Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила» в настоящее время актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знаний, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Наука………………………………………………………………………...5
1.1 Основные концепции науки………………………………………..5
1.2 Функции науки……………………………………………………...6
2 Философия………………………………………………………………….11
2.1 Философия – это наука……………………………………………11
2.2 Философия – это не наука...………………….……………………13
3 Философия и наука...……………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованных источников………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Философия и наука.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО РЫБОЛОВСТВУ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра философии и  культурологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по философии

на тему:

 

 

Философия и  наука

 

             

 

 

 

 

Выполнил: Рычкова В.А., студент группы Эл(б)221

 

Проверил: Никулина Н. Н., кандидат философских наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………3

1 Наука………………………………………………………………………...5

         1.1 Основные концепции науки………………………………………..5

         1.2 Функции науки……………………………………………………...6

2 Философия………………………………………………………………….11

2.1 Философия – это наука……………………………………………11

          2.2 Философия – это не наука...………………….……………………13

3 Философия и наука...……………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………17

Список использованных источников………………………………………..18

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Знаменитый  афоризм Фрэнсиса Бэкона: «Знание  –  сила»  в настоящее время  актуален  как никогда. Тем более, если в  обозримом  будущем  человечество  будет  жить  в условиях так называемого  информационного  общества,  где  главным  фактором общественного развития станет производство и использование  знаний,  научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания в   жизни   общества   неизбежно   должно сопровождаться  усилением  знания  наук,  специально  анализирующих  знание, познание и методы исследования1.

 

Тенденции  развития  человечества  последних  десятилетий  в  основном связаны исключительно с развитием техники. Это связано с небывалым  научно-техническим  прогрессом, охватывающим все области жизни и деятельности человека.

Однако техника  призвана помогать человеку. Только  лишь  по  сей  день

происходят  аварии  регионального  масштаба,  климатические,   экологические изменения планетарного масштаба и многие другие негативные  явления.  Однако это лишь одна форма проявления влияния техногенолиза на  человека,  -  та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить.

Существует и  другая  -  невидимая,  непрямая   форма  влияния  техногенолиза;  а,  как известно, самый страшный враг – это  невидимый.   Рассмотрению  именно  этой второй формы влияния  посвящена  представленная  ниже  работа  «Философия  и наука».

 

 

1 Антонов, Е.А. История философии. Курс лекций / Е. Антонов. – М.: АСТ, Астрель, 2007. С. 273.

Поскольку не существует общепринятых определений  терминов  «наука»  и

«философия», то необходимо  подробно  остановится на  их рассмотрении,

 так  как   для  анализа  взаимодействия  «философии  и  науки» необходимо четко представлять, какое место в жизни человека  они занимают.

Также следует  отметить, что отношение человека  и  к  науке  и  к  философии исторически менялось,  следовательно, менялись  роль,  функции и сущность философии и науки, что также получило свое отражение в реферате.

 

Таким образом,  целью  данной  работы  является  представление  своего

видения влияния техногенолиза на человека.

Задача данной работы: исследование понятий Философия  и Наука, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАУКА

 

 

Чем же является наука для  современного человека? На  этот  вопрос  сложно

дать однозначный ответ, поскольку  современная  наука  является  чрезвычайно сложным и многогранным  общественным  феноменом.  И,  как  говорилось  выше, первое с чего мы начнем, - это  с  выяснения  сущности  данного  социального феномена, определения самого понятия термина «наука».

                        

 

1.1 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ

 

 

Современная наука  возникла в  Европе  в  период  XV-XVII  вв.  Являясь

особой  формой  познания  мира  и  его  преобразования,  наука  сформировала понимание того, что  есть  мир,  природа,  как  можно  и  должно  относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что  научное  воззрение  на  мир  могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже  готово  принять  это воззрение  как  нечто  само  собой  разумеющееся.  Следовательно,  в  период разрушения системы феодального производства в обществе  формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на  мир,  природу,  по  своей  сути совпадающее с научным1.

 

В литературе  нет  однозначного  и  общепринятого  определения  науки.

Насчитывается более 150  определений  этого  общественного  явления. 

 

1 Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. С. 115.

 

Однако анализ  их  показывает,  что абсолютное  большинство из  них не   являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.

Наука  –  это  форма духовной  деятельности  людей,  направленная  на производство  знаний  о  природе,  обществе  и   самом   познании,   имеющая

непосредственной  целью постижение истины и открытие объективных  законов  на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука – это  и творческая деятельность по  получению  нового  знания  и

результат такой  деятельности: совокупность знаний, приведенных  в  целостную систему  на  основе  определенных  принципов  и  процесс  их   производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть  научное  знание. Как и другие формы познания наука-  социально-историческая  деятельность,  а не только  «чистое  знание».  Особенностями  научной  деятельности  являются универсальность, уникальность,  дисциплинированность.

