Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 18:56, реферат

Краткое описание

Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум.
Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания
Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Философия.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

18 августа 1770 года издание "Система  природы"приговаривается парижским  парламентом к публичному сожжению. Сам же автор остается вне  строгой кары лишь благодаря  тайне: даже ближайшие друзья  не знают о его авторстве.  Гольбах обычно пересылал свои произведения за границу, где они печатались и тайно перевозились во Францию. После 1770 года, в обстановке кануна буржуазной революции, Гольбах выдвигает в своих произведениях на первый план злободневные общественные проблемы. Он издает "Естественную политику", "Социальную систему", "Этократию", "Всеобщую мораль" (в общей сложности не менее 10 томов), где, развивая основные идеи "Системы природы", по существу разрабатывает социально-политическую программу революционной буржуазии. В этих произведениях Гольбах доказывает необходимость просвещать общество, научить его жить по справедливым законам, избавить род людской от пагубных заблуждений, возвестить народу истину. Такова благородная цель произведений последнего периода творчества Гольбаха.

Умер Гольбах 21 января 1789 года в  Париже.

Материализм 18 века – Поль Андри  Дитрих Гольбах – философия и  Здравый смысл

Автор Денис Абрамов, Декабрь 18th, 2010

 

Поль Андри Дитрих Гольбах (1723 – 1789) - крупнейший «апологет» французского просвещения, атеист и систематизатор мировоззрений материалистов Франции XVIII века.

 

В наследство от своего отца Дитрих получил  громадное состояние, которое и  позволило ему свободно заниматься просветительской деятельностью и  наукой, в частности  Гольбах автор нескольких десятков атеистических, естественно – научных, философских работ, в которых он подвергает жесткой и сатирической критике религию и священнослужителей, таких как «Священная зараза«, «»Система природы«, «Здравый смысл» и др..

 

Поль Дитрих Гольбах, благодаря своему благосостоянию, открыл в Париже «просветительский» салон, где собирались все виднейшие и крупнейшие мыслители того времени, частыми гостями салона Дитриха были Дени Дидро, Д’Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие..

 

Именно его знакомство с Дени Дидро, позже переросшее в дружбу, в огромной степени повлияло на творчество обоих мыслителей..

 

Философские взгляды Гольбаха исходят  из атеистического мировоззрения, в  частности его идеи насчет материального  мира и человека сводились к утверждению первичности и несотворенности материального мира, человеческое сознание и природа существуют независимо друг от друга.

 

Но тем не менее, признавая существование  у материального мира объективных  закономерностей, держащихся в основе нерушимой связью причин с их действиями, Гольбах признает, что человек является частью природы, а следовательно, подчиняется ее законам.

 

Философия Гольбаха утверждает, что  окружающий мир познаваем, и источником познания являются ощущения, как отражение действительности…, т.е. чтобы что – то познать, нужен некий контакт с этим..

 

Материя и движение у Гольбаха не разделимы, более того материя без  движения не может существовать, материя  представляет собой совокупность всех существующих тел, которые состоят из элементарных частиц – неделимых и нерушимых атомов, которые находятся в постоянном движении.

Движение, же является неотделимым  атрибутом материи, и также, как  материя является несотворимым, неуничтожимым  и бесконечным.

 

И случайного ничего нет, в мире все работает по своим неизменным и несотворимым законам, люди применяют слово случайность, чтобы скрыть незнание настоящих причин. По меньшей степени глупо приписывать богу, что – то что пока не известно..

 

Поль Анри Дитрих Гольбах в отличии  от многих атеистов и просветителей того времени не пострадал от нападков церкви, т.к. свою деятельность он вел в глубокой конспирации, его работы издавались под вымышленными именами и с измененными датами выпуска..

 

Но зато пострадали его работы, например, самая известная его книга «Система природы» 18 августа 1770 года была приговорена к публичному сожжению, а большинство его книг находились в «Индексе запрещенных книг»

 

Как сказано выше, его перу принадлежит  множество атеистических работ, и пару цитат из одной из них  – «Здравый смысл» я приведу здесь:

 

