Философия мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение философии мифологии.

Содержание

Введение 3
1 Философия мифологии как отрасль духовной деятельности
1.1 Понятие мифа и мифологии
1.2 Миф как тайна
1.3 Предмет философии мифологии
2 Философия мифологии на различных исторических этапах
2.1 Античная философия мифологии
2.2 Античная рационализация мифа
2.3 Концепции мифотворчества эпохи эллинизма
2.4 Философия мифологии в эпоху средневековья
2.5 Мифология в культуре Возрождения
2.6 Философия мифологии эпохи Просвещения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем первобытное  сознание включало в себя и представления  о пограничности Тайны. Тайна  относилась к границе священного и мирского. Символическое преодоление  такой границы и служит мировоззренческой  основой обрядов перехода (вступление в брак, рождение ребенка, посвящение в шаманы и др.). Преодоление границы Тайны предполагало целый комплекс ритуальных действий: изоляция от коллектива нагнетание чувства страха, лишение сна, изнурение плоти и др. Люди, перешедшие такую границу, считались озаренными Тайной.

В первобытной культуре Тайна и миф связаны непосредственным образом. Тайна закодирована в мифологии  и ритуально воспроизводится  в обрядах. Миф - это код Тайны. Обрядовые праздники - способ постижения Тайны. Тайна - неисчерпаемый миф, а любой миф - тайна. В эпоху неолита происходит смена матриархата на патриархат. Изменяется сознание людей, а вместе с ним и мифотворчество. Ядро мифологического мира эпохи матриархата составляли образы Богини Птицы, Богини Плодородия и др. На смену им формируется образ патриархальной общины богов, имеющую иерархическую системную организацию. Это отражает зарождающуюся социальную дифференциацию (у древних греков - жители Олимпа во главе с Зевсом). Женские божества отходят на второй план и получают новые роли: покровительство брака и семьи (Гера), честной войны (Афина) и др. Кроме того, боги "очеловечиваются", но в них по-прежнему присутствуют элементы животных. Появляются смешанные образы: Медуза Горгона, сирены и др.

Появляется героическая мифология, центральным образом ее является герой (бог или полубог-получеловек), который расправляется чудовищами, ранее пугавшими воображение человека (Тезей убивает Минотавра и др.).

Дальнейшее развитие практической мощи человека, рациональности сознания приводит к появлению в мифах людей - героев, которые борются против богов и побеждают их. Человек осознает свою власть над природой.

Следующий необходимый  и закономерный шаг - превращение  мифа в объект рационального познания, возникновение философии мифологии .

Рационализация мифов  приводит к их трансформации в  частности, в формы фольклора. Одним  из жанров фольклорной деятельности являются былины - устные народные рассказы. В них рассказывается о героических  столкновениях простых людей  со сверхъестественными существами. Одной из форм проявления единства рационального и мифологического становится религия, которая закрепляется с появлением письменности.

Таким образом, становление  цивилизации есть одновременно и  разложение мифологии.

 

 

2.2 Античная рационализация мифа

 

В истории Древней  Греции XI - IX вв. до н.э. - это так называемый, гомеровский период, поскольку поэмы  Гомера "Илиада" и "Одиссея" являются главными источниками информации об этом времени. Гомеровский эпос становится эстетически переработанной древнегреческой мифологией героического века, раннеклассового общества. На этом историческом этапе уже не миф, но еще и не рациональное познание, а пока лишь поэзия объясняет мир, однако она не способна объяснить миф.

Через поэмы Гомера можно достаточно полно ознакомиться с моральными нормами, стилем жизни, нравственными принципами, требованиями древнегреческого общества. В основе этой культуры по произведениям Гомера лежали такие мировоззренческие принципы, как традиционализм, представления о бренности человеческого существования, представления о предопределенности человеческой судьбы.

Мотив о бренности  человеческого существования - один из центральных в архаической  моральной культуре. Нет ничего более  трагического, чем существование  человека (Илиада, XVII, 446-447):

 

...Из тварей, которые  дышат и ползают в прахе,

Истинно в целой вселенной  несчастнее нет человека.

 

Боги ревнивы к попыткам людей обрести личное счастье. Доходит до того, что люди боятся быть счастливыми, т.к. боги могут отомстить за это человеку.

