Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:08, реферат
Знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила» в настоящее время актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знаний, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Введение………………………………………………………………………3
1 Наука………………………………………………………………………...5
1.1 Основные концепции науки………………………………………..5
1.2 Функции науки……………………………………………………...6
2 Философия………………………………………………………………….11
2.1 Философия – это наука……………………………………………11
2.2 Философия – это не наука...………………….……………………13
3 Философия и наука...……………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованных источников………………………………………..18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии и культурологии
РЕФЕРАТ
по философии
на тему:
Философия и наука
Выполнил: Рычкова В.А., студент группы Эл(б)221
Проверил: Никулина Н. Н., кандидат философских наук
Мурманск
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Наука…………………………………………………………………
1.1 Основные концепции науки………………………………………..5
1.2 Функции науки……………………………………………
2 Философия………………………………………………………
2.1 Философия – это наука……………………………………………11
2.2 Философия – это не наука...………
3 Философия и наука...……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила» в настоящее время актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знаний, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования1.
Тенденции развития человечества последних десятилетий в основном связаны исключительно с развитием техники. Это связано с небывалым научно-техническим прогрессом, охватывающим все области жизни и деятельности человека.
Однако техника призвана помогать человеку. Только лишь по сей день
происходят аварии регионального масштаба, климатические, экологические изменения планетарного масштаба и многие другие негативные явления. Однако это лишь одна форма проявления влияния техногенолиза на человека, - та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить.
Существует и другая - невидимая, непрямая форма влияния техногенолиза; а, как известно, самый страшный враг – это невидимый. Рассмотрению именно этой второй формы влияния посвящена представленная ниже работа «Философия и наука».
1 Антонов, Е.А. История философии. Курс лекций / Е. Антонов. – М.: АСТ, Астрель, 2007. С. 273.
Поскольку не существует общепринятых определений терминов «наука» и
«философия», то необходимо подробно остановится на их рассмотрении,
так как для анализа взаимодействия «философии и науки» необходимо четко представлять, какое место в жизни человека они занимают.
Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии исторически менялось, следовательно, менялись роль, функции и сущность философии и науки, что также получило свое отражение в реферате.
Таким образом, целью данной работы является представление своего
видения влияния техногенолиза на человека.
Задача данной работы: исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.
1 НАУКА
Чем же является наука для современного человека? На этот вопрос сложно
дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «наука».
1.1 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь
особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным1.
В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки.
Насчитывается более 150 определений этого общественного явления.
1 Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. С. 115.
Однако анализ их показывает, что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая
непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и
результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания наука- социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность.
Науковеды характеризуют науку и как систему знаний, и как род человеческой деятельности, и как суммарный опыт человечества. Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.
В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наука рассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для понимания
науки, для разработки концепции научного знания, но он все же односторонен, его познавательные, методологические и эвристические возможности существенно ограничены. Данный подход дает в основном гносеологические характеристики науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного контекста, в результате чего от исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.
Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к
усилению изучения социальных аспектов этого общественного феномена.
В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан
деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не
только и не столько как знание само по себе, а, прежде всего как особая
сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.
В современной философской, социологической и науковедческой
литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.
Наука как социальный институт - это социальный способ организации
совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-
профессиональной группой, определенным сообществом.
Цель и назначение
науки как социального
распространение научного знания, разработка средств и методов
исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
1.2 ФУНКЦИИ НАУКИ
Функциональный анализ науки - составная часть ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической основы управления социальными процессами".
В литературе, касающейся данной области исследований, основные функции науки обычно представлены в такой последовательности: познавательная, объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.
В качестве главных критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания.
Главные функции науки следующие:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение
которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-
теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная
цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,
исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана
рационализировать сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий;
4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов;
5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.
Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации,
просветительскую деятельность ученых;
6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества;
7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых;