Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:34, доклад
Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии.
№ 31 Философия Нового времени
Философия Нового времени охватывает
период XVI-XVIII вв. Это время становления
и оформления естественных наук, выделившихся
из философии. Физика, химия, астрономия,
математика, механика, превращаются в
самостоятельные науки. Линия, намеченная
в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее
развитие. Вместе с тем возникают новые
задачи и приоритеты в философии. В центре
внимания новой философии - теория познания
и выработка общего для всех наук метода
познания. Нельзя познавать Бога, природу,
человека, общество, считают философы
Нового времени, не выяснив, прежде всего
законы познающего Разума. В отличие от
других наук философия должна изучать
именно мышление, его законы и методы,
с которого начинается построение всех
наук. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон,
Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.
Для философии данного периода характерен
ряд установок:
1. Выдвижение
науки в ранг важнейшего занятия человечества.
Именно наука (разум) способна обогатить
человечество, избавить его от бед и страданий,
поднять общество на новый этап развития,
обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон).
2. Полная секуляризация
науки. Синтез науки с религией, веры с
разумом - невозможен. Никакие авторитеты
не признаются, кроме авторитета самого
разума (Т.Гоббс).
3. Развитие наук
и конечное подчинение человеком природы
возможно тогда, когда будет сформулирован
главный метод мышления, метод «чистого
разума», способного действовать во всех
науках (Р.Декарт).
Рационализм (Р.Декарт, Спиноза)
Декарт - рационалист. Он
пытается найти точку отсчета познания
человека - первое абсолютно достоверное
положение, которое является началом любой
науки. Можно усомниться абсолютно во
всем, что существует. Единственное, что
не подвергается сомнению - это собственное
существование. Невозможно считать несуществующим
то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение
- свойство мысли. Отсюда известный тезис
Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую».
Сам факт сомнения и мысли - самое очевидное
и достоверное, что имеется в распоряжении
человека. Поэтому именно мысль человека,
разум составляет отправную точку познания.
Декарт в качестве идеального научного
метода познания предлагает дедуктивный
(от общего к частному). Суть его сводится
к следующим четырем принципам:
1. Допускать при исследовании
в качестве исходных положений только
истинное, абсолютно достоверное, доказанное
разумом, не вызывающее никаких сомнений
знание («ясное и отчетливое») - аксиомы;
2. Каждую сложную проблему
разделять на частные задачи;
3. Последовательно переходить
от известных и доказанных вопросов к
неизвестным и недоказанным;
4. Строго соблюдать последовательность
исследования, не пропускать ни единого
звена в логической цепочке исследования.
Теория познания Спинозы
носит рационалистический характер. Низшую
ступень знания, по его мнению, составляет
знание, основывающееся на воображении.
Это представления, опирающиеся на чувственные
восприятия внешнего мира. Недостаток:
чувственный опыт беспорядочен. Вторую,
более высокую ступень образует знание,
основывающееся на уме. Истины здесь выводятся
посредством доказательств. Истины достоверны,
обладают ясностью и отчетливостью. Ограниченность
этого рода знания - в его опосредованном
характере. Третий, и самый высший, род
знания есть знание, также опирающееся
на ум, но не опосредованное доказательством.
Это истины, усматриваемые в интуиции,
т.е. непосредственные созерцания ума.
Они достоверны и отличаются наибольшей
ясностью и отчетливостью. Первый род
знания - чувственное знание. Второй и
третий - знание интеллектуальное.