«Существует обширная империя, управляемая  монархом, странное поведение которого способно смущать умы его подданных. Он хочет, чтобы его знали, любили, уважали, слушались, а сам он между  тем никогда не показывается, способствуя тому, чтобы представления, которые можно составить о нем, были неопределенными и неясными. Народы, живущие в его владении, имеют о характере и законах своего невидимого императора лишь те понятия, которые сообщают им министры империи; но и министры признают, что они сами не имеют понятия о своем повелителе, что его пути неисповедимы, что его цели и свойства абсолютно непостижимы; кроме того министры совершенно не согласны между собой в толковании законов, якобы исходящих от повелителя, представителями власти коего они себя называют. В каждой провинции империи они по-разному толкуют эти законы; они опровергают друг друга и называют друг друга обманщиками и подделывателями. Распоряжения и законоположения, которые они издают, темны и непонятны, – это загадки, непосильные для разгадывания их подданными, для просвещения коих эти загадки предназначены. Законы скрытого монарха требуют истолкования; но те, кто их объясняет, вечно спорят между собой о правильности понимания этих законов. Мало этого, они и сами с собой не согласны; все, рассказываемое ими о Скрытом властелине, является клубком противоречий; они не говорят о нем ни одного слова, которое тотчас же не было бы опровергнуто. Говорят о нем, что он чрезвычайно добр, но в то же время нет никого, кто не жаловался бы на его законы. Его объявляют бесконечно мудрым, а в его управлении все противоречит разуму и здравому смыслу. Хвалят его справедливость, в то время как лучших своих подданных он ценит меньше всего. Утверждают, что он все видит, но его присутствие никому ни в чем не помогает. Говорят, что он любит порядок, но в его государстве все в запустении и беспорядке. Он все делает сам, но действительность редко оправдывает то, что он хочет сделать. Он все предвидит, но ничего не может предупредить. Он нетерпеливо сносит оскорбления, но всякому позволяет оскорблять себя. Восторгаются его знаниями, совершенством его творений, однако его творения полны несовершенств, крайне непрочны. Он беспрестанно занят делами, переделками, затем он починяет то, что сделал, всегда при этом оставаясь недовольным сделанным. Во всех своих предприятиях он ставит целью собственную славу, но не может добиться этого прославления. Он трудится исключительно на благо своих подданных, а его подданные, большей частью нуждаются в наиболее необходимом. Те, кого он очевидно предпочитает, обычно менее всего довольны своей участью; их почти всегда видят восстающими против господина, величием коего они восхищаются, мудрость восхваляют, доброту прославляют, пред справедливостью трепещут, предписания воспринимают, но им никогда не следуют.

Эта империя – мир; монарх –  это бог; министры – это священники; подданные – это люди.»

 

Восхитительно остроумно, не правда ли? Почему бы не преподавать Гольбаха в школах, наравне с основами православия..

И пусть священники пытаются опровергнуть постулаты Гольбаха..

 

Гольбах, в «Здравом смысле» просто и логически понятно объясняет  и указывает на то, что религия и церковь – ненужный институт, общество напрочь увязшее в своих собственных противоречиях, структура, тормозящая развитие человечества…

 

«Неведение и страх – вот  два столпа всякой религии. Неуверенность, которую человек испытывает в  отношении к своему богу, является причиной, привязывающей его к религии. Человек боится в темноте равно физически и морально. Его страх становится для него привычным и делается потребностью; ему казалось бы, что чего-то недостает, если бы нечего было бояться.»

 

Гольбах написал это в 18 веке, но и до сих пор это актуально..

Неведение, невежество среди верующих это одновременно и бич, и палочка  – выручалочка для религии.., люди, в большинстве, не знают во что  верят, не знают зачем верят, не знают  историю того в что верят и кому доверяют…

 

Люди боятся остаться наедине с  самим собой, наедине со своими проблемами…, Вы знаете, почему среди верующих меньше стрессов? Потому, что они свой страх  переносят на бога, даже не страх, а  свои проблемы, свои переживания, свято  веря, что он им поможет или им зачтутся их лишения и страхи позже…

 

А служители поддерживают их смятение, их беспокойство, заставляя «укалываться»  снова и снова религиозными идеями, смотреть на небеса, чтобы не видеть, что делается на земле..

 

И такой обман ставят в плюс религии, за что? За то, что человек прячется в скорлупу церкви? Уходит от своих проблем, пассивно плывет по жизни? Да разве это человек в полном смысле слова?

Да, зачастую эти страхи и проблемы лишь видимость, но человек упорно не хочет взглянуть на них трезво, боится отойти от «религиозной» кормушки, опасаясь неизведанного…

 

» Если бог вездесущ, то он во мне, он действует со мной, он ошибается  со мной, он богохульствует со мной, он оспаривает со мной существование бога. О, богословы! Вы никогда не следите за собой, когда говорите о боге. «

2. Философия Гольбаха 

 

2.1 Биографические сведения и  творчество 

 

Гольбах Поль Анри Дитрих - французский  философ, крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIX века. Главное сочинение - "Система природы" (1770). Автор остроумных атеистических произведений.

Поль Анри Дитрих Гольбах родился 8 декабря 1723 года в городе Гейдельсгейме, на севере Ландау (Пфальц), в семье мелкого торговца. Полю было 7 лет, когда умерла его мать. Анри остался на попечении дяди - старшего брата матери - Франциска Адама де Гольбаха. Франциск Адам с конца XVII века служил во французской армии, отличился в войнах Людовика XIV, в 1723 году был удостоен баронского титула и приобрел огромные богатства. Именно от своего дяди будущий философ получил фамилию Гольбах с баронским титулом и значительное состояние, позволившее ему впоследствии посвятить жизнь просветительской деятельности.

С 12 лет Поль воспитывался в Париже. Благодаря усидчивости, прилежанию он быстро освоил французский и английский языки, изучил латинский и греческий. За время учебы в университете Гольбах познакомился с передовыми естественнонаучными теориями, прослушал курсы лекций крупнейших ученых своего времени, таких как Рене Реомюр, Питер ван Мушенбрук, Альбрехт фон Галлер и др. Особенно глубоко и увлеченно Гольбах изучал химию, физику, геологию и минералогию. В то же время он расширял свои знания в области философии, читая в подлинниках древних авторов, произведения английских материалистов XVII-XVIII веков, в частности, сочинения Бэкона, Гоббса, Локка и Толанда.

После окончания университета, в 1749 году, Гольбах возвратился в Париж, где вскоре познакомился с Дидро. Это знакомство, перешедшее в дружбу, сыграло огромную роль в жизни и творчестве обоих мыслителей.

В Париже Гольбах открыл салон, где  собирались философы, ученые, литераторы, политики, люди искусства. Салон этот стал центром философской и атеистической мысли предреволюционной Франции. Дважды в неделю для гостей устраивались обеды. Посетителями знаменитого салона Гольбаха были Дидро, Д'Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие замечательные мыслители. По их же свидетельству в салоне Гольбаха имелась специальная антирелигиозная библиотека, в которую поступала из разных концов мира как легальная, так и нелегальная литература.

Широкие познания во многих областях науки и культуры и огромный популяризаторский талант Гольбаха ярко проявились в издании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Друзья и современники Гольбаха все без исключения отмечали его энциклопедическую ученость, редкое трудолюбие, самостоятельность суждений и исключительную честность.

Гольбах никогда не был простым  регистратором умных мыслей, высказываемых  при нем выдающимися посетителями его салона.

Дидро высоко ценил этическое учение Гольбаха. Рекомендуя в представленном русскому правительству "Плане университета" в качестве учебного пособия "Всеобщую мораль" Гольбаха, Дидро писал: "Все должны читать и изучать эту книгу, особенно юношество должно воспитываться в соответствии с принципами "Всеобщей морали". Пусть будет благословенно имя того, кто дал нам "Всеобщую мораль".

В самые острые моменты идейной  борьбы Гольбах был ближайшим  помощником и опорой Дидро. Главным  образом благодаря огромным усилиям  и горячему энтузиазму этих двух людей  стало возможным завершение такого колоссального труда, как издание "Энциклопедии".

Роль Гольбаха в этом деле поистине огромна. Гольбах был автором  множества статей, редактором, ученым консультантом, библиографом и даже библиотекарем (он обладал богатейшим собранием книг по различным отраслям знаний - в каталоге его библиотеки числилось 2777 книг).

В научных, академических кругах того времени Гольбах был известен как прекрасный натуралист. Он являлся  членом маннгеймской и берлинской академий наук. 19 сентября 1780 года на торжественном заседании Академии наук в Петербурге Поль Гольбах единогласно был избран почетным членом Императорской Академии наук.

В России Гольбаха знали как активного  участника перевода и издания  на французском языке книги М. В. Ломоносова "Древняя Российская история". Гольбах был одним из первых французских ученых, оценивших труды русского гения и способствовавших распространению его научных идей. С другой стороны, избрание французского философа в состав петербургской Академии способствовало росту его авторитета в передовых кругах русской интеллигенции конца XVIII века, вследствие чего в России стали появляться переводы основных сочинений Гольбаха.

В 60-х годах XVIII века идеологическая борьба буржуазии во Франции вступает в новый этап. Философы, проповедовавшие просвещение, объединяются в салоне Гольбаха.

Активизируется издательская деятельность Гольбаха, завершается издание "Энциклопедии". Обстановка для пропаганды идей просвещения  улучшается: в 1763 году из Франции изгоняются иезуиты, в 1765 году правительство вынуждено назначить постоянную комиссию по контролю над монастырями и выработке предложений по сокращению их числа. Поражение Франции в Семилетней войне, и до этого переживавшей уже глубокий кризис, усугубило кризисное положение феодального государства.

Одно за другим публикует Гольбах  произведения французских материалистов  конца XVII - первой половины XVIII века, переведенные им труды английских деистов и  собственные произведения. За десять лет он издает около тридцати пяти томов.

В письме к Софи Воллан от 24 сентября 1767 году Дидро писал: "Из Парижа прислали нам новую австрийскую библиотеку: "Дух церкви", "Попы без маски", "Воин-философ", "Лицемерие священников", "Сомнения по поводу религии", "Карманная теология". Эта библиотека состояла в основном из работ Гольбаха.

В 1770 году выходит  в свет "Система природы" - книга, составившая целую эпоху в  развитии материалистической мысли. На заглавном листе книги - имя Мирабо, бывшего секретаря

Информация о работе Философия нового времени