Философия и наука - рациональные формы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 01:58, реферат

Краткое описание

Результатом проведения работы является изложение наиболее принятых суждений по тематике реферата, их анализ и рассмотрение вопросов их применимости к реалиям сегодняшнего дня. Также автор работы предлагает свою точку зрения по наиболее острым и спорным положениям работы, предлагает свои рекомендации по их разрешению.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия и наука.docx

— 29.60 Кб (Скачать файл)

                   Философия и наука - рациональные формы познания.

Определение философии -

это теоретически разработанное  мировоззрение, система самых общих  теоретических взглядов на мир, на место  человека в нем, уяснения различных  форм его отношения к миру.

это форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия.

Определение науки -

систематическое объединение  и изложение объективно достоверных  сведений, принадлежащих к какой-либо области знания,

в более общем смысле - объективно достоверное и систематическое  знание о явлениях природы и жизни  человека со стороны их закономерности и неизменного порядка 

Цель философии - с самого начала философия имела две разные цели, которые считались тесно связанными между собой:

стремилась к теоретическому осмыслению структуры мира;

пыталась найти и поведать лучший из возможных образов жизни

Цель науки - открытие закономерностей (общее и типичное, проявляющееся через индивидуальное) и общих принципов.

Предмет философии - общее  мир в целом  человек общество

принципы и законы мировоздания и мышления.

Предмет науки - частное 

Задачи философии - не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

Задачи науки - предсказание неизвестных фактов и явлений, определение тенденций развития уже известных.

Роль философии - выступает в качестве теоретической основы мировоззрения решает проблему познаваемости мира рассматривает вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Роль науки -участвует в управлении процессом социального развития, выступая в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им участвует в управлении процессом социального развития формировании общечеловеческих ценностей мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства играет роль производительной силы потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований (социальный заказ, который общество дает ученым). Тем не менее, она развивается по своим внутренним законам.

Результат ее роли:

-приоритетное направление деятельности государства

-сознательное ограничение свободы исследований

-активизация борьбы на рынке высоких технологий

-последствия научных исследований становятся все более неоднозначным

-современная наука стремится к познанию истины любой ценой

Функции философии: мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.    теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.          ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них. интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.                                                                                                                                          критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности )                                                                                                                                                         прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую       аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.                                      методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания. Функции науки - производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Научное объяснение в свою очередь позволяет предсказывать и контролировать развитие явлений в окружающей действительности, что дает возможность человеку «господствовать над природой» и использовать знания о природном и социальном мире для ускоренного развития общества. Конкретизируем и назовем наиболее значимые из них: мировоззренческая функция (крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Дарвиновская теория эволюции и происхождения человека вызвала потрясения в умах целого поколения людей и способствовала пересмотру устоявшихся представлений о месте человека в природном мире, установлению определенных взглядов на происходжение человека, раскрыла связь человека как биологического существа с другими биологическими видами. Теории относительности А. Эйнштейна на космологическую картину мира, показавшую относительность многих известных и привычных понятий - «время», «пространство»). технологическая (обеспечивает ускоренное развитие производительных сил общества благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли. Искусственная среда благодаря ускоренному развитию науки и быстрому внедрению в практику научно-технических новинок была создана менее чем за одно столетие. Среда обитания, в которой живет современный человек, почти полностью является продуктом научно-технического прогресса. Поменял весь образ жизни человека, включая сферу межличностных отношений) функция рационализации человеческого поведения и деятельности (тесно связана с предыдущей, но относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Реализуется в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Стало возможным создание и распространение многочисленных социальных технологий – рациональных схем и моделей поведения, с помощью которых деятельность человека приносит более эффективные результаты) с греч . яз) – «любовь к мудрости».  Несмотря  на  свой немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор  нет однозначной интерпретации данного понятия.  О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров.  Одни  определяют  философию как науку,  другие  как особый  тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.

