Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Философия – это общая теория мира и существования человека в нем.
Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса. Этот период в истории человеческой цивилизации, в которое зародились философские учения, и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

Надстройка оказывает активное обратное влияние па базис, следовательно, па все общество. Так , передовые идеи становятся мощной движущей силой, способствуют прогрессу общества, и наоборот, отсталые и реакционные идеи тормозят общественное движение и могут быть даже причиной огромных человеческих трагедий .

 

Познание как процесс, его содержание, цель и «механизмы»

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека. В современной литературе цель познания усматривается в истине.

Согласно наиболее широко представленной точке зрения, познание рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которой является отражение объективной действительности в его сознании. Результат познавательной деятельности состоит в обретении нового знания.

Познание человеком реальности осуществляется в различных видах. Наиболее значимые виды познавательной активности в настоящее время – обыденное познание, научное познание, а также философское и художественное. Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частнонаучном. В свою очередь, художественное познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. При этом в основе всех видов познания лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание.

Общие проблемы познания – его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности – являются предметом исследования особого раздела философии – гносеологии, рассматривающей вопросы о сущности знания, познаваемости мира, критериях истины и др.

В зависимости от ответа на вопрос «познаваем ли мир?» в гносеологии сложились следующие основные направления:

– гностицизм, сторонники которого оптимистично смотрят на будущее и настоящее познание, считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;

– агностицизм, представители которого отрицают принципиальную возможность познания объективного мира; источником агностицизма является гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания;

– скептицизм, сторонники которого не отрицают познаваемость мира, но сомневаются в возможности его познания, в надежности истины.

 

Познание - это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Ощущение - это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств. Восприятие - целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление - это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.

Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление - это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

 

 

 

 

 

 

Наблюдение – метод познания

Наблюдение - один из методов исследования и познания, способ получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Любое научное познание начинается с наблюдения. Человек может наблюдать самостоятельно, и может пользоваться обработанными данными наблюдений других лиц.

Научное наблюдение отличается целенаправленностью. При простом наблюдении события и впечатления фиксируются и обрабатываются преимущественно подсознанием, и результат анализа может быть использован субъектом в его деятельности также преимущественно на интуитивном уровне.

Главные требования к научному наблюдению:

  • Однозначность замысла;
  • Применение системы методов наблюдений;
  • Объективность — возможность контроля путём повторного метрологического сравнения наблюдаемых элементов, либо применения иных методов исследования, например, проведения эксперимента (в то же время проводится наблюдение (психологическое), обычно включённое в качестве составной части в процедуру эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система методов научного  познания

Наблюдение. Научное наблюдение в отличие от обычного созерцания имеет смысл , цель и средства , с помощью которых субъект познания переходит к предмету исследования ( явления, наблюдается ) и к продукту (результата ) исследования в виде отчета о наблюдаемое .

Измерение - это наблюдение , которое фиксирует не только качественные , но и количественные характеристики объектов и явлений. Для этого необходимы некоторые масштабы , эталоны , правила , устройства измерения .

Эксперимент (от лат . Experior - испытываю ) - это такое наблюдение , при помощи которого явления изучают при целесообразно избранных или искусственно созданных условиях

Описание - это фиксация определенными средствами существенных признаков объекта исследования или результатов наблюдения, измерения, сравнения, эксперимента.

Абстрагирование (от лат . Abstractio - удаления ) - метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении существенных , существенных черт , отношений , сторон предмета . С его помощью формируется идеальный образ реальности. Научная абстракция подчинена определенным требованиям: во-первых , надо знать , от чего мы абстрагируемся ; во-вторых , определить , до какого предела можно корректно абстрагироваться ; в-третьих , надо иметь в виду , что интервал абстрагирования , в котором создается идеальный объект для теории , зависит только от объективных условий . Есть определенная разница между понятиями « абстрагирование » и « абстракция » : первое из них отражает процесс , а второе - следствие абстрагирования.

Анализ - это метод познания, содержанием которого является расчленение предмета исследования на составные части с целью их детального и всестороннего изучения. Как составные части целостного объекта выступают его стороны, признаки, свойства, отношения и т.п..

Синтез - это метод познания, противоположный анализа, содержанием которого является объединение ранее расчлененных частей предмета в единое целое. Анализ и синтез взаимно предполагают и обусловливают друг друга.

Индукция и дедукция. Это также парные, взаимосвязанные методы научного познания. Разница между ними основывается на существовании различных типов умозаключений - дедуктивного и индуктивного.

Моделирование (от фр. Modeler - лепить, формировать) - метод познания явлений и процессов, основанный на замене конкретного объекта исследования (оригинала) другим, подобным ему (моделью). Модель - это заместитель объекта познания. Существует три группы разновидностей моделей: 1) эвристические и дидактические; 2) знаковые и технико-вещественные; 3) природные и искусственные. Их классификация проведена по определенным основаниям. Модель выполняет две главные гносеологические функции: информативную (как источник информации) и кумулятивную (как средство фиксации и хранения информации).

Восхождение от абстрактного к конкретному - метод научного познания , создание которого приписывается К. Марксу . Но в самой общей форме его впервые было описано Гегелем. Именно он сформулировал восхождения от абстрактного к конкретному как закон управления историческим процессом развития знания. По Гегелю , конкретное - это дух , а природа у него - абстрактная , метафизическая . Восхождение от абстрактного к конкретному трактуется им как восхождение абсолютного духа к самому себе. Этот дух и является исходной конкретностью , которая впоследствии проявляется в виде « механизма» , « химизма » и « организма » , то есть сходит на себя через определенные ступени развития природы как « инобытие » духа . Процесс восхождения от абстрактного к конкретному представляется Гегелем как порождение мира абсолютной идеей , а формирование знаний о мире он выдает за сам процесс сотворения мира духовным началом.

Идеализация - это мысленное конструирование объектов , которых не существует в действительности. Этот процесс , с одной стороны , похож на мысленное моделирование , а с другой - является абстрагированием .

Формализация (от лат. Formalis - cкладений по определенной форме) - это определенный переход от реального объекта исследования в его знаковой модели, в процессе которого все смысловые сроки и утверждение теории заменяются логическими или математическими символами и формулами.

Аксиоматический метод - это метод исследования и построения научной теории, по которым базовые его положения берутся как исходные аксиомы, а все остальные выводятся из них путем рассуждения по определенным логическим правилам.

Системный метод научного познания и преобразования мира предполагает:

рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы , т.е. как обособленной множества взаимодействующих элементов;

определения структуры и организации элементов и частей системы , нахождение ведущих взаимодействий между ними;

выявление внешних связей системы , отделение среди них главных ;

определение функции системы и ее роли среди других систем ;

анализ структуры и функций системы ;

выявление на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

 

Культура личности: сущность, содержание, формы проявления

Культура личности - еще один существенный аспект понимания культуры. Этим понятием часто обозначают уровень воспитанности и образованности человека , уровень овладения той или иной сферой знания или деятельности. В данном случае понятие культуры фиксирует качества человека, образ его поведения, отношения к другим людям , к деятельности. О культурного человека в сфере производства говорят как о ответственного, подготовленного и дисциплинированного специалиста , в бытовой сфере - как о хорошем семьянина и хозяина , в сфере науки - как о талантливом ученом , в искусстве - как о одаренного художника , музыканта , композитора , поэта и т.д. .

Культура личности как целостное образование определяется глубиной, широтой и степени освоения и усвоения им общечеловеческих достижений материальной и духовной культуры , превращением их в свой ​​внутренний духовный мир и умением применять в процессе жизнедеятельности и общения с другими людьми.

Формы проявления культуры

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или села.

Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно.

 

 

Эстетическое сознание и его функции

Эстетическое сознание - одна из форм духовной жизни общества, отражающая окружающей среды, разнообразную деятельность человека, а также продукты (результаты) этой деятельности, в том числе художественные произведения, в чувственных образах, осознаются и оцениваются в суждениях эстетического вкуса. Специфика эстетического сознания заключается во взаимодействии человека и реальности, субъективного и объективного, которая переживается, оценивается и понимается сугубо индивидуально, но детерминирована исторически меняющимися идеалами воплощение красоты в жизни и искусстве.

Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования ее красоты.

Эстетическое сознание в педагогическом процессе выполняет и функцию организационно-педагогическую. Отражая обновление жизни общества во всей ее противоречивости, искусство помогает педагогам успешно решать идейно-организационные вопросы. Облегчая детям понимание сложных общественных отношений, оно готовит почву для восприятия и принятия ими общественных требований. Возвышая благородное и героическое, оно побуждает школьников к организованности и дисциплине в труде.


Информация о работе Философия и религия