Философия позитивизма. — направление в философии
19 –20 вв., объявляющее единственным источником
истинного знания конкретные (эмпирические)
науки и отрицающее познавательную ценность
философского исследования. Возникновение
позитивизма было своеобразной реакцией
на неспособность «метафизики решить
философские проблемы, выдвигавшиеся
развитием наук. Впадая в другую крайность,
позитивизм вовсе отверг умозрение как
средство получения знаний.
Традиционные проблемы философии
(о бытии, сущностях, причинах и т. п.), которые
в силу их высокой абстрактности не могут
быть ни разрешены, ни проверены посредством
опыта, позитивизм объявил бессмысленными.
Позитивисты стремились подняться над
материализмом и идеализмом, найти «третий
путь». Сам позитивизм претендовал на
звание принципиально новой, “позитивной”
философии, построенной по подобию эмпирических
наук и являющейся их методологией. По
своей сути позитивизм есть эмпиризм,
в определенных отношениях доведенный
до крайних логических выводов: коль скоро
для него всякое знание есть эмпирическое
(опирающееся на опыт) знание, то никакая
спекуляция не может быть знанием.
Основателем философии позитивизма
был Огюст Конт, который ввел и термин
“позитивизм”. Исторически выделяют
три этапа в развитии позитивизма. Представители
«первого» позитивизма – Конт, Литтре,
Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия).
Наряду с проблемами гносеологии (закон
трех стадий развития познания — Конт)
и логики (Милль) позитивисты важное место
отводили социологии .
Возникновение второго этапа
П.— эмпириокритицизма относится к 70–90-м
гг. 19 века и связано с именами Маха и Авенариуса,
отказавшихся даже от формального признания
объективно реальных предметов, которого
еще придерживались представители раннего
позитивизма. В учении Маха проблемы познания
истолковывались с позиций крайнего психологизма,
переходящего в субъективизм.
Возникновение и формирование
новейшего позитивизма, или неопозитивизма,
связано с деятельностью Венского кружка
(Нейрат, Карнап, Шлик и др.) и берлинского
общества эмпирической философии (Рейхенбах,
Крауз и др.). Основное место на данном
этапе позитивизма занимают философские
проблемы языка, символической логики,
структуры научного исследования и др.
Отвергнув психологизм, представители
этого направления пошли по линии по линии
формализации гносеологических проблем.