 

Науковеды  характеризуют  науку  и   как   систему   знаний,  и как род человеческой  деятельности, и    как  суммарный опыт  человечества.      Надо заметить, что все же существуют три основные  концепции науки: наука как  знание,  наука  как  деятельность,  наука  как  социальный институт.

В логико-гносеологическом плане в соответствии  с  многовековой  традицией наука  рассматривается  как  система  знаний,  особая  форма   общественного сознания. Так понимали науку еще  Аристотель  и  Кант. Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для  понимания

науки, для разработки концепции научного знания, но он все  же  односторонен, его   познавательные,   методологические   и    эвристические    возможности существенно ограничены.  Данный  подход  дает  в  основном  гносеологические характеристики науки, в значительной мере вырывает  её  из  социокультурного контекста, в результате чего  от  исследователей  ускользает  её  социальная природа, творцы, материально-техническая  база,  ограничиваются  возможности для более глубокого  и   всестороннего  исследования  специфики,  структуры, места, социальной роли и функций науки.

Все это привело  к необходимости разработки другой концепции  науки,  к

усилению изучения социальных аспектов  этого  общественного феномена.

В 50-60-е годы стали  появляться  работы,  в  которых  был  разработан

деятельностный  подход к науке, в результате чего она стала  трактоваться  не

только и  не столько как знание само по себе,  а,  прежде  всего   как особая

сфера профессионально - специализированной  деятельности,  своеобразный  вид духовного  производства.  Несколько  позже  наука  стала  пониматься  и  как социальный институт.

 

В  современной   философской,     социологической   и   науковедческой

литературе  становится господствующим понимание науки как  отрасли  духовного производства,  особого  вида   человеческой   деятельности   и   социального института общества.

Наука как социальный институт  -  это  социальный  способ  организации

совместной  деятельности  ученых,   которые   являются   особой   социально-

профессиональной  группой, определенным сообществом.

Цель и назначение науки как социального института -    производство  и

распространение   научного   знания,     разработка   средств   и    методов

исследования, воспроизводство ученых  и  обеспечение  выполнения  ими  своих социальных функций.

 

 

                             

 

 

 

 

1.2 ФУНКЦИИ НАУКИ

 

 

Функциональный  анализ   науки - составная часть ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные  функции  науки  -  познавательную  и практическую. В "Основах  науковедения"  приводится  более  полный  перечень функций   науки.   Здесь   выделяются   познавательная,   мировоззренческая, культурно-идеологическая,  функция  производительной  силы  и  теоретической основы управления социальными процессами".

В литературе, касающейся данной области  исследований,   основные  функции науки обычно представлены  в  такой  последовательности:     познавательная, объяснительная, практически-действенная  прогностическая,  мировоззренческая и функция социальной памяти.

В качестве главных  критериев выделения функций  науки надо  взять  основные виды деятельности ученых, их  круг  обязанностей  и  задач,  а  также  сферы приложения и потребления научного знания.

 

Главные функции науки следующие:

1) познавательная функция задана самой сутью  науки,  главное  назначение

которой - как  раз  познание  природы,  общества  и  человека,  рационально-

теоретическое постижение мира,   открытие  его  законов  и  закономерностей, объяснение   самых   различных   явлений    и    процессов,    осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция,  безусловно, тесно связана с первой,  главная

цель ее  -  разработка  научного  мировоззрения  и  научной  картины  мира,

исследование  рационалистических  аспектов  отношения   человека   к   миру, обоснование   научного   миропонимания;

3) производственная,      технико-технологическая   функция       призвана

рационализировать сферу    материального    производства, обеспечить  его  нормальное  функционирование  и  развитие   технический   и технологический прогресс, внедрение в производство  нововведений  инноваций, новых технологий; 

4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические  основы  управления  и регуляции,  прежде  всего  это  касается  социальных  явлений  и  процессов;

5) культурно-воспитательная,  образовательная  функция  заключается  главным образом в том, что наука  является  феноменом  культуры,  заметным  фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и  рекомендации заметно  воздействуют    на   весь    учебно-воспитательный   процесс,    на  содержание  программ  планов,  учебников,  на  технологию,  формы  и  методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической  науке.

Данная  функция  науки  осуществляется  через  культурную   деятельность   и политику,   систему   образования    и    средств    массовой    информации,

просветительскую деятельность ученых;

6) идейно-преемственная,  традиционная  функция  обеспечивает  наследование, сохранение всех  достижений  научного  "коллективного  интеллекта",  научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений  ученых,  передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и  идеалов в сфере научного производства, сообщества;

7) практически-действенная функция в известной мере как бы  интегрирует  все другие функции  науки,  характеризует  её  как  универсальную  преобразующую социальную силу, которая способна изменить  все  общество,  все  его  сферы, стороны  и  отношения.  Данная  функция  осуществляется  главным     образом через  практическую,  производственную   деятельность   людей,   в   которой происходит процесс материализации,  "овеществления"  научного  знания,  идей ученых;

Информация о работе Философия и наука