Философия музыки эпохи нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:19, реферат

Краткое описание

Исследование касается именно философского наследия Рене Декарта, а точнее – его размышлений о сущности и первопричинах музыки.
Критически рассмотрена декартовская, рационалистическая интерпретация феномена музыки и выявлена роль музыкального искусства в эстетике картезианства.

Содержание

Введение
1. Понимание и трактовка сущности музыкального искусства в философской системе Р. Декарта.
2. Влияние картезианской философии на становление музыкальной теории и классической гармонии.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

философия музыки эпохи нового времени.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

    Человек может быть предметом и объектом научного исследования. И то, что в область человеческого самопонимания постоянно вторгаются научные понятия и философские категории, безусловная заслуга философов Нового времени и эпохи Просвещения. Когда  Р.Декарт сформулировал принцип сомнения, как принцип познания человеческого «Я», на который осторожно отреагировал Б. Паскаль, то он сделал нечто большее, нежели просто открытие «Я». Р.Декарт сформулировал принцип открытости человеческого бытия: чтобы познавать и открывать чуждые («враждебные») вещи, тела, которые противостоят человеку, человеческое бытие должно быть открытым для самого человека и с точки зрения чувств и волений, и их взаимосвязи.

       Когда Ж.-Ж.Руссо заявил, что прогресс наук и искусств «только испортил нравы» и извратил человеческий вкус , то проблему чувственности, вкуса и аффектов он перевел из эстетического кон-текста в метафизический, на что очень осторожно вначале отреагировал И. Кант, а в конце ХIХ ст. – неистово Ф. Ницше. Выводы в данной работе сводятся к следующему:           1) Р. Декарт интерпретировал музыкальную интонацию как первопричину музыки и как проявление механистического детерминизма. Он рассматривал человека тоже как сложную механическую машину, осмысливая человечес -кий слух взаимосвязью между духом и телом, как противоположных начал;                           2) картезианское понимание логики музыки повлияло и на музыкально-теоретические основы музыкальной композиции, что позволило обосновать математические основания классической гармонии; 3) музыкальный теоретик и композитор Ж. Ф. Рамо, приходит к выводу, что в музыке аналогией «мыслю» является «слух», и это был фундаментальный шаг в философии музыки для объяснения основных принципов классической гармонии. Философский метод Р. Декарта позволил обосновать взаимоотношения между мелодией и гармонией в пользу гармонии, как исходного элемента истинной музыки; 4) картезианская эстетика отождествляла чувство прекрасного и интеллектуального, поэтому декартовская эстетика требовала «ясности» порядка и принципа «единства в многообразии». Переживание человеком звуковых ощущений есть рационально действующей реакцией, которая приводит иррациональное начало страстей в этико-гармоническое единство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борев Ю. Б. Эстетика / Юрий Борисович Борев. – М. : Политиздат, 1988. – 496 с.

2. Бэкон Ф. Сочинения  в двух томах / Фрэнсис Бэкон; [ сост., общ. ред. и вступит. статья А. Л. Субботина]. – М. : Мысль, 1971. – Т.

1. – 589 с. – (Серия  «Философское наследие»).

3. Декарт Р. Первоначала  философии // Декарт Р. Сочинения  в 2 т. / Рене Декарт ; пер. с лат. и франц. ; [сост. и ред., вступ. ст. В.

В. Соколова]. – М. : Мысль, 1989.– Т.1. – 1989. – 654 с. – (Серия «Философское наследие»).

4. Декарт Р. Страсти  души // Декарт Р. Сочинения в  2 т. / Рене Декарт ; пер. с лат. и франц. ; [сост. и ред., вступ. ст. В. В.

Соколова]. – М. : Мысль, 1989.– Т.2. – 1994. – 640 с. – (Серия «Философское наследие»).

5. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. / Вильгельм Дильтей ; [пер. с нем. под ред. В. В. Бибихина и Н. С. Плотникова] ; [под ред.

А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова]. – М. : Дом интеллектуальной книги, 2001. – Т. IV. – 2001. – 531 с.

6. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Денеш Золтаи ; [ пер. с венг.].

– М. : Прогресс, 1977. – 376 с.

7. Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870 – 1917) / Лев Ефимович Кертман ; [ред. Павлова Н. В.]. – М. :

Высш. шк., 1987. – 304 с.

8. Лекции по истории  эстетики. Книга 1 / [под. ред. М. С. Когана]. – Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1973. – 206 с.

9. Руссо Ж.-Ж. Избранные  сочинения (в 3-х томах) / Жан-Жак  Руссо ; [пер. с франц.] ; [ред. Хуцишвили Н.]. –– М.: Гос. изд-во

худож. лит., 1961. – Т 1. – 1961. – 852 с.

10. Soergel Philip M. Arts and Humanities Through The Eras: The age of the Baroque and Enlightenment (1600-1800) / Philip M. Soergel. – Farmington Hills (USA), «Thomson Gale», 2005.


Информация о работе Философия музыки эпохи нового времени