Вместе с тем у  Гомера герои в некоторых случаях  уже позволяют себе отказываться от подчинения богам и выбирают свой собственный путь вопреки воле богам. Это свидетельствует о зарождении индивидуальных моральных оценок. Начался  перелом в эволюции ценностного аспекта сознания.

В гомеровскую эпоху  миф все больше приобретал черты  эпоса, эстетического произведения. А природа воспринималась как  поэтическое явление. Сложились  предпосылки для превращения  мифа в особый предмет познания.

Творчество Гомера было энциклопедией древнегреческой культуры. Для древних греков Гомер - не просто поэт, он родоначальник всей античной духовной культуры. Древние греки были уверены в том, что в его творчестве сконцентрированы основы всей философской мудрости. Гомер сформулировал свод нравственных ценностей.

Но время шло. И постепенно для древних греков Гомер стал историей. Чем дальше уходило древнегреческое  общество от гомеровской эпохи, тем  сильнее отличались ее новые моральные  нормы с нравственными ценностями, образом жизни и поведением гомеровских героев. И как всегда бывает в таких случаях в истории, среди исследователей по данному вопросу сложились две противоположные нравственно-философские позиции - "почитателей" и "порицателей" Гомера.

Философия мифологии в эпоху древнегреческой классики

 

Первые античные концепции мифа складывались в русле традиции "почитателей" Гомера.

Миф есть аллегория. Такое толкование представляет мифологические образы персонификациями некоторых общих понятий физических стихий или нравственных, духовных явлений: персонификация мудрости - богиня Афина, персонификация воды - бог Посейдон и т.д.

В аллегорической теории миф выступает  как некоторая протофилософия. Аллегорическая концепция мифа верно отражает три  важные характерные черты любого мифотворчества:

  • во-первых, то, что мифология это некоторый способ обобщения бытия;
  • во-вторых, то, что любое обобщение предполагает замещение некоторого множества явлений определенным единым символом;
  • в-третьих, такой символический образ может в некоторых случаях содержать в себе и смысловой компонент. Такой смысл несет в себе некую тайну, которую нужно разгадать.

Свидетельством неадекватности аллегорической теории мифа является то, что применение аллегории к  мифу его разрушает. Аллегорическое толкование выделяет отдельные образы из произведения и наделяет их определенными внешними смыслами. В таком случае поэтика мифа нарушается. Тогда и автор эпоса, будто бы закладывавший в него свои потаенные смыслы, предстает не поэтом, художником слова, а рационализирующим творцом символов, преследовавшим не художественно-эстетические, а идеологические, религиозные и прочие цели.

К весьма раннему этапу древнегреческой  культуры относится и возникновение  критической традиции порицания  Гомера. Критическое отношение к  мифологии вызвано исторической сменой моральных норм. Теперь миф рассматривается как бессмыслица, ничем не обоснованное пустое воображение, порожденное неправильным толкованием событий или слов, ничего общего не имеющий с действительностью полет фантазии, скорее вредный, чем полезный. Тем не менее, основы бытия все еще мифологизированы, мироощущение и мировосприятие по-прежнему пронизаны мифологическо-мистическими переживаниями.

Сократ, один из величайших философов  античности, к мифологии относился  как к поэзии, далекой от логического рассуждения и недостойной философа, как к пережитку, непростительному для мыслящего человека, чуть ли не как проявлению слабоумия там, где постижение сущности вещей требует от человека полного напряжения рациональной, логической активности его сознания.

По Платону, мифология - это ложь, но в ней есть доля истины, форма  сознания, которая может как содержать  элемент правды, так и не содержать  его и, таким образом, ничем не отличаться от детских сказок. Вместе с тем миф способен в некоторых случаях выполнять воспитательную функцию и в таком своем качестве может быть полезен государству.

Аристотель не придает  особого значения вопросу о качественном своеобразии мифотворчества как особого типа сознания. Он не склонен к аллегорической трактовке мифа и видит в мифах продукты первого наивного удивления человека перед необычными сторонами действительности.

2.3 Концепции мифотворчества эпохи эллинизма

 

В эту эпоху существовало три основные философские школы - стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.