                        Философия – это наука

   Историко-философский   экскурс  свидетельствует  о  том,  что  начиная  с древнего мира и  до  наших  дней,  сложилась довольно  устойчивая  традиция согласно которой философия -  это  "наука  о всеобщем",  "наука всеобщая", "всеобщая теория бытия", "основ всего существующего".  Так,  Аристотель  в "метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое  вообще,  а не какую-то часть его".  Сходные представления о философии сохраняются и в Новое время и позже. В частности, Гегель полагал, что в отличие от  других  наук  "философия  хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".  Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала  точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно  которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих  (всеобщих)  законах развития природы, общества, познания  и  мышления.  Правда,  так  характеризовался  в основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том,  что такая точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее.  Однако  здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный"  статус  философии.  Порой подобная  точка  зрения,  но  в  ослабленной   и   модифицированной   форме, встречается и в современной литературе. Например,  в  одном  новом  учебнике читаем: "Философию можно определить как учение  об  общих  принципах  бытия, познания и  отношений  человека  к  миру".  В  другом:  "Философия является учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его  бытия  и познания".   В приведенном    выше  понимании философии,  на  взгляд  автора,  верно указано  на  то,   что   она   имеет   дело  со   всеобщим,   инвариантным, фундаментальным в бытии. Но все же такое   понимание   философии    является    односторонним     и     недостаточным.   Здесь,    например,      просто постулируется  научный статус и  характер  философского   знания,  философия практически сводится к диалектике (учению о всеобщих  связях   и  развитии), явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение  к миру, аксиологическая   и   смысло-жизненная  проблематика.    Кроме   того, если     философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания,  то от  нее  следует  «отлучить»  всех   тех   мыслителей,   которые   разделяют религиозные,   идеалистические    и    метафизические    (недиалектические), мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема  «философия  и наука»  просто  становится  абсурдной.  Словом.  Традиционная,   сценическая трактовка  философии  является   неправомерной,   ею   невозможно   охватить различные философские течения направления и школы.   В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в  качестве предмета философии называют отношение человека к  миру,  мышления  к  бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин  в своем учебном пособии писали "Предметом  философии является  всеобщее  в системе "мир - человек". Философия -это  наука  о  мире  в  целом  и  об  отношении человека к этому миру".   Философия – это наука.  Конкретная  наука,   как   определенный   вид эмпирического  и  теоретического  познания  действительности  имеет  дело  с определенными  понятиями,  суждениями,   выводами,   принципами,   законами,

гипотезами, теориями. Любая  наука как в естественной, так и  в  гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это  в  ходе  развития  науки может  изменяться,  отвергаться,  и  на  месте  ограниченных  и  тем   более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В  философии,  как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы,  которые могут  оказаться  несостоятельными,  и  т.п. Но  все это не  значит,  что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной  предмет  – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.   Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так  же,  как  и других наук, развиваются, подвергаются критике,  отвергаются,  уточняются  и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область  человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия  в  отличие от других наук  не  имеет  эмпирического  уровня  познания.  С  этим  нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается  не  только эмпирический материал других наук, но  всю  свою  сознательную  жизнь  зорко наблюдает, следит за потоком  живой  истории,  присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя  и  типизированных  образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением .  Исторически можно выделить  следующие этапы  взаимоотношения науки и философии:   1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции Философы умозрительно  сочиняли  картину мира,  природы,  опираясь   на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.  На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно  развиваться математика, механика.  2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).   Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап,  Конт и др.  .  Позитивистский  этап  проходил  под лозунгами:  «Философия   ничего конкретного миру не дает, - это выдумки,  поэтому  только  конкретные  науки дают  нам  позитивные  знания»,  «Наука  сама  по  себе  философия»,  «Долой метафизику,   да   здравствует   физика»,   «Философия    имеет    дело    с псевдо проблемами, которые связаны с языковыми играми».  Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о  том,  что  может дать наука для философии и философия для науки. Субъективная оценка  автора предполагает то, что философия для науки может дать много больше того,  что может получить  взамен.  Учитывая  эту  высокую  потенциальную  возможность влияния на науку со стороны философии, автор для последней ставит  острый вопрос о придаче научно-техническому прогрессу гуманистического  смысла,  о гуманизации науки, техники и инженерии.  Наука и техника ценны не сами по себе, а лишь в  той  мере,  в  какой  они способствуют  улучшению  образа  жизни   людей,   духовно-нравственному   их развитию гуманизации социальных связей и отношений.   Наука, являясь определенным социальным институтом, включена  в  конкретный социокультурный контекст и имеет свою нормативно-ценностную систему. В  этой связи ложно говорить о внутринаучных ценностях, внешних по отношению  к  ней ценностях, наконец, ценностях самой науки. Несомненно,  что  ученые,  как  члены  общества,  к   тому   же   наиболее осведомленные о  возможностях  науки,  должны  обеспечить  использование её достижений в гуманных целях, на благо общества и человека. В настоящее время значительно возрастает  роль  социально-этических  и гуманистических аспектов развития и функционирования науки. Они не  являются чисто внешним моментом, а входят в само "тело" науки как необходимая часть, как "условие мыслимости" и эффективной реализации истины.  Ценностная ориентация ученого сопровождает его творчество, в  значительной мере определяет стратегию, ход и результат научного исследования.  Чисто прагматически - конъюнктурные,    сциентистские   ориентации  ученых ныне дискредитировали себя, показали  свою  полную  несостоятельность,  даже стали  просто  социально  опасными.     Ученые  несут   ответственность   за возникновение многих  глобальных  проблем,  за  ряд  негативных  последствий научно-технического прогресса.

