Философия позитивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:24, статья

Краткое описание

В классической философии возник и утвердился культ разума. Мыслители этой эпохи пришли к широкому толкованию разума, предполагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей ей “разумностью”. Разум рассматривался как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей “разумной цели”, как высший судья над существующим, как носитель “подлинной” истины и гарант “высшей” нравственности. Концентрированным и логически завершенным вариантом философского рационализма классического типа является гегелевский панлогизм: согласно Гегелю, бытие определяется развитием Абсолютной идеи (“божественного разума”). “Хитрость разума”, по мнению Гегеля, в конечном счете, должна победить “косность” природы и случайности истории.

Вложенные файлы: 1 файл

философия позитивизма работа.docx

— 27.58 Кб (Скачать файл)

Четвертая форма позитивизма  — постпозитивизм характеризуется  отходом от многих принципиальных положений  позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские  проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

Таким образом, философия  и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому  философию нельзя  однозначно  причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.  Философия - отдельная форма познания,  имеющая  научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический  потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

Кроме того, пренебрежение  философией в области фундаментальных  исследований влечёт за собой наивность  и размытость мировоззренческих  позиций людей науки. Обойти философию  в фундаментальных исследованиях, игнорировать ее, устранить философию, попытаться подняться над философией – сродни самообману, поскольку  философия жестко связана с мировоззрением, которое неустранимо из фундаментальных  основ любой науки.

В этом смысле позитивизм Конта  принимает оттенок довольно грубой категоричности, если рассматривать  это учение как явление однослойное. Если же принять во внимание идею самого Конта о создании синтетической  мировоззренческой системы, которую  он положил в основу своего учения, то становится очевидным тот факт, что позитивизм как таковой представляет собой явление весьма неоднозначное  и многомерное. Весь вопрос в том, на какую почву он ложится, и какие  следствия влечёт за собой.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев, П. В., Панин А. В. Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект, 2006. – 458 с.
  2. Бессонов, Б. Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов.- М.: НОРМА, 2006. – 321с.
  3. Зеньковский,  В.В. История русской философии.  - М.: Аллегра, 2001. -311 с.
  4. Конт, О. Курс положительной философии. - М.: МИК, 2001. – 36-38 С.
  5. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М. : Норма, 2006.
  6. Якушев, А.В. Философия: Конспект лекций.- М: А-ПРИОР, 2009. – 185 с.

 


Информация о работе Философия позитивизма