Философия и наука. Специфика философического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт человечества.

Содержание

1. Понятие и структура мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.
3. Социальные функции философии.
4.Философия и наука. Специфика философического знания
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

Немецкая классическая философия, также признающая философию как  науку о всеобщем, внесла свои коррективы в понятие всеобщего. Здесь это  не только теоретический уровень  исследования) проблем, а и мышление в высших своих проявлениях, черпающее  из себя самого материал для познания. Как писал Гегель, "это происходит так, что каждое частное понятие  выводится из самого себя порождаюшего и осуществляющего всеобщего  понятия, или логической идеи". Процесс  дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета философии  как науки, а лишь уточняют и углубляют  его понимание.

Следующий момент в процессе предметного самоопределения философии  связан с уточнением ее мировоззренческой  сущности, а именно, с отношением человека к миру и мира к человеку, но во все той же ипостаси всеобщности. Это относится к уяснению специфики  социального познания, изучающего всеобщее в общественных отношениях; к возникновению  концепций, общий смысл которых - достижение мудрости, то есть целей  практического разума; в развитии философской антропологии; в возникновении  таких философских наук, как этика, эстетика, культурология, наукоучение; в развитии философии истории, политики и т.п. Дальнейшее изложение материала  по основным философским проблемам  по мере их возникновения в истории  философии наполнит высказанные  положения разносторонним содержанием.

"Извне нет доступа  в философию, ибо лишь сама  философия может решить, чем быть  философии, и быть ли ей чем-нибудь. <...> Право и обязанность философии  - определять свой предмет с  большей независимостью от данности, чем-то бывает в других областях  знания, приводит к различным  формам постановки проблемы в  разных философских учениях. Во  всех других науках существует  какая-либо общезначимая цель, как  бы увенчивающая собой все  многообразие специальных задач.  Только в философии каждый  оригинальный мыслитель определен  не только тем, как он отвечает  на известные вопросы, но также  и тем, как он ставит их - ставит не в смысле отдельных  проблем, а вообще, - как он спрашивает  о философии). Например, Эпикур определяет  ее, как средство к достижению  блаженной жизни на основе  разума. Для Шопенгауэра (немецкий  философ XIX века) она - стремление  проникнуть с помощью представления  в то, что само по себе представлением  не является, - т.е. по ту сторону  мира эмпирических явлений, с  которыми имеют дело другие  науки. Средневековая философия  рассматривает философию как  служанку богословия, как совокупность  приемов для обоснования религиозных  истин. Для кантианства философия  есть критическое уяснение разумом  самого себя, и она определяется, с одной стороны, как чисто  этическое уразумение того, что  в жизни человека обладает  значением идеала, а с другой  же - как чисто познавательная  переработка миропонимания, преодолевающая  противоречия, заложенные в последнем.  Это многообразие философских  целеполаганий, которое можно  было бы намного увеличить,  недвусмысленным образом показывает, что <...> философ <...> на деле <...> уже наперед придает постановке (вопроса.) характер, соответствующий  ответу, который он хочет дать  на вопрос." (Г. Зиммель. "Сущность  философии").

 

 

 

 

3. Социальные функции  философии.

На первом месте  среди функций философии в  соответствии с приоритетной значимостью  проблемы человека среди всех остальных  проблем философии стоит гуманистическая  функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял  бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она  помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Следующей мировоззренческой  функцией философии является социально-аксиологическая  функция. Она расчленяется на ряд  подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская  и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном идеале).

С конструктивно-ценностными  задачами философии переплетаются  и составляют единство задачи по интерпретации  социальной действительности и по критике  ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация  и критика связаны с ориентацией  на ценности, общественные идеалы, с  оценкой социальной действительности под соответствующем углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление  с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность  субъекта объектом, желание его изменить.

Одной из функций  философии является культурно-воспитательная функция.

Одним из показателей  высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся  частнонаучную информацию, философские  категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность  подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формально-логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком  пути выявляет свой творческий, антидогматический  потенциал.

Формирование диалектического  мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним  из активных средств научного поиска.

Сомнение, критичность  и самокритичность не являются антиподом  веры или твердости убеждений  в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное  общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного  саморазвития сомнения в научную  уверенность, для гармоничного сочетания  его с верой в преодоление  ошибок, заблуждений, в получение  более полных, глубоких, объективных  истин.

Наряду с уже  рассмотренными функциями философия  имеет еще отражательно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям  человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного  знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной  информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, "философия философии" (теория философского знания.

Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Философия и  наука. Специфика философического  знания.

Сама философия  есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере  общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее имеет специфический  категориальный аппарат, опирающийся  в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт человечества.

Философское мировоззрение  как бы биполярно: его смысловые "узлы", "пункты напряжения" - мир и человек. Для философского мышления существенно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. В отличие  от других форм мировоззрения в философском  миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает  наиболее рельефно, составляет основу всех зависимостей.

Мы живем на рубеже эпох: ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение  глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное  место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой  общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического  развития человечества поставила его  перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в общества, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок  обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия  частных наук с целью максимально  адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Философия дает людям  общий язык, вырабатывает у них  единые, общезначимые представления  о главных ценностях жизни. Она  выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.

Философия выступает  в двух ипостасях:

) как информация  о мире в целом и отношении  человека к этому миру 

) как комплекс  принципов познания, как всеобщий  метод познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2008.

2.Введение в философию.  Часть 1. М., 2009.

3.Мир философии. М., 2010.

4.Никанорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его существования. Киев, 2009.

5.Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на Дону: "Феникс", 2010.

6.Философия и мировоззрение. М., 2011.

 

 


Информация о работе Философия и наука. Специфика философического знания