Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда.
Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так
называемого информационного общества, где главным фактором общественного
развития станет производство и использование знания, научно-технической и
другой информации. Возрастание роли знания ( а в ещё большей мере – методов
её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением
знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия и наука.docx

— 51.22 Кб (Скачать файл)

производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз

и характеризует данную функцию  науки;

     4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна

разрабатывать идейно-теоретические  и методологические основы управления и

регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов.  Ученые,

менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты    осуществляют

информационное      обеспечение      управленческо -регулятивного процесса,.

консультирование работников государственного аппарата,  своими  практическими

рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений,

совершенствовать организационные  структуры,   служебные и деловые  отношения;

научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна

поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;

     5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным

образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором

культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации

заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание

программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,

ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная функция  науки

осуществляется через культурную деятельность и политику, систему  образования и

средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не

забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет

соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в  сфере

духовного производства;

     6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование,

сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной  памяти,

связь времен, преемственность различных  поколений ученых, передачу традиций

исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в  сфере

научного производства, сообщества и этоса;

     7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует

все другие функции науки, характеризует  её как универсальную преобразующую

социальную силу, которая способна изменить все общество, все его  сферы, стороны

и отношения. Данная функция осуществляется главным    образом    через

практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс

материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых;

8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии

науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания  «вооружать»

ученых солидным и эффективным  исследовательским инструментарием; следует

подчеркнуть, что прогресс науки  оценивается не только богатством новых  идей, но

мощью исследовательского арсенала;

     9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция

науки,  как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу

научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными,

нормальное функционирование науки  как социального института, собственное

воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых

научных кадров.

Очевидно, что практически все  функции науки так или иначе связаны между собой.

                            2.     ФИЛОСОФИЯ                            

Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый

возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет

однозначной интерпретации данного  понятия.

О соотношении философии и частных  наук было и, видимо, будет много  споров [ 4

]. Одни определяют философию  как науку, другие как особый  тип мировоззрения,

третьи – как их симбиоз и  т.д.

                           2.1. Философия – это наука                          

Историко-философский экскурс свидетельствует  о том, что начиная с древнего

мира и до наших дней, сложилась  довольно устойчивая традиция согласно которой

философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая", "всеобщая теория

бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в "метафизике" писал:

"Наука философов исследует  сущее как таковое вообще, а  не какую-то часть

его".

Сходные представления о философии  сохраняются и в Новое время  и позже. В

частности, Гегель полагал, что в  отличие от других наук "философия  хочет

познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".

Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка

зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой,

философия объявлялась наукой о  наиболее общих (всеобщих) законах развития

природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в

основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая

точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с

помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой

подобная точка зрения, но в ослабленной  и модифицированной форме, встречается

и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике читаем:

"Философию можно определить  как учение об общих принципах  бытия, познания и

отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в

целом об общих принципах и закономерностях его бытия и познания".

В приведенном   выше понимании  философии, на взгляд автора, верно  указано на

то, что она имеет дело со всеобщим, инвариантным, фундаментальным в бытии. Но

все же такое   понимание   философии   является   односторонним   и

недостаточным. Здесь, например,   просто  постулируется  научный  статус и

характер  философского  знания, философия практически сводится к диалектике

(учению о всеобщих связях  и развитии), явно выпадает из  предмета её познания

и понимания человек и его  отношение к миру, аксиологическая  и

смысложизненная  проблематика.   Кроме того,   если     философия является

наукой о всеобщих законах бытия  и познания, то от нее следует  «отлучить» всех

тех мыслителей, которые разделяют  религиозные, идеалистические и

метафизические (недиалектические), мистические  и иррационалистические

взгляды, а важная проблема «философия и наука» просто становится абсурдной.

Словом. Традиционная, сценическая  трактовка философии является неправомерной,

ею невозможно охватить различные  философские течения направления  и школы.

В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве

предмета философии называют отношение  человека к миру, мышления к бытию,

всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем

учебном пособии писали "Предметом  философии является всеобщее в системе "мир

- человек". Философия -это наука о мире в целом и об отношении человека к

этому миру".

Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и

теоретического познания действительности имеет дело с определенными

понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.

Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет

свой особый предмет. Все это  в ходе развития науки может изменяться,

отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают

новые, более глубокие теории. В  философии, как и в любой науке, люди

ошибаются, заблуждаются, выдвигают  гипотезы, которые могут оказаться

несостоятельными, и т.п. Но все  это не значит, что философия есть одна из

наук в ряду других наук. У философии  иной предмет – она есть наука  о

всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.  [ 4 ]

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как  и других

наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п.

Словом, философия есть свободная  и универсальная область человеческого

знания. Она есть постоянный поиск  нового. Говорят, что философия в  отличие от

других наук не имеет эмпирического  уровня познания. С этим нельзя

согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только

эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко

наблюдает, следит за потоком живой  истории, присматривается к поведению

людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с

отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так

что философ пользуется и прямым наблюдением [  4  ].

                          2.2. Философия – это не наука                         

На страницах журнала "Философские  науки" в 1989-1990 годы шла оживленная

дискуссия относительно соотношения  философии и науки. Одни авторы полагали,

что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она  не

является, ибо не отвечает многим критериям  научности, требованиям,

предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как

особую форму общественного  сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и

наукой. И все же к критериям  научного знания обычно относят такие, как

истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость,

практическая, опытная экспериментальная  и фактологическая проверяемость,

системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация

сущности, законов исследуемых  предметов явлений и процессов. Порой к ним

добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г Кун)

критерии.

Очевидно,   что многие из  этих  признаков научности либо  мало применимы,

либо совсем  не  применимы  для  характеристики  философского  знания.

Оно, допустим непроверяемо экспериментально,  плюралистично и диалогично по

своей природе, а потому  не может  быть  общеобязательным  и  общепринятым,

что  имеет  место  в физическом, химическом, математическом знании и  пр.

Другими словами, получается, что философия  не является наукой.

Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучности философии начал

обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном  пособии

отмечается, что ряд философов  отрицают её принадлежность к миру науки,

выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются  в

подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически

неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми

философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный

мыслитель создаёт свою собственную  систему; ненаучность методов, проблем и

языка философии В пользу научности философии называются такие её черты, как

рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность,

аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической

недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых

опровергаются ходом мировой истории  или открытиями естественных наук, другие

развиваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая

категорически не считает философию  наукой, а относит её к феномену культуры,

определяет её как особую форму  общественного сознания, как своеобразный тип

мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к

примеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К

Поппер.

"Философия. - писал Н.А.Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть

особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия

есть отрицание философии, отрицание  её первородства. Философия не есть наука,

не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом  смысла

человеческого существования".

Философия    как   и   религия,      отвечает   на   самые   общие

мировоззренческие   и смысложизненные вопросы.   Однако делает она это в

отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру,

авторитет и догмы.  Философские  системы даже религиозные иррационалистические

опираются на интеллект и логику, являются результатом   размышлений  и

аналитической деятельности,     философские   идеи     и положения так или

иначе доказываются,    обосновываются рациональным способом. Словом,   в этом

плане философия похожа на науку.   Однако важно подчеркнуть, что в центре

философии стоит человек,  мир  как таковой её интересует гораздо  меньше.

Философия рассматривает мир как "обитель" человека. "Главный  признак,

отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что

философия познает бытие из человека и через человека,   в человеке видит

разгадку смысла,   наука же познает бытие как бы вне человека,    отрешенно

от человека". Следовательно, философия  познает мир    через    "призму"

человеческих потребностей, интересов  предпочтений целей, ценностей и  идеалов.

Информация о работе Философия и наука