Философия как специфический тип знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:53, реферат

Краткое описание

1.Понятие „философия”. Место философии в самопознании человека.
2.Основные источники философии.
3.Мировоззрение как духовно-практическое освоение мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Введение. Философия как специфический тип знания.

                            План.

1.Понятие „философия”. Место философии в самопознании человека.

      2.Основные  источники философии.

      3.Мировоззрение  как духовно-практическое  освоение мира.

 

 

 

              Когда много веков назад возникла  особая область человеческой  культуры – философия, первоначально  ее понимали как «любомудрие» - любовь к мудрости (от греч. pheleo- люблю и sophia – мудрость). Считается, что термин впервые употребил Пифагор, а в научный оборот ввел Платон.

      После  выделения философии в отдельную  отрасль человеческих знаний, ее задачей становится обобщение  имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире  предполагает включение в него человека, обладающего способностью активно и сознательно воздействовать на окружающий мир. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

         С какой же целью человек  продолжает заниматься философией  сейчас? Чтобы понять мир, в котором живет, и изменить его к лучшему.

          Ни одна частная наука (кроме раздела философии – этики) не занимается вопросами о добре и зле, не объясняет цели, к которым стремится человек, не оправдывает этические принципы, которым он следует. Философия берет на себя этот труд. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но, несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности не только в отношении ближайших целей, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Итак, философия – это обобщенное знание о мире и о месте человека в этом мире.


 

До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?». Чтобы не погрязать в пространных объяснениях, приведу  ответ русского философа  XIX в. К. Д. Кавелина: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем…» Мыслитель XVII в. Р.Декарт, рассуждая о роли философии, замечал, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

     В этом суждении подмечено, что люди архаического периода в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологическое сознание. Включенные в природу, они чувствовали свое единство с окружающим миром, таинственными стихиями и силами. Следует отметить, что общество обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. Философия — это самый поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения:

1) мифологическое;

2)религиозное;

  1. философское;
  2. научное.

Выделяют также мировоззрение  обыденное, или эмпирическое, а также  сциентистское и антисциентистское  и др.

Мифологическое  мировоззрение (греч. mythos — повествование, сказание) — исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

       Для понимания мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение.

  1. В мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта. Философия сделала его предметом размышления и анализа.
  2. В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной форме.   Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме.
  3. В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев. В философии уже в античное время считалось, что путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее. (Этим признается, что философия не сама мудрость, а стремление к ней.)

Религиозное мировоззрение (лат. religio — благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в понимании, осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу, но между ними прослеживаются и существенные различия. Соотношение философии и религии.

  1. Философия опирается на рационально-теоретическое знание. Религия опирается прежде всего на веру. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения.
  2. Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению.

Религия нуждается в  авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств.

  1. Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный (трансцендентный).

    Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией; Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

           Таким образом, мировоззрение — образование интегральное, т. е. в нем принципиально важна связь его компонентов.

 Главными компонентами мировоззрения являются:

  1. знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);
  2. ценности (нормы и идеалы);
  3. программы действия.

Взгляды как определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения же выступают как качественная характеристика знаний.

         Важным компонентом мировоззрения являются идеалы, в которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями выступают понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотношение с нормой, идеалом идет оценка происходящего.

Вместе с тем в  обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т. д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами.

       Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Следующие по глубине уровни отражения — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

ФИЛОСОФИЮ можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.


Философское мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается прежде всего ориентацией на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос — разум. Философия  зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа, в которых философия отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Философское мировоззрение  унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат эмоционально-художественные, ритуальные элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. В то же время и в философии мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих по ложений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

Еще раз следует подчеркнуть, что мировоззрение не является механическим набором знаний. Это целостная система взглядов на мир, это своего рода призма, через которую воспринимается все происходящее в мире. Обобщая вышесказанное, можем дать более полное определение философии.

ФИЛОСОФИЯ — является специально разрабатываемым учением  о мире и месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления, методологией научного знания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры

 

 

Литература.

  1. Філософія. Курс лекцій / за ред. Бичко І.В. – К., Либідь:1994 – с.16 – 30.
  2. Введение в философию / под ред. Фролова И.Т. – М.:1990 – ч.I -  с.20 – 46, 51 - 53 .
  3. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И.  – М., Питер: 2004 – с.11 – 21, 24 - 29.
  4. История философии в кратком изложении / Пер с чеш. И.И.Богута – М.: Мысль, 1994 – с. 14 – 19.

 


Информация о работе Философия как специфический тип знания