Философия как система в учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:31, реферат

Краткое описание

Величайшего древнегреческого философа Аристотеля Ф.Энгельс называл «самой универсальной головой», мыслителем, исследовавшим «существенные формы диалектического мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. Еще в VII в. и Греции не было ни одного философа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля, насчитывавшая несколько сот учеников. Античная философия развивалась быстро возникновение. Можно сказать, что между Гомером и Гесиодом разница качественная, а между этими философами и Аристотелем-количественная, хотя первые античные философы отстояли по времени от Гомера и Гесиода немногим больше, чем от Аристотеля.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия как система в учение Аристотеля.docx

— 68.84 Кб (Скачать файл)

Политическое устройство.» Политическое устройство в государстве есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет особую как верховную власть в государстве, так и норму всякого в нём общежития». Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Этика

 

К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация  наук, видов знания. Он разделил науки  на три большие группы: теоритические (умозрительные), практические (производительные) и творческие (созидательные). К первым Стагирит отнес философию, математику и физику; ко вторым-этику и политику, а к третьим-искусство, ремесла и прикладные науки.

Философия- наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания- «первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное». По Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. «Созерцательная жизнь»- это жизнь, чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т. е. представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно лишь богам. Для античных мыслителей познанием является отношение человека к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с пер воначалом. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей и явлений их общего принципа, главенствующего начала.

Аристотель — сын своего века и народа. Он прирожденный интеллектуалист. Для него разум составляет основу познавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный  признак. Аристотель считал, что разум  составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни  и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому как «мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается». Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому умозрительные науки выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например, политической.

Античная наука ориентирована  не на овладение силами природы, т. е. не на использование знаний в практических целях, а на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественных отношений, на воспитание граждан и  регулирование их взаимоотношений  и поведения, на достижение этического идеала. Во вторую очередь наука  исследует этические и политические проблемы, и лишь в третью очередь  она занимается проблемами искусства, ремесла и прикладных наук. Слово  «практика» используется у Аристотеля в широком смысле, а не узко, как  деятельность по получению материальных выгод.

В древности «этика» (учение о нравственности) означала жизненную  мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика  — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему  в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она  учит практическим правилам поведения  и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек-существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства .

Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками? Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения  и вести нравственный образ жизни  наукой? Согласно Аристотелю, «всякое  рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное». Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер воплощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова.

Практическая наука занимается получением знания для реализации идеала (поведение человека или производство продукта). В области «практических» наук цель мышления не познание, но поступки и деятельность. Ведь не достаточно знать добродетель, нужно и поступать  соответственно, т. е. осуществлять ее, стать добродетельным человеком. Аристотель пишет, что творчество и поступки не одно и то же. Поступки нераздельно  связаны с человеком, с его  деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества, а творчество направлено на создание произведений искусства, которые оцениваются только по своим достоинствам, независимо от поступков человека.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование  его жизни, на реализацию смысла своей  жизни и назначения. В сфере  «деятельности», связанной со свободой воли, человек «выбирает» личности, сообразующей свое поведение и образ  жизни с нравственным идеалом, с  представлениями и понятиями  о добре и зле, должном и  сущем. Этим Аристотель определил предмет  науки, названной им этикой.

Этика у Аристотеля учение о человеке. По его мнению-этика практическая наука. Отличие человека от животного - интеллектуальная жизнь. Только у человека есть такие понятия как: добро, зло, справедливость.

Центральное понятие в Аристотелевской этике-это добродетель. Добродетель определяется как «умеренность двух крайностей». Из этических же добродетелей Аристотель называет только мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность (последняя трактовалась в «Этике» как дианоэтическая добродетель).

Мужество – это мужество духа, проявляющееся в упорном  достижении трудных целей; благоразумие – умеренность желаний и умение согласовывать средства с целями; справедливость – правильное решение  дел, согласное с понятием правды; рассудительность – сметливость, состоящая  в понимании сходства и различая данных явлений и действий. Эти  добродетели – условие счастья, ибо «никто не назовёт счастливым того, в ком нет ни мужества, ни благоразумия, ни справедливости, ни рассудительности, кто, на против, страшится всякой мимолётной мухи, кто, томимый голодом или жаждою, не останавливается ни перед каким из самых крайних средств, кто из – за четверти обола губит самых близких друзей, кто, наконец, так не рассудителен и так способен на ошибки. Как будто ребёнок или безумный». Аристотель отмечает, что «добродетель… не вредит тому, в ком она пребывает», что, напротив, «без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом».

Аристотель различает  добродетель человека и добродетель  гражданина: добродетель хорошего гражданина и добродетель хорошего человека не одна и та же, ибо гражданская  добродетель ниже этической и  не возможно, чтобы все граждане были добродетельными людьми: «Качество  хорошего гражданина должно принадлежать всем, но нельзя требовать, чтобы качества хороших людей были принадлежностью  всех граждан; так как для хорошего государства нет необходимости  в том, чтобы его составляли люди непременно нравственно совершенные». Добродетель гражданина состоит  в способности повиноваться властям  и законам, тогда как для умения властвовать необходима не только добродетель гражданина, но и добродетель человека, так что властвующий над людьми должен быть нравственно совершенным.

 

 

 

Заключение

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и  формировании привычек жить добродетельно  для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека.  Вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно, необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам”

Аристотель своей философией завершает классический период в  античной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.  Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Часть 1. – М., 1989.

2.  Вундт В. Введение в философию. – М., 1998.

3.  Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

4.  Кунцман П., Буркард Ф.-П. Философия: dtv-Atlas. – М., 2002.

5.  Макаров М. Развитие понятий и предмета философии в истории человеческой мысли. - М., 1998.

        6.  Основы современной философии. – СПб., 1997.

7. Асмус В. Ф., Античная философия, М.: Высшая школа, 1998.

8. Гуревич П. Я., Основы философии, М., 2000.

9. Спиркин А. Г., Философия: Учебное пособие – 2-е изд., М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                  1                                                                                                      

1.Детство и юность Аристотеля                                                                          3

2. Философская  система Аристотеля                                                                 5

   2.1  Политика                                                                                                     10   

   2.2  Этика                                                                                                            19 

Заключение                                                                                                           23

Список используемой литературы                                                                   24                      

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия как система в учение Аристотеля