Эпикуреизм. Это философское  направление названо в честь  его создателя Эпикура. Эпикурейцы критически относятся к древнегреческой  мифологии. Они утверждают, что ее основной недостаток в том, что в мифах запечатлено мнение толпы о богах, которое вызывает смятение человеческих душ. Никаких глубинных смыслов в мифологических образах не заключено. Мифология никаким, даже аллегорическим объяснением мира не является. А традиционные мифологические представления о богах, их жизни, их отношениях с людьми эпикуреизм считает не только не истинными, а особо вредными, т.к. мешают человеку достичь счастья. Эпикурейцы создали свою концепцию мифотворчества. В соответствии с ней боги - это исторические личности, превращенные человеческим сознанием в богов: цари, полководцы, гражданские герои. Мифологические сюжеты - преобразованные фантазией события реальной истории.

Культ героев получил  новый импульс в эпоху эллинизма. Теперь богом мог стать любой простой человек. Так, Александр Македонский потребовал, чтобы подданные признали его сыном Зевса.

Стирается грань между  мифическим и реальным. Бытие ощущается  как единство мира земного и мира божественного.

Скептицизм. Основоположником принято считать Пиррона. Миф для скептиков - это нечто выходящее за рамки здравого смысла. Различая три типа повествований - историю, миф и вымысел, они видят в истории изложение истинного прошлого, в вымысле - изложение предметов, хотя и не бывших, но представляемых как бы бывшими, а в мифе - изложение предметов ложных и не могущих возникнуть. Например, что род пауков и змей произошел из крови титанов, что Пегас выскочил из головы Горгоны.

Стоицизм. Кладет в основу мироздания принцип структурности, организма, системного целого. Космос - это живой организм. Аллегорическая трактовка мифа переходит в новую фазу. В стоицизме Посейдон не просто аллегория морской стихии, это телесное существо, в котором выражена морская стихия в составе космического целого. Мифология - духовный, живой организм в составе Космоса, задача которого через образы богов, сюжеты, повествования выражать структурную дифференциацию единого космического организма.

Начиная с I в. н.э. эллинистически-римская  культура вместе с римской империей неудержимо катилась к упадку. Одна цивилизация сходила с мировой арены, а на ее осколках формировались другие. На смену политеистической религии приходит монотеистическая.

В таких условия были неизбежны и качественные сдвиги в мироощущении человека. Мощная мифологическая волна вновь накатилась на систему культуры. Мифология выступала в основном в ее суеверно-магическом обличье. В частности, вновь широко распространяется старинная магическая практика табличек проклятия: на небольших табличках из глины или свинца записывалось имя того, кого хотели погубить, и просьба к подземным богам и духам, чтобы они осуществили это желание. Табличка погребалась в могилах.

Таким образом, античность в развитии теоретического отношения  к мифу накопила только первый, начальный  опыт. Философия, оставаясь в целом в пределах мифа, научилась, во-первых, трактовать миф не как самую настоящую действительность, а как продукт сознания, который может содержать как фантазию, так и отражение реального (в том числе и исторического) события. Во-вторых, философия мифологии научилась логически расчленять миф на отдельные элементы (сюжеты, образы, смыслы и др.), логически их анализировать, конструировать производные от мифов художественно-образные (литературные, философские и др.) системы.

 

2.4 Философия мифологии в эпоху средневековья

 

В средневековом сознании доминировало ценностно-эмоциональное  отношение к миру над познавательно-рациональным. Знание рассматривалось не как главная  цель духовной деятельности, а как  некоторый побочный ее продукт. В  целом средневековое знание ориентировано на повторение, воспроизведение и обоснование накопленного опыта. Но познание мира, производство нового знания - необходимый момент способа бытия человека в мире. Поэтому даже в консервативном средневековом обществе складывались тенденции познавательной деятельности.

В средневековой мифологии  существовал мощный пласт мифологического  сознания. Он включал в себя образы и сюжеты иудаистской, античной, эллинистически-римской  мифологии, мифологических традиций народов  Востока и других культур. Народное сознание было пронизано душной атмосферой поверий в домовых, леших, чертей и пр.

Средневековые взгляды  на сущность мифа в основном не выходили за пределы того, что было достигнуто в античности. Ведущим в толковании мифа оставался аллегорический подход. Связующим звеном между античной и средневековой традициями аллегорического толкования мифа было творчество латинского грамматика Фабия Планциада Фульгенция (ок. 467 - 532), который рассматривал любой миф как басню, которая несет в себе аллегорический смысл.

Информация о работе Философия мифологии