Философия как наука: предмет, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 12:53, реферат

Краткое описание

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения философия играет особую роль.
Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), - имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Содержание

Введение 3
1 Предмет изучения философии 4
2 Структура философии 6
3 Функции философии 9
Заключение 12
Литература 13

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение 3

1 Предмет изучения философии 4

2 Структура философии 6

3 Функции философии 9

Заключение 12

Литература 13

 

Введение

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения философия играет особую роль.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), - имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».

Ответ на этот вопрос - основные функции философии, заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Философия выступает в двух ипостасях, во-первых, как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру, во-вторых, как комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности.

На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

 

1. Предмет изучения философии

Философия - общая теория мира и человека в нем. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео" - люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Сегодня мы часто произносим слова «философия», «религия», «мифология». Между тем, для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло.

Истоком возникновения философии является мировоззрение. Мировоззрение определяют как:

  1. совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом;
  2. система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Причем выделяют три типа мировоззрения:

    • мифологическое;
    • религиозное;
    • философское (научно-философское)

Мифология (от греч. mifos - предание, logos - слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человека - объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

В поисках ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрала разные пути.

Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святость) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Таким образом, религия - это такой тип мировоззрения, при котором человеческое отношение к миру постоянно пропускается через особое существо (Бог), наделенное чертами сверхъестественности.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности.

Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Попытаемся определить основные качества, которые эта наука стремится развить в каждом из вас:

  • широта, масштабность и глубина осмысленного опыта. Несомненно, мудрость - синоним большого жизненного опыта. Этот опыт человек накапливает на основе осмысления своей собственной жизни, жизни природы, других людей, общества в целом. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия - это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом осмыслении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры.
  • Способность и склонность к обобщениям, к уразумению смысла происходящего. Необходимым условием формирования мудрости является систематическое осмысление и обобщение происходящего. Мудрый человек извлекает уроки из прошлого и учитывает их в планировании будущего. Систематическое обобщение событий и получаемых знаний позволяет неуклонно совершенствовать стратегию своей жизни и деятельности. Философия, являясь предельно общей наукой, всем своим строем стремится развить у изучающего ее человека способность к обобщению. При этом она ориентирует не только на осмысление опыта успешных действий, но и на выявление ложных путей, типичных ошибок с целью их предотвращения в будущем.
  • Всесторонность видения действительности. Развитая всесторонность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии - показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простых решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим, ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать." (Б.Спиноза).
  • Развитие рефлексивного мышления. Рефлективность мышления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям. Особенно актуально это для российского человека, которому на нынешнем тяжелейшем изломе отечественной истории крайне важен трезвый, объективный самоанализ, критическое отношение к происходящему и прежде всего к самому себе. Ибо суровая самокритика - это действенный импульс к развитию. И те страны, цивилизации, в культуре которых укоренен дух самокритичности, обретают тем самым важный фактор динамичности, ускоренного движения.
  • Умение находить "золотую середину" при решении сложных проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традиции. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже в странах Запада "звериным", "бандитским", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.
  • Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

 

2. Структура философского знания

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела:

собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия;

  • логика - учение о формах умозаключения и доказательства;
  • эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном;
  • этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни.

В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

 

3. Функции философии

Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии. Выделяют следующие функции философии:

  1. общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем);
  2. методологическая функция (философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук);
  3. социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества как целостной системы);
  4. нормативная функция (в рамках философии создаются этические теории, т.е. философия является и этикой);
  5. мировоззренческая функция (философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения).

Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и науке, можно выделить.

Методологическая функция (философия являет собой всеобщий метод организации и построения теоретической деятельности, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания). Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке:

  • эвристическую;
  • координирующую;
  • интегрирующую;
  • логико-гносеологическую.

Мировоззренческая функция (формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д.). Основными мировоззренческими функциями философии выступают:

  • гуманистическая (представители гуманистической линии в философии: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера и др.);
  • социально-аксиологическая;
  • культурно-воспитательная;
  • объяснительно-информационная.

Познавательная функция. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий.

 

Заключение

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Древней Греции.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Информация о работе Философия как наука: предмет, структура, функции