум теоретически охраняет  чистоту веры, защищает ее с  помощью логических аргументов  от неверия и заблуждения.

О взаимосвязи веры и разума размышляли русские философы. Так, В.С. Соловьев утверждал, что «частные науки в своем искании... истины основываются на известных данных, принимаемых на веру...». В целом, русские религиозные философы конца XIX - начала XX в. считали, что вера - важнейший  феномен духовного мира человека, является условием и стимулом творчества, есть непосредственное принятие сознанием  смысложизненных положений как  высших истин, норм и ценностей. Вера с разумом составляет всеединство: синтез эмпирического познания (опытные  науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Знание, как и  вера, по мнению Н.А. Бердяева, есть проникновение  в реальную действительность, но частичное, ограниченное.

Канадец Б. Лонерган (1904 - 1984), рассматривая принцип сомнения, утверждал, что вера в науке плодотворнее, чем сомнение. Сомнение ведет к  примитивизму, а вера позволяет ассимилировать в структуру знания некоторые  элементы истины. Принимая на веру результаты моих предшественников, ученый дальше развивает науку. Благодаря вере возможно разделение труда между  специалистами. По поводу такой позиции  отметим, что в науке действительно  существует элемент доверия, что, однако, не исключает, а предполагает накопление наукой данных и их проверку, избавление от ошибочных взглядов.

В 1914 г. были опубликованы «24 томистских тезиса», где сформулированы основоположения католической философии  по онтологии, космологии, антропологии и теодицеи («богооправдания»).

Единство мира заключается  в его бытии, а источником бытия  выступает Бог. Бог, сотворив мир, оставил  на нем следы своего бытия в  объектах природы, по которым можно  заключить о существовании Бога. Основание для такого вывода -- подобие  всех различающихся между собой  вещей, свидетельствующее о единстве плана строения всего сущего. Вещественную основу мира, согласно томистской онтологии, составляет материальная, инертная и  косная масса, не способная к движению и внутренней самодеятельности; она  всего лишь возможность, ждущая реализации.

Космогенез представляет собой процесс перехода всего  существующего из потенции в акт, от низших уровней осуществления  возможностей к высшим. Абсолютная осуществленность свойственна только первоформе, которая есть Бог. Он -- причинное  основание вещей, выступает как  имманентно действующая в них  сила.

Человек - продукт  божественного творения, конечный дух  в материальном. Душа с присущей ей свободой воли по отношению к  телу является формообразующим принципом  и выступает основой личности. Общество - объединение личностей  и одновременно «сверхличность». История  есть таинство и промысел божий, осуществление  некоего провиденциального плана.

Познание -- одна из способностей нематериальной души. Вершину  знаний образует теология, философия  располагается посередине иерархической  пирамиды познания, а остальные науки  образуют ее подножие. Неотомисты различают  три рода познания. Чувственное познание постигает единичное, разумное - общее. Третьим видом является аналогическое  познание, относящееся к абсолютному  бытию и исходящее из конечного  сущего. Свобода воли как способность  души ставит перед человеком необходимость  выбора между посюсторонним (мирскими ценностями) и потусторонним благом (евангельскими ценностями).

В середине XX в. томистская философия встала перед необходимостью осовременивания своих теоретических  оснований. Одним из представителей религиозного модернизма является Тейяр  де Шарден (1881 - 1955, основные сочинения: «Божественная среда», «Феномен человека»). В основе его концепции лежит  принцип эволюции. Вселенная представляет собой процесс косморазвития. На первом его этапе («преджизнь») происходит эволюция химических элементов и галактик, формируется оболочка Земли, физико-химическая среда, благоприятная для образования сложных молекул и первых форм жизни. Но втором этапе («жизнь») возникает живой покров Земли («биосфера»), развиваются все формы живых организмов, от простейших до человека. Третий этап («мысль») охватывает становление человека и формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли - сферы духа, «ноосферы», через которую возможен выход в сверхжизнь к «точке Омега», или сверх личности, духовному центру «универсума», Богу. Бог присутствует в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии. Бог существует вне времени и пространства и характеризуется автономностью, наличностью, необратимостью, трансцендвитальностью. Это - движущая и направляющая сила, цель и предел эволюции.

