Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Человек, как и живое на Земле, связан с биосферой, которая в свою очередь является необходимым естественным фактором его существования.
Природа - естественная основа жизнедеятельности людей и всего живого, причем полное их существование возможна только в адекватных природных условиях. Человек может жить лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих особенностям его организма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1.Понятие природы. Эволюция представлений о природе в
философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания……………………………………………………………………...3
2.Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и
ноосферы (В. И. Вернадский)………………………………………………8
3.Коэволюционный императив и экологические ценности
современной цивилизации…………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

готовое.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

            План

Введение……………………………………………………………………...2

1.Понятие природы. Эволюция представлений о природе в   

философии и науке. Понятие  естественной и искусственной среды  обитания……………………………………………………………………...3

2.Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и

ноосферы (В. И. Вернадский)………………………………………………8

3.Коэволюционный императив и экологические ценности  

современной цивилизации…………………………………………………14

Заключение ………………………………………………………………...16

Литература………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек, как и живое  на Земле, связан с биосферой, которая в свою очередь является необходимым естественным фактором его существования.

Природа - естественная основа жизнедеятельности людей и всего живого, причем полное их существование возможна только в адекватных природных условиях. Человек может жить лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих особенностям его организма.

"Человечество как  живое вещество неразрывно связано  с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли, с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.- Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну секунду". Наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле. Таким образом, экологические потребности такие же древние, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности.

 

 

Понятие природы. Эволюция представлений о природе  в    философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания.

 

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она  не имеет ни начала, ни конца, бесконечно во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. В своем развитии неорганическая природа закономерно порождает органическую, а последняя подготавливает все необходимые биологические условия для возникновения человека.

В философии истоки понятия  природы связывают с древнегреческим  термином «фюсис», имеющим целый  спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и  в процессе этого роста; процесс, расматриваемый в целом и т. п. Анализирование Аристотелем первоначального понятия «фюсис» привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновение того, что растет, до всякой сущности вообщее, включая и сущность искусственных вещей. В итоге природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.

В Новое время природа  обозначается латинским термином «natura», который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и другое. С этого этапа основным смыслом определения природы становится ее статус как объекта естествознания. В современной культуре наряду с понятием природы используется категория образа природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картины природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.

Греческая философская  традиция ориентирована на умозрительное  познание природы как целостности. В то же время у античных философов просматривается различие в подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившем философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четко обозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, то есть исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают ее «число и меру». Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.

Динамика образов природы  в классической и неклассической науке. Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; превалировал дискурсивный, логический линейный тип мышления. Наука второй половины XX века разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность ситемы. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход  (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации  своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаружению нелинейного типа детерминизма.

Ведение природы в  аспекте присущей ей множественности, сложности, потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает геосферу и биосферу, то есть те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии и космоплавания в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему, и ее нельзя, как это делали раньше, сводить к географической среде. Последняя, охватывая лишь поверхность Земли, составляет важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.

К. Маркс выделял в  естественной среде обитания человека две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т. д.) и естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и т. д.). Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания определяется, следовательно, не одной лишь природной компонентой, но и уровнем развития производства.

Важнейшим результатом  этого производства является создание искусственной среды обитания - того, что Маркс называл «второй  природой». Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания не сводится к данной вещественной основе. Человек может жить и действовать лишь в системе определенных общественных отношений. Эти общественные отношения осуществляются в определенных материальных условиях, в том числе искусственно созданных человеком, и вместе с последними и образуют искусственную среду обитания человека.

Но мере развития общества роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает. Чтобы убедиться  в этом, приведем следующий факт. Масса всех искусственно созданных  человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Масса всех живых организмов, существующих в естественных природных условиях, еще не подвергшихся очеловечению, называется биомассой. Расчеты показывают, что техномасса, производимая современным человечеством за один год, составляет примерно 10-1014 т, а биомасса, производимая на суше,- 1012 т. Из этого следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду обитания, которая в десятки и сотни раз продуктивнее естественной среды. К этому следует добавить техногенное воздействие человека, приводящее к изменениям целых геологических структур, созданию гигантских искусственных водохранилищ, изменению атмосферы и даже светимости Земли, то есть изменению ее излучения под воздействием искусственных энергетических процессов.

Искусственная среда  обитания, таким образом, постепенно и неотвратимо наступает на естественную и, так сказать, поглощает ее. Однако естественная среда обитания представляет собой не только материальные условия  жизнедеятельности человека и исходный объект производства, но и объект определенного эстетического и нравственного отношения. Или, если напомнить слова Маркса, с природой неразрывно связана не только физическая, но и духовная жизнь человека. Тайна человеческого отношения к природе не определяется, следовательно, одними лишь производственными процессами, одними лишь утилитарными и меркантильными интересами. Человеческое отношение к природе включает, помимо всего прочего, понимание глубин человеческой души. Каждое истолкование природы, возникавшее в истории, отражало определенную ступень в развитии культуры и лежащих в ее основе общественных отношений. Поэтому обсуждение философского смысла природы требует анализа взаимосвязи не только природы и производства, но и учета эстетических, нравственных и социальных отношений и оценок природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и

ноосферы (В. И. Вернадский)

 

Постулат о способности материи  к саморазвитию в философию был  введен достаточно давно. А вот его необходимость в фундаментальных естественных науках (физике, химии) начали осознавать только сейчас. На этой волне и возникла теория самоорганизации. Ее разработка началась несколько десятилетий назад. В настоящее время она развивается по нескольким направлениям: синергетика (Г. Хакен), неравновесная термодинамика (И.Р. Пригожий) и др.

Общий смысл комплекса синергетических (термин Г. Хакена) идей, которые развивают эти направления, заключается в следующем: процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной равноправны; процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются. Таким образом, синергетика претендует на открытие некоего универсального механизма, при помощи которого осуществляется самоорганизация как в живой, так и неживой природе.

Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным и упорядоченным. Отсюда следует, что объектом синергетики могут быть отнюдь не любые системы, а только те, которые отвечают как минимум двум условиям. Прежде всего, они должны быть: открытыми, т.е. обмениваться веществом или энергией с внешней средой; и существенно неравновесными, или находиться в состоянии, далеком от термодинамического равновесия.

Но именно такими являются большинство  известных нам систем. Изолированные системы классической термодинамики — это определенная идеализация, в реальности они — исключение, а не правило. Сложнее обстоит дело со Вселенной в целом. Если считать Вселенную открытой системой, то что может служить ее внешней средой? Современная физика полагает, что для вещественной Вселенной такой средой является вакуум.

Итак, синергетика утверждает, что развитие открытых и сильно неравновесных систем протекает путем нарастающей сложности и упорядоченности. В цикле развития такой системы наблюдаются две фазы:

1) период плавного эволюционного  развития, с хорошо предсказуемыми  линейными изменениями, подводящими в итоге систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию;

2) выход из критического состояния  одномоментно, скачком и переход  в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности.

Информация о работе Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности