Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:23, контрольная работа
Марксистская философия – диалектический и исторический материализм – возникла более ста лет назад. Она была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Свое дальнейшее развитие, связанное с анализом новой исторической эпохи, марксистская философия получила в трудах В. И. Ленина.
В одной из первых своих работ – «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», выступая против субъективистского истолкования общественных явлений народниками, считавшими определяющей силой исторического процесса деятельность «критически мыслящих» личностей, В. И. Ленин показал, что учение Маркса об общественно-экономической формации, о смене способов производства как основе развития общества не только не исключает, но, напротив, предпологает признание решающей роли масс, классов в истории; оно позволяет выяснить, при каких объективных условиях становится успешной деятельность выдающейся исторической личности, осуществляются ее цели.
Огромное значение для развития марксистской философии имеют «Филосовские тетради» В. И. Ленина, являющиеся продолжением и развитием основных положений книги “Материализм и эмпириокритицизм». Но если в последней Ленин делает упор на коренных проблемах филосовского материализма, то в «Филосовских тетрадях» он дает замечательные образцы разработки законов и категорий материалистической диалектики. Сформулированный Лениным принцип единства диалектики, логики и теории познания в марксистской философии, анализ основных элементов диалектики, учение о гносеологических корнях идеализма, о противоречивом характере отражения действительности в научных абстракциях, программа дальнейшего развития теории познания диалектического материализма – все это представляет собой поистине неоценимый вклад в сокровищницу марксистской философии.
В статье «О значении воинствующего материализма», которую можно рассматривать как философское завещание В. И. Ленина, обосновывается задача создания и укрепления союза между философами-марсистами и естествоиспытателями с целью дальнейшего развития диалектического материализма, совершенствования методологии естествознания. В этой связи Ленин указывает на необходимость критического, творческого освоения передовых материалистических и диалектических традиций прошлого, в особенности атеистического учения французских материалистов 18 века и диалектики Гегеля.
В. И. Ленин не только отстоял диалектический и исторический материализм в борьбе с противниками марксизма, не только всесторонне развил философию марксизма, но и применил ее к анализу новой эпохи – эпохи империализма, империалистических воин и социалистических революций, строительства нового общества, дав ответы на вопросы, поставленныеходом развития капитализма и мирового революционного движения.
Выдающимся вкладом В. И. Ленина в марксистскую теорию были его труды, посвященные закономерностям становления нового, социалистического общества, соотношению в этом процессе политики и экономики, особой роли советской социалистической государственности, социалистического сознания, политического и идейного руководства Коммунистической партии, коммунистического воспитания трудящихся.
Глубокий революциооный процесс смены капитализма социализмом, выход на историческую арену широчайших народных масс как подлинных творцов истории, возникновение новой общественно-экономической формации с присущими ей закономерностями развития – все это явилось самой радикальной проверкой марксистско-ленинской теории и вместе с тем послужило источником широких теоретических обобщений, обогативших эту теорию и поднявших ее на новую ступень.
Строительство коммунистического общества все более выдвигало на первый план проблемы совершенствования социалистического образа жизни, проблемы всестороннего развития личности, вопросы диалектики личного и общественного, социального и антропологического. Проблема человека, которая в период борьбы за победу социализма стояла как проблема освобождения его от эксплуатации, в условиях победившего социалистического общества, строящего коммунизм, приобретало новое содержание, связанное с развитием человеческой индивидуальности, возрастанием свободы и ответственности гражданина социалистического общества, его идейной убежденности и т.д.
Заключение.
Марксизм – это филосовское, экономическое и политическое учение, основоположниками которого были К.Маркс и Ф.Энгельс. Они разработали материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.
К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что философия должна быть не «наукой наук», свысока относящейся к конкретным научным исследованиям, а научным мирровоззрением, базирующимся на этих исследованиях, обобщающим их данные, раскрывающим наиболее общие закономерности развития природы, общества, познания.
Марксизм, по словам В. И. Ленина, возник не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. В нем дано научное решение многих вопросов, поставленных передовой мыслью человечества; он стал законным преемником всего лучшего, что было создано классической немецкой философией, английской политической экономией, французским утопическим социализмом.
В. И. Ленин не только отстоял диалектический и исторический материализм в борьбе с противниками марксизма, не только всесторонне развил философию марксизма, но и применил ее к анализу новой эпохи – эпохи империализма, империалистических воин и социалистических революций, строительства нового общества, дав ответы на вопросы, поставленныеходом развития капитализма и мирового революционного движения.
Список литературы.
Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕР Сэ, 2001-293с.
1 Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм. Изд. 4-е, доп. Под общей редакцией А.Д. Макарова. М., «Мысль», 1976.
2 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.
Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕР Сэ, 2001-293с.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 428.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с.22.
5 Ленин В. И. Полн. Собр. Соч., т.23, с. 44.
6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с.266.
7 Основы марксистско-ленинской философии; Учебник для вузов. С. 33.
8 Основы марксистско-ленинской философии; Учебник для вузов. С. 39.