Философия как основа мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: “Что такое мир?”. Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя, безусловно, опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир, во-первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Содержание

Введение.
1. Философия – основа мировоззрения.
1.1. Основные проблемы философии.
1.2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер, типы.
1.3. Природа философских проблем, вопросы мировоззрения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

Т.О., мы вплотную подошли к философии, как теоретическому мировоззрению.

Исторические типы мировоззрения.

1. Мифологическое.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии, выражающих миропонимание и мировосприятие того времени.

Миф — попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в труднодоступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно.

Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, более совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.

Черты мифологического мировоззрения:

-Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче образов  героев, богов, духов.

-Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на  окружающий мир, олицетворение и  одушевление космоса, природных сил.

-Утилитарная направленность  мифологии проявляется в том, что его мировоззренческие проблемы  тесно связаны с практическими  задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней.

2.Религиозное.

 Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир и религия взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения.

 а) Религия опирается  на образно-эмоциональную, чувственно- наглядную форму восприятия.

 б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явилось создание философских систем.

3.Философское.

 Философия - это предельно  обобщённое, теоретическое видение  мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить, затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

Вследствие этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Черты философского мировоззрения:

1. Философское мировоззрение  это теоретический взгляд на  мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится  взаимодействовать. Это совокупность  фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека  к миру. Эти идеи позволяют  людям сознательно ориентироваться  в мире и обществе, а также  мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался  жёсткий категориальный аппарат : логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

3. Философия логична и  доказательна.

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный  тип мировоззрения. В нём содержатся  размышления над собственными  представлениями о мире и месте  человека в этом мире, т.е. размышления над собственными размышлениями.

        Рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием.

5. Свободомыслие - объективный  принцип философии. По самой своей  природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы  и постулаты.

 

 Природа философских проблем.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

 Мировоззрение - это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека - это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания.

"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу  надеяться?", - именно в этих  вопросах заключены, по Канту, высшие  интересы человеческого разума.

Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества.

Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения:

"мир - человек". У неё  много обличий: "субъект - объект",

"материальное - духовное", "объективное - субъективное" и  т.д.

Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом:

"Великий основной вопрос  всей, в особенности новейшей  философии, есть вопрос об отношении  мышления к бытию".

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни:

-существуют материальные  явления и духовные (сознание, воля, мышление);

-каждый человек выделяет  себя из всего того, что его  окружает и отличает себя от  всего другого;

-он соотносит свои  цели с действительностью, оценивает  действительность.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления.

Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.

Разновидности: механический материализм, наивный материализм древних, метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм.

Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.

Идеализм существует в двух основных разновидностях: субъективный идеализм, представители которого считают первичным сознание человека, субъекта; и объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух, существующий независимо от человека.

Материализм и идеализм - это монистические направления в философии, так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало.

Наряду с философским монизмом существует течение дуализм, сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — философское направление, в котором признается одно начало мира — материальное или идеальное. Примером материалистического монизма является диалектический материализм К. Маркса, идеалистического монизма — абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, признающее наличие двух самостоятельных субстанций — материальной и идеальной (Р.Декарт, Аристотель).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) предполагает несколько или множество субстанций, материальных или идеальных (Демокрит, Г.В. Лейбниц).

Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос, т.е. мир познаваем. Их называют гностиками (гносеологический оптимизм).

Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис - знание) – агностики. Часть философов признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).

Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу философии.

Вместе с тем различным философским концепциям присуще нечто общее. Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1.Исследование наиболее  общих вопросов бытия. Этим занимается  онтология (от греч. ontos — бытие, сущее, logos — учение).

2. Анализ наиболее общих  вопросов познания, который осуществляет  гносеология, теория познания (от  греч. gnosis — знание, logos- учение).

3.Исследование наиболее  общих и существенных вопросов  человека, производимое философской  антропологией.

4. Изучение наиболее общих  вопросов функционирования и  развития общества, осуществляемое  социальной философией.

5. Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.

Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определение.

Философия — учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

Философия — теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

 

Заключение.

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Информация о работе Философия как основа мировоззрения