Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:56, контрольная работа
Сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт человечества.
1. Понятие и структура мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.
3. Социальные функции философии.
4.Философия и наука. Специфика философического знания
Список литературы
Немецкая классическая философия, также признающая философию как науку о всеобщем, внесла свои коррективы в понятие всеобщего. Здесь это не только теоретический уровень исследования) проблем, а и мышление в высших своих проявлениях, черпающее из себя самого материал для познания. Как писал Гегель, "это происходит так, что каждое частное понятие выводится из самого себя порождаюшего и осуществляющего всеобщего понятия, или логической идеи". Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета философии как науки, а лишь уточняют и углубляют его понимание.
Следующий момент в процессе
предметного самоопределения
"Извне нет доступа
в философию, ибо лишь сама
философия может решить, чем быть
философии, и быть ли ей чем-
3. Социальные функции философии.
На первом месте
среди функций философии в
соответствии с приоритетной значимостью
проблемы человека среди всех остальных
проблем философии стоит
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном идеале).
С конструктивно-ценностными
задачами философии переплетаются
и составляют единство задачи по интерпретации
социальной действительности и по критике
ее структур, состояний, тех или иных
социальных действий. Интерпретация
и критика связаны с
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формально-логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический потенциал.
Формирование диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность
и самокритичность не являются антиподом
веры или твердости убеждений
в правильности чьей-то (или своей)
позиции. Наоборот. Философия дает прочное
общеметодологическое и гносеологическое
основание для
Наряду с уже
рассмотренными функциями философия
имеет еще отражательно-
Таковы основные
мировоззренческие функции
4. Философия и
наука. Специфика
Сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт человечества.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы", "пункты напряжения" - мир и человек. Для философского мышления существенно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех зависимостей.
Мы живем на рубеже эпох: ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в общества, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.
Знание философии,
в том числе требований к познанию,
способствует формированию у человека
важных качеств культурной личности:
ориентации на истину, правду, доброту.
Философия способна оградить человека
от поверхностных и узких рамок
обыденного типа мышления; она динамизирует
теоретические и эмпирические понятия
частных наук с целью максимально
адекватного отражения
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.
Философия выступает в двух ипостасях:
) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру
) как комплекс
принципов познания, как всеобщий
метод познавательной
Список литературы
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2008.
2.Введение в философию. Часть 1. М., 2009.
3.Мир философии. М., 2010.
4.Никанорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его существования. Киев, 2009.
5.Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на Дону: "Феникс", 2010.
6.Философия и мировоззрение. М., 2011.
Информация о работе Философия и наука. Специфика философического знания