  В этой связи хочется  особо  отметить  то,  что  под  влиянием  глобального техногенолиза    человечество    все    более    расслаивается    в    сфере интеллектуального   развития;   с   преобладанием,   на    взгляд    автора, представителей  машинного   (алгоритмичного)   мышления   и   представителей критинизма.  Людей созидательного  мышления становится  все меньше.   Для решения  данной  проблемы  автор  призывает  мобилизовать  все   возможности влияния   ФИЛОСОФИИ;    начать,    безусловно,    необходимо    с    решения основополагающего вопроса – повышения этики ученого.  Профессиональная  этика   ученых  представляет  собой  целостную   систему определенных норм,    принципов,  предписаний,  запретов  и  правил  научной деятельности,  общения  и  поведения  научных  работников.   Её   содержание определяется общественными требованиями,  спецификой  деятельности  и  труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.  В научно-исследовательской    работе  от  ученого  требуются  преданность науке,   служение   истине,    трудолюбие,    новаторство,    убежденность, добросовестность,  честность,  доказательность  идей,  принципиальность   и бескомпромиссность, критическое  отношение  к  догмам,    ко  всякого рода авторитетам,   критически - рефлексивное мышление (преимущественно касается первого вида отношений),    уважение труда своих предшественников,  коллег, оппонентов,  порядочность,   человечность,  интернационализм,   нормальное отношение к плюрализму  мнений  и  истин,  критичность  и  самокритичность, культурность,    корректность    в    научном     споре,     полемике     и дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный  долг, гуманизм,   высокий   уровень    гражданственности    и    ответственности, профессиональная честь,  авторитетность.   В   науке   должны   осуждаться   и   считаться   недопустимыми   научная недобросовестность,     нечестность,     необъективность,      субъективизм, беспринципность, догматизм, схоластика, плагиат, монополия  на  производство и распространение научного  знания,  конъюнктура,  административно-командные формы и методы управления,  зажим,  критика  и  борьба  мнений,  наклеивание своим    коллегам    различных    ярлыков,     преследование   инакомыслящих ученых, отсутствие свободы в научном  творчестве,  карьеризм.  К сожалению, многие из этих негативных явлений пока существуют в   научной  деятельности. Здесь  хотелось  бы  специально  подчеркнуть,  что непременным условием  и движущей  силой  развития  науки  являются  свобода  творчества,  плюрализм, критика и борьба мнений,  диалог  и  взаимопонимание  между  учеными.    Они способствуют прогрессу в области научной деятельности и труда,  обеспечивают существование  в  науке  творческого,   поискового   и   новаторского   духа производство нового научного знания в значительной мере  предохраняют  науку от заблуждений и ошибок, субъективизма, догматизма, отживших  стереотипов  и норм. монополии "официозов" и пр.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Результатом  проведения  работы  является  изложение наиболее   принятых суждений  по  тематике  реферата,  их  анализ  и рассмотрение  вопросов  их применимости к реалиям сегодняшнего дня. Также автор работы предлагает  свою точку зрения по наиболее острым  и  спорным  положениям  работы,  предлагает свои рекомендации по их разрешению.   Автор надеется, что сумел воспроизвести достаточную для  полного  видения вопроса картину, а также на то, что читатель в  дальнейшем  будет  опираться на те положения работы, которые покажутся ему  логически  обоснованными  и интересными. Помимо этого автор работы хотел бы думать,  что  сумел  донести всю  остроту   проблемы   гуманизации   науки,   пагубности   техногенолиза; акцентирую  внимание  на  том,  что  считаю  необходимым  повышать   влияние философии  на  человека,  даже  учитывая  неоднозначное  отношение  к   ней. Философия, - это как мороженное –  кто-то  его  любит,  кто-то  нет,  кто-то

равнодушен.  Нои  для  тех  и  для  других,  это  что-то  своё:  для  первых мороженное ассоциируется с продавщицей, продавшей испорченной товар, или   с болезнью, которую перенес после  того,  как  съел  мороженное.  Для  вторых, мороженное  -  это  сливочная,   шоколадная   фруктовая   «вкуснятина»   или воспоминания о прошедшем лете или  о  праздничном  застолье  с  присутствием мороженного с ягодками или воспонимания о детстве  и  кафе  с  обязательным мороженным в стаканчике или … ,  то  есть  для  первых,  вторых,  третьих  … десятых ЭТО что-то своё. Так и философия, - для одного она познается  сквозь призму научного учения  и  является  наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего – то, на чем основывается его жизнь (а жизнь  то  у каждого своя и автору данной  работы  не  приходилось  встречать  в  научной литературе формулу жизни)  и  таким  образом философия для него  это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука,  для  четвертого  философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал…  Философия – это как Бог (образ Бога) для каждого человека свой. Кстати, и Бог – это тоже философия; каждый верующий человек  придумывает  себе  образ, который ему кажется могущественным и который будет помогать  ему,  который будет понимать его.


Информация о работе Философия и наука - рациональные формы познания