Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:14, реферат
Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность философии.
Тем не менее влияние аналитической философии в Европе, особенно в скандинавских странах, постоянно возрастает. Как обстоят дела в России? Как и в Европе, влияние аналитической философии растет. Создаются общества по ее распространению, переводятся труды виднейших аналитиков (здесь еще непочатый край работы), все большее число философов открыто, не таясь, называют себя философами-аналитиками.
Аналитическая философия — это детище XX века. В России это время господствовала философия диалектического и исторического материализма. Общественные условия были таковы, что никто не признавал себя аналитиком в философии. Между тем философы, которые занимались проблемами науки, логики, языка, были далеко не чужды аналитической философии, таким ее составным частям, как неопозитивизм и пост позитивизм. Можно с уверенностью сказать, что российская философия не останется в стороне от аналитической философии.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• Язык — граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии.
• Язык имеет логическую форму.
• Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн).
• Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн).
• Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).
• Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений (принцип фальсификации).
• Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.
• В процессе роста научного знания происходят научные революции.
• Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов).
• Добро — это предложение, жизненность которого определяется последствиями его применения (тезис пост позитивистов).
• Философия не является наукой (тезис неопозитивистов).
• Философия научна (тезис пост позитивистов).
• Философия — это прояснение содержания языковой деятельности человека.
ДЕРРИДА: МЕТОД ДЕКОНСТРЭКЦИИ
Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают постмодернисты, в определенном варианте лингвистической философии. Снова в центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма.
Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций.С этой целью Деррида как раз и настаивает на деконструкции.Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры — философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать его заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов). Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом широко используются метафоры, символы, описания слов в словарных статьях.
Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой, в переписывании ее. Переписывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым.
Когда я говорю об этом написании другого, которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс
поэмы». Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точке зрения близок другой французский философ, Ролан Барт, который понимал текст как «никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Короче, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.
ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО
Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малевича не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.
Постмодернизм давно завоевал себе право на существование, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с много значимостью (в этой связи мы предлагаем компьютер фонам поразмыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гипер среда, гиперпространство и так называемая виртуальная реальность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА
• Язык — главная среда человеческого существования.
• Письмо богаче речи, оно более многозначно.
• Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать
(Фуко).
• Назначение текста — доставлять удовольствие (Барт), чувство возвышенного (Лиотар).