Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 12:06, контрольная работа
В древней философии даосизма идет речь о том, что в центре внимания этого учения находятся космос, природа и сам человек, однако постижение этих понятий происходит не по типу обыкновенного логического мышления, а с помощью понятийного внедрения в истинную природу существования. Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира
1. В древней философии даосизма
идет речь о том, что в центре внимания этого учения
находятся космос, природа и сам человек,
однако постижение этих понятий происходит
не по типу обыкновенного логического
мышления, а с помощью понятийного внедрения
в истинную природу существования. Основы
даосизма, философии Лао-цзы излагаются
в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н.
э.). В центре доктрины - учение о великом
Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно,
это бесконечное движение. Дао - своего
рода закон бытия, космоса, универсальное
единство мира. Дао господствует везде
и во всем, всегда и безгранично. Его никто
не создал, но всё происходит от него, чтобы
затем, совершив кругооборот, снова в него
вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное
органам чувств, постоянное и неисчерпаемое,
безымянное и бесформенное, оно даёт начало,
имя и форму всему на свете. Даже великое
Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать
счастливым, должен встать на этот путь,
попытаться познать Дао и слиться с ним.
Согласно учению даосизма, человек-микрокосм
вечен так же, как и универсум-макрокосм.
Физическая смерть означает только то,
что дух отделяется от человека и растворяется
в макрокосме. Задача человека в своей
жизни добиться, чтобы произошло слияние
его души с мировым порядком Дао. Каким
же образом можно достичь такого слияния?
Ответ на этот вопрос содержится в учении
Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно
через силу “У вэй” Дао проявляется в
каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать
как усилие, а наоборот, как стремление
избегать всякого усилия. “У вэй” - означает
«недеяние», отрицание целенаправленной
деятельности, идущей вразрез с естественным
порядком. В процессе жизни необходимо
придерживаться принципа недеяния - принципа
увей. Это не бездействие. Это деятельность
человека, которая согласовывается с естественным
ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее
Дао означает, пустую трату сил, и приводит
к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм
учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот,
кто стремится добрыми делами завоевать
расположение Дао, а тот, кто в процессе
медитации, погружения в свой внутренний
мир стремится вслушаться в самого себя,
а через себя вслушаться и постичь ритм
мироздания.
Таким образом, цель жизни осмысливалась
в даосизме как возвращение к вечному,
возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма
- это отшельник, который с помощью религиозной
медитации, дыхательных и гимнастических
упражнений добивается высокого духовного
состояния, позволяющего ему преодолеть
все страсти и желания, погрузиться в общение
с божественным Дао.
Дао проявляется через обыденную
жизнь и воплощается в поступках обученных
людей, хотя мало кто из них полностью
«идет по Пути». Более того, сама практика
даосизма построена на сложной системе
символики взаимосоответствий и единения
мира общего, космического, и внутреннего,
человеческого. Всё, например, пронизано
единой энергией ци. Ребенок рождается
от смешения изначального ци (юань ци)
отца и матери; человек живёт, лишь продолжая
напитывать организм неким внешним ци
(вай ци), переводя его во внутреннее состояние
с помощью системы дыхательных упражнений
и правильного питания. Всё по-настоящему
«великое» связано с запредельным, Дао,
которое при этом ежемгновенно проявляется
в вещах, явлениях, поступках. Космическое
здесь постоянно проецируется на человеческое
и проступает в особом витальном «энергетизме»,
энергетической потенции, как самого Дао,
так и людей, которые смогли в полной мере
постичь его. Сам путь Дао воспринимается
как начало энергетическое, одухотворяющее,
например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил
божества и царей, породил Небо и Землю».
2. Позицию реализма занимал
П. Абеляр.
3. Пантеизм – это философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.
Мистический пантеизм. Бог заключает в Себе все в том смысле, что все – в Нем; Он является развитием всего в том, что сам Он – во всем. Если Бог, бытие которого вытекает из единства, не является абстракцией, извлеченной из вещей посредством разума, и, тем более, не связан с вещами и не погружен в них, как может Он выявляться через множество вещей? Никто этого не понимает. Если рассматривать вещи без Него, они – ничто, как число без единства. Если рассматривать Бога без вещей, то Он существует, а вещи не существуют...
В свою очередь
все актуально существующее
4. Разрабатывая субъективно – идеалистическую онтологию, Дж. Беркли опирался на идею Д.Локка. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. «Все, что существует, единично». Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует, что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это философские фантомы.
«...Я не могу образовывать отвлеченные представления вообще... Если ты можешь образовать мысленно отчетливое абстрактное представление... то я уступаю... Можешь? А если не можешь, то с твоей стороны было бы неразумно настаивать дольше на существовании того, о чем ты не имеешь представления». Беркли различает общие и абстрактные идеи. Первые - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления. «Я отрицаю абсолютно, - пишет он в «Трактате», - существование не общих идей, а лишь отвлеченных общих идей...». Беркли различает при этом два вида отвлечения. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения – такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствует никакое восприятие. В качестве примеров таких абстрактных понятий приводятся: протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Нельзя, уверяет Беркли, образовать отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении без конкретных чувственных качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т.п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырех или треугольника, «который не будет ни равносторонним, ни неравностороннем, ни равнобедренным».
Вторым, из того, на что опирался Беркли при построении своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк разделил качества на два рода, один из которых признается первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматривается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, относятся, по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленных первичных форм существования материи.
Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных качеств. Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные, сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское противопоставление вторичных качеств первичным. Беркли совершенно отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем он старается доказать, что субъективность, характеризующая вторичные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъективны. Антимеханицизм непосредственно перерастает здесь в антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной реальности. Субъективные качества не выступают как отличные от объективных, не противопоставляются им, ввиду аннигиляции последних. Сфера качеств становится однозначной сферой субъективности.
Исходя из Локка, он порывает с локковским делением качеств, используя относительность восприятия любых качеств. Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы покончить не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с единственной в то время формой материализма. Что существует, согласно механицистам, вне и независимо от сознания? Материя, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения вне мышления подвергается атаке Беркли. Т.о. сначала истолковав вторичные качества как чистую субъективность, затем, сведя первичные к вторичным, Беркли превратил ощущения из основного средства связи субъекта с объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект и исключающую реальный объект, как таковой. В результате идеалистической переработки сенсуализма ощущения из того, через что осуществляется познание, превратились в то, что познается.
Беркли, абсолютизируя сенсуализм, признает непосредственное чувственное восприятие единственно истинным и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины.
Ощущение, отождествляемое им с качеством, выступает у Беркли под названием «идея»: «Чувственные объекты, будучи вещами, непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями». «Идея» в этом смысле является центральным понятием всего его учения. Благодаря такой терминологии «качество» сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли – «идея», элемент чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество «идеей», он сразу становится на идеалистическую почву.
«Идея» первична. «Вещь» не что иное, как сочетание, комплекс «идей». «Вещь», таким образом, вторична. Не качества предполагают обладающую ими вещь, а, наоборот, «вещь» не более как совокупность качеств, «идей». Беркли аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи.
5. Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировозренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.
Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем - сознательного и бессознательного - характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение "Оно".Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что "психическое " и "сознательное" - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность" ,
Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:
1) оно - несловесное (невербальное);
2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической
силы и энергии;
3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;
4) по динамике своего
5) законы его функционирования
отличаются от законов
6. Основной порок философии он у
Основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций. Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, - это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София - Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам Соловьева, "центром всеобщего сознания природы", выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль ее освободителя и спасителя ("теурга"). Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.
В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле "царства божьего", понимаемого как "действительный нравственный порядок". Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.