Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:45, лекция
1. Понятие диалектики, ее исторические формы.
2. Диалектика как система философского знания.
3. Диалектическая и метафизическая концепции развития.
Метафизиком объект воспринимается
как простая (механическая) сумма
частей, их набор без учета сложной
взаимосвязи между этими
Для метафизики характерно
отрицание внутреннего
Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания, как анархизм, нигилизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основания") отрицания прошлого своей страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.
Сравнительная характеристика диалектики и метафизики как двух концепций развития и способов философского мышления была дана в работе В.И.Ленина "Философские тетради" (раздел "К вопросу о диалектике"). По убеждению ее автора, диалектика жизненна, так как она дает ключ к пониманию движения как самодвижения, а развития — как саморазвития. Напротив, метафизика, по убеждению Ленина, "нежизненна", "бледна", "суха" и "мертва", так как для нее источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количественному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою противоположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие.
Метафизический стиль мышления существует в науке, в идеологии и политике. Он широко распространен в повседневном познании людей. Назовем наиболее распространенные проявления метафизики.
Так, догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии и познании. Он представляет собой некритический и нетворческий ("застывший") тип мышления. Это — мышление догмами, которые, по определению В.И.Ленина, есть "нечто мертвое, застывшее, закостенелое", якобы раз и навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы классического марксизма и т.д.). Догматизм в науке, в политике и идеологии, в быту есть противник новизны и реформ, назревших решений.
Напротив, релятивизм выделяет и абсолютизирует момент изменчивости в развитии и познании. Гераклит, как известно, утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Его соотечественник Кратил Пошел дальше, заявив, что в одну и ту же реку нельзя войти даже и один Раз. По его мнению, в силу текучести всего сущего любое событие все-^ превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в котором уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. Он полагал, что всякое высказывание правильно, и поэтому у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий тоже исповедовали принципы релятивизма, считая, что якобы "ничего не существует" и "ничего невозможно знать".
Софистика также считается проявлением метафизического мышления. Она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Софистика на деле — это подмена понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма является высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать".
Эклектика представляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета. В своей работе "Еще раз о профсоюзах...". В.И.Ленин показывал это на примере обыкновенного стакана, который в быту может, как известно, выполнять много функций. Но не следует все же забывать о том, что основное предназначение стакана — быть прежде всего инструментом для питья, а не чем-либо иным.
Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее познавательные возможности. Ведь в своей повседневной жизни подавляющее большинство людей руководствуется не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. Поэтому в быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, она обслуживает нужды человека в рамках "четырех стен его дома", и в этом состоит основная сфера ее применения. Вот почему метафизический тип сознания и познания совершенно естественен для большинства людей, что "оправдывает" метафизику. Неся в себе определенные "зерна" истины, она вполне может служить дополнением к диалектической картине мира, которая создается средствами теоретического мышления.
Как видим, диалектика — это система философского знания о связях, взаимодействии и развитии в окружающем человека мире. В этом проявляется ее познавательное, мировоззренческое значение. Разумеется, диалектическое мышление не является прирожденным свойством человека. Будучи достижением и достоянием всей истории философской культуры, оно может быть освоено человеком лишь посредством весьма тщательного изучения диалектической философии. Конечно. диалектика, как способ теоретического осмысления мира, далеко не всесильна. В своей действительности ведь материальный мир значительно богаче человеческих представлений о нем, и многие его процессы как бы не вписываются в классические схемы диалектики. Существует лшогооброзие типов движения, и для их описания и объяснения требуется поиск различных теоретических средств и моделей. Необходима многомерная картина единства и развития мира, которая бы основывалась на научном принципе дополнительности. Значение диалектики как теории развития и способа философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Она должна быть сохранена как важный фрагмент философской культуры человечества, достояние его познавательного опыта. Раскрывая природу критического и творческого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обладающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.
Итак, диалектика воспринимает материальный мир с точки зрения его единства, внутренней противоречивости и движения, развития. Тем самым диалектика занимает специфическую нишу в структуре философского знания, являясь единством теории и метода мышления.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия.—М., 1996. С. 430—499.
2. Андреев И. Д. Диалектическая логика.— М., 1985.
3.Булатов М.А. Диалектика и культура (историко-философский анализ).— Киев, 1984.
4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.— М., 1974. З.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение:
диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. 1992. № 12. б.Кемеров В.Е. Метафизика — динамика (К вопросу об эволюции метафизики)//Вопросы философии. 1998. № 8.
Р.Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. Три великих замысла.—М.. 1973.
8.Копнин П. В. Диалектика
как логика и теория познания.—
10. Марутаев М.А. О гармонии мира/УВопросы философии. 1994. № 6.
11. Материалистическая диалектика. В пяти томах.— М., 1985.
12. Оруджев Б.М. Диалектика как система.— М., 1973.
13. Самбуров
В.А. Взаимосвязь категорий
14. Свидерский В.И. О некоторых особенностях развития//Вопросы философии. 1985. № 7.
15. Швырев В.С.
Как нам относиться к
16. Шептулин
А.П. Диалектический метод
17. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.
Информация о работе Философия о единстве и развитии всего сущего