Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, реферат
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.
Петр I, формируя регулярную
армию и проводя
суворовской школе обучения и воспитания, которая была пронизана идеями святости воинского долга по защите Отечества, преданности Знамени и верности присяге.
Суворов, будучи глубоко верующим,
считал веру в Бога основой духовной
стойкости солдата, при этом сам
являл пример подчиненным в соблюдении
православной обрядности. Большую роль
в патриотическом воспитании защитников
Отечества играли храмы и соборы,
причисленные к военному ведомству.
В них хранились боевые знамена,
орудия и доспехи военноначальников,
увековечивались героически погибшие
воины. Воспитательная работа не ограничивалась
богослужебной деятельностью, которая
включала в себя освящение знамен
и благословение орудий, организацию
молитв, проведение литургий и молебнов,
проведение крестных ходов и проповедей.
Она подкреплялась кропотливой
работой с приходским активом, индивидуальной
работой, проведением занятий по
словесности, сбором и обобщением информации
о душевном состоянии войск, пастырских
беседах, благотворительной
Одной из важнейших традиций
по духовно-нравственному
В русской армии главенствующее положение занимала православная церковь, но имелись представители и других конфессий. Среди генералов и полковников накануне I Мировой войны 85 % составляли православные, а остальные относили себя к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам. Среди нижних чинов 75 % были православными, 2 % - мусульмане, 9 % - католики, 1,5 % - лютеране.
Традиционно православие придерживалось толерантного (терпимого) отношения к представителям других конфессий. Это было закреплено в уставе 1893 г., где говорилось: "Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры с разрешения командира в назначенном им месте и по возможности одновременно с православным богослужением". В руководящих документах протопресвитера военного и морского духовенства подчеркивалось, что: "Подвизающееся на ратном поле духовенство имеет возможность подтверждать веру и правоту православной церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так и инославным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество".
Терпимое отношение к
другим религиям резко менялось по
отношению к сектам и религиозным
объединениям выступающим против служению
Отечеству. От военных священников
требовалось "принять все возможные
меры к пресечению в войсках сектантства
и иметь неослабленное
Произошедший раскол общества
в 1917 г. отразился и на процессах
организации патриотического и
воинского воспитания. Подавляющая
часть духовенства стала в
оппозицию новой власти. И вместе
с гонениями на священнослужителей
был предан забвению накопленный
опыт духовного, морально-психологического
воздействий на военнослужащих. Он
оказался востребованным лишь в годы
Великой Отечественной войны. С
первых дней войны русская православная
церковь заняла патриотическую позицию,
осталась верной долгу служения своему
народу. Более полно духовно-
Рассматривая проблему взаимодействия
командования с религиозными объединениями
в деле воинского и патриотического
воспитания в современных условиях,
следует сразу оговорится, что
строится оно строго в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59., Законами Р Ф " О
свободе совести и о
Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание влияния РПЦ и активизация ее деятельности. Число крещений утроилось, количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов, восстановлены или построены сотни храмов, количество монастырей возросло более чем в 10 раз, число граждан отождествляющих себя с православием составляет около 46 процентов.
Второй по численности религиозной конфессией в России является ислам. На территории РФ действуют два Духовных управления мусульман, Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири (г.
Уфа), охватывающее все группы
татар и башкир; Духовное управление
мусульман Северного Кавказа (г.
Махачкала) объединяет народности Дагестана,
чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев,
кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов.
В России насчитывается около 15 млн.
мусульман. Точный учет затруднен в
связи с тем , что в понятие
мусульманин часто вкладывают принадлежность
к народу, традиционной религией которого
был ислам и весь уклад жизни
которого заключен в сохранении верности
традициям и обычаям своего народа.
Всего в РФ зарегистрировано более
2500 мусульманских религиозных
Церковь Евангельских христиан-баптистов
является крупнейшей деноминацией среди
протестантских церквей в России,
в нее входит свыше 500 тыс. взрослых
членов, объединенных в 387 религиозных
общества. Активизация деятельности
ЕХБ связана со значительной финансовой
помощью со стороны зарубежных общин,
что позволяет проводить
Совершенно иное дело секты
и "нетрадиционные культы, которые
в подавляющем большинстве
Наибольшую активность в
России проявляют следующие культы:
Церковь Христа, Общество Сознания
Кришны, Церковь Унификации, Церковь
Сайентологии(дианетика), сатанистские,
спиритические группы и другие. Общим
для них является конспирация
и мимикрия под различные общественно-
В этой деятельности неоценимую пользу может принести сотрудничество с Русской православной церковью, так как ею накоплен большой опыт разоблачения зловредных сект. Она постоянно изучает ситуацию в данной области и можно всегда дать совет и оказать действенную помощью при столкновении с деятельностью той или иной секты.
Сотрудничество с РПЦ, основанное на соглашении Генерального директора ФАПСИ и Патриарха Московского и всея Руси, имеет много граней. Это и социальная защита сотрудников, военнослужащих и членов их семей, развитие благотворительности, забота о ветеранах, раненых и больных, поддержание в надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении морально-психологической устойчивости в боевой обстановке и экстремальных ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.
Традиционными стали выступления
священнослужителей на торжественных
собраниях, во время принятия присяги
и других мероприятиях с напутственным
словом и благословением воинов на
добросовестную ратную службу. Отдельные
командиры и начальники практикуют
составление планов сотрудничества
с епархиями, в которых по решению
Патриарха назначается
Выше перечисленные
Накопленный опыт взаимодействия
Вооруженных сил и религиозных
организаций позволяет сделать
вывод, что в тех подразделениях,
где этому вопросу уделяется
должное внимание и используется
положительный воспитательный потенциал
по духовно-нравственному и