Все существующее возникло из единой субстанции, «ткани универсума», каждый элемент которой имеет  «внешнюю» (материальную) и «внутреннюю» (духовную) стороны. Космогенез - необратимое  движение ко все более высоким  формам психизма, имеющее источником внутренний «напор сознания». Силой  эволюции выступает не естественный отбор, а влияние внутренних духовных сил. «Омега» - центр наибольшей концентрации сознания, перводвигатель сущего.

Вместе со способностью человека к сосредоточению сознания на самом себе и «сговору» (прибавлению  к своему сознанию содержания других сознаний посредством речи) появляется возможность объединения отдельных  «мыслящих центров» в коллективное сознание. Государства, нации и цивилизации  как новые формы жизни обладают большими «биологическими возможностями» для слияния, так как сильно «психизированы». Путь к совершенству Я лежит через  коллективное сознание. Эволюция зависит  от «деятельности» людей. Тейяр предложил  считать идеалом не покорность, а  активное отношение к миру, созидательный  труд, борьбу с проявлениями зла.

Генетический подход помог Тейяру де Шардену сформулировать ряд диалектических положений: принцип  всеобщей связи и взаимозависимости  явлений и предметов действительности, неодолимость нового, скачкообразность процессов развития. Значительное место  в системе Тейяра, как показал  анализ, занимают элементы научного мировоззрения  и идеи гуманизма.

В модернизированном  томизме учение о Боге корректируется и разбавляется учением об основаниях и смысле человеческой жизни. Рисуется утопическая картина общества, в  котором освящаются религиозным  культом все сферы социальной, культурной и даже бытовой жизни  человека. Если традиционная томистика  ориентировалась на богопослушание, то современные религиозные авторы на первый план выдвигают поиски человеком  своего неповторимого Я. Зло проистекает  из того, что люди неправильно пользуются дарованной им свыше свободой. Борьба со злом переносится неотомизмом  из социально-политической области  в сферу морали и считается, что  нравственное совершенствование человека возможно исключительно на религиозных  началах. Духовные ценности ставятся выше материальных. В своих энцикликах папа римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) отмечал, что католическая церковь  всегда отказывалась признать рынок  в качестве главного регулятора социальной жизни. И хотя этическая ценность свободного рынка неоспорима, капитализм не должен служить образцом для Восточной  Европы, ибо, несмотря на достигнутый  уровень жизни на Западе, проблемы несправедливости и человеческих страданий  там не решены. Человек - не просто средство для производства, а личность, имеющая  приоритет перед капиталом. Источник социальной активности К. Войтыла попытался  найти в человеческой душе, тяготеющей к вечным ценностям. Как и другие религиозные философы, Войтыла не смог отойти от стереотипа выведения  истории из сверхъестественного.

Исходный пункт  философствования персоналистов - самосознания человеческая индивидуальность, проявляющая  себя прежде всего в беспредпосылочной  и ничем не ограниченной свободе. При описании беспредпосылочной  активности персоналисты заимствуют понятие  «жизненный порыв» А. Бергсона. В свете  этого понятия творческая самодеятельность личности иррациональна, беспричинна  и потому необъяснима. Активность Я  первична, обусловливает существование  и смысл объективной реальности.

При всей уникальности личностного Я последнее не изолировано  в своей единичности и дано в неразрывной связи с другими  Я. Коммуникативность, открытость в  сторону подобных ей личностей по своей природе не социальна, а  религиозна. Осознание человеком  своего единства с другими людьми, утверждают персоналисты, имеет в  качестве прообраза извечную связь  человека с Богом. Основная задача заключается  не в том, чтобы изменить мир, а  в том, чтобы содействовать духовному  самосовершенствованию личности.

Сейчас намечается определенный симбиоз католической философии и всего христианства с восточными религиями, активизируются усилия за добрые начала человека, за мир  и выживание цивилизации. Современный  неотомизм ориентирован на ассимиляцию  католической теологией новейших философских  идей экзистенциализма, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии, неопозитивизма.


Информация о работе Философия и мы