Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 00:34, доклад
Краткое описание
Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.
Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений
в европейской философии XX века, оказавшее
самое существенное воздействие не только
на многие философские школы, но и на всю
духовную культуру — искусство и литературу,
театр и музыку, политические и социальные
доктрины. Популярность психоанализа
породила и популярность разнообразных
психологических служб в западном мире.
Отличительная особенность
психоанализа состоит в том, что он обращен
к человеку, ориентирован на постижение
человеческой психики во всем ее многообразии.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских
традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни
и Эрих Фромм также были практикующими
врачами-психоаналитиками, однако философия
психоанализа шире утилитарной цели врачебной
помощи. Кроме динамической концепции
психики и создания эффективных методов
лечения неврозов психоанализ сформировал
немало концепций и оригинальных гипотез,
связанных с проблемами философской антропологии,
философии культуры, философии жизни,
сделал далеко выходящие за рамки врачебной
деятельности выводы, которые вызывали
множество споров, не прекратившихся и
до настоящего времени.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) родился и прожил практически
всю свою жизнь в Австрии, только после
захвата в 1938 году Австрии фашистами он
эмигрировал в Великобританию. Большая
часть жизни Фрейда была связана с Веной,
где он окончил медицинский факультет
университета, работал, здесь вышли в свет
его первая фундаментальная работа по
психоанализу «Толкование сновидений»
(1899), которую до сих пор считают своей
библией все психоаналитики, и вообще
подавляющее большинство его работ, как
медицинского, так и философского характера,
которые ввиду их чрезвычайной популярности
сразу же переводились на разные языки,
в том числе и на русский. Здесь же проходила
его деятельность, направленная на создание
международных организаций врачей-психоаналитиков,
которые и сейчас работают практически
во всем мире.
Творчество Фрейда, если говорить о его
философском аспекте, можно разделить
на два этапа. Первый касается создания
концепции бессознательного (конец XIX
века — до 1920 года), когда на основе экспериментальных
данных он делает вывод о существовании
в психике каждого человека достаточно
четко выраженных структурных образований,
которые характеризуются как сознание,
предсознание и бессознательное. В противовес
рационалистической европейской философской
традиции Фрейд уделяет особое внимание
именно бессознательному, определяя его
как ту часть психики, в которую вытеснены
неосознанные желания человека, имеющие
иррациональный и вневременной характер.
Реализации этих желаний и идей мешает
та часть психики, которую Фрейд назвал
предсознанием. Оно осуществляет цензуру
желаний, характеризующих бессознательные
стремления человека, здесь же находится
источник конфликта человека с самим собой,
поскольку бессознательное подчинено
принципу удовольствия, а предсознание
считается в первую очередь с реальностью.
Его задача — обуздать желания бессознательного,
не дать им проникнуть в сознание и реализовываться
в какой-то деятельности, поскольку именно
они могут стать источником невротического
поведения.
Анализируя бессознательное, Фрейд вводит
в широкий философский обиход понятие
либидо как сексуального желания или полового
инстинкта. Фрейдистская философия усматривает
в нем такой вид энергетики человека, который
оставляет неизгладимый след на всей его
жизни. Позже Фрейд связал с либидо не
только эротическую любовь, но и все другие
виды любви — себялюбие, любовь к детям,
родителям, вообще к человечеству. Исследуя
либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс
может быть, во-первых, разряжен в каком-то
действии, во-вторых, подавлен и вытеснен
назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован,
то есть переключен на другие, более высокие
сферы деятельности людей: искусство,
мораль, политику. Отсюда главный вывод
философии психоанализа: вся человеческая
культура создана на основе биологически
обусловленного процесса превращения
сексуального инстинкта человека в другие,
сублимированные виды деятельности. Это
позволило ему охарактеризовать европейскую
культуру как культуру, созданную невротиками,
людьми, чьи нормальные сексуальные влечения
были в свое время подавлены и затем трансформировались
в замещающие виды деятельности.
На втором этапе творчества (1920–1939) Фрейд
уточняет концепцию бессознательного,
включая в сферу инстинктивных импульсов
первичные космические позывы — Эроса
и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная
разработка этого периода — динамическая
концепция психики человека, включающей
такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно,
по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов,
рождающий все последующие противоречия
и трудности человека. Структура Я призвана
реализовать (запрещать) импульсы Оно,
согласуя их с требованиями той социальной
реальности, в которой живет человек, а
сверх-Я выступает как судья, общественный
надзиратель над всей психикой человека,
соотнося его мысли и поступки с существующими
в обществе нормами и образцами поведения.
Каждый из «этажей» психики человека живет
своей жизнью, но реализация плодов их
деятельности чаще всего искажена, ибо
жизнь человека в обществе подчинена не
его биоэнергетике, а тому культурному
окружению, в которое он включен. Вся европейская
культура, по мнению Фрейда, является культурой
запрета, и все главные табу касаются именно
бессознательных импульсов, поэтому развитие
культуры предполагает развитие неврозов
и несчастий людей, ведет к увеличению
чувства вины каждого человека, отказу
от собственных желаний.
Сам Фрейд признавался, что на него оказала
значительное влияние философия жизни
Ф. Ницше. При этом, исследуя глубинные
стороны сознания автора книги «Так говорил
Заратустра», Фрейд рассматривал ее не
только с позиций философского анализа,
но и как врач-психоаналитик.
Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций
и другим проблемам физиологии и анатомии
головного мозга, афазиям (1891), детскому
параличу (1891-1897г.г.). В 1884 году одним из
первых обнаружил болеутоляющее действие
кокаина, что стимулировало развитие учения
о местном обезболивании. Под влиянием
французской школы психотерапии (Шарко,
Бернхейм) с начала 90-х годов занимался
проблемами неврозов (особенно истерии)
как заболеваний, при которых не обнаруживают
органического субстрата, а также психотерапевтическими
методами лечения и их психологическими
основами. Вместе с Й. Брёйером изучал
психические механизмы истерии и предложил
катартический психотерапевтический
метод – отреагирование, основанное на
выявлении в состоянии гипноза бессознательных
переживаний травмирующего характера.
С 1895 года разрабатывал
метод лечения неврозов (психоанализ), основанный на технике свободных ассоциаций
и анализе ошибочных действий и сновидений
как способе проникновения в бессознательное.
Одним из первых начал
изучение психологических аспектов развития
сексуальности, выделял в этом развитии
ряд качественно различных стадий, каждая
из которых, по Фрейду, может служить источником
бессознательных конфликтов, выражающихся
в неврозах и перверсиях.
В 1900 годах выдвинул общепсихологическую
теорию строения психического аппарата
как энергетической системы, в основе динамики которой
лежит конфликт между различными уровнями
психики, прежде всего – сознанием и стихийными
бессознательными влечениями.
Неправомерно расширяя сферу применения
психоанализа, Фрейд попытался распространить
его принципы на различные области человеческой
культуры – мифологию, фольклор, художественное
творчество, вплоть до истолкования религии
как особой формы коллективного невроза.
Проблемы онтологии в психоанализе.
Выступая против метафизического понимания
бытия человека в мире, психоаналитическая
философия Фрейда противостоит двум крайним
философским позициям: предельному рационализму,
выводящему эмпирической существование
индивида из абсолютной идеи или мирового
духа, с одной стороны, и мистическому
рационализму, растворяющему человеческое
существо в слепой воле или бессознательном
начале, стоящем вне, помимо и за человеческим
бытием как таковым, с другой.
Фрейд не приемлет ни объективно-идеалистического
понимания, ни субъективно-идеалистического
толкования мира в их крайне выраженных
формах. Первое отметается им по причине
того, что он признает материальность
мира, существующего объективно, независимо
от какого-либо духа, парящего над реальностью
и творящей из Я. Фрейд исходит из реальности
внешнего мира, считая, что будучи независимым
от познающего его субъекта, этот мир может
раскрыться перед человеком в процессе
научного познания. Он не вступает в открытую
полемику с теми философами, которые интерпретируют
мир с объективно или субъективно-идеалистических
позиций. Исключение составляет религиозное
мировоззрение, которое критически осмысливается
им с точки зрения развенчания религиозных
верований, чему Фрейд посвятил свои работы
"Будущее одной иллюзии" (1927), "Моисей
и монотеизм" (1939). Но Фрейд как
бы ставит себя над философской полемикой,
касающейся понимания внешнего мира. Для
него важно понять основание человеческого
бытия, структурные элементы человеческой
психики, принципы развертывания жизнедеятельности
индивида и мотива поведения человека
в окружающем его мире.
Большое значение Фрейд
придает выявлению тех движущих сил, которые
изнутри задают направленность человеческого
развития. Такими движущими силами в психоаналитическом
учении Фрейда признаются влечения человека.
На раскрытии их природы сосредоточены
все усилия основателя психоанализа, ибо
он полагает, что "влечения, а не внешние
раздражения являются настоящим двигателем
прогресса" и что "раздражение влечения
исходит не из внешнего мира, а изнутри
организма".
Специфика психоаналитической философии
состоит в том, что во внимание принимается
только психологическое значение внешнего
мира. Все другие составляющие не являются
предметом осмысления, не входят в остов
психоаналитического учения. Другая его особенность
заключается в том, что основным объектом
исследования у Фрейда становится специфическая
форма реальности. Изучается не просто
внутренний мир человека, а та сфера психического,
в рамках которой происходят существенные
и значимые для человеческой жизнедеятельности
процессы и изменения, оказывающие воздействие
на организацию всего человеческого бытия.
Обращаясь к осмыслению психической реальности,
Фрейд пытается переосмыслить картезианские
представления о тождестве человеческой
психики с сознанием.
Для Фрейда быть сознательным
- значит иметь непосредственное
и надежное восприятие. Говоря же о восприятии
в сфере бессознательного, он сравнивает
восприятие сознанием бессознательных
процессов с восприятием органами чувств
внешнего мира. Причем Фрейд исходит из
тех уточнений, которые были внесены Кантом
в понимание данной проблемы.
Если Кант подчеркивал субъективную
условность человеческого восприятия
с неподдающимся познанию воспринимаемым,
то и Фрейд акцентирует внимание на неправомерности.
Вклад в философию психоанализа
К.Юнга
Карл Густав Юнг (1875–1961) — швейцарский
врач, психолог и философ, в течение ряда
лет работал вместе с Фрейдом как практикующий
врач и одновременно как один из приверженцев
философии психоанализа. В дальнейшем
Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на
природу бессознательного, на понимание
либидо, на первичные формы адаптации
человека к окружающему его миру социума.
Внесенные им в философию психоанализа
новые положения во многом укрепили позиции
психоаналитической философии и вместе
с тем позволили создать новое, продуктивное
направление в философии культуры, а также
развить его собственную концепцию — аналитическую
психологию.
Анализируя бессознательное, Юнг считает
неправомерным все психические импульсы
Оно сводить к сексуальности, трактовать
либидо лишь как энергию влечений, а тем
более выводить всю европейскую культуру
из сублимаций индивида. В своей работе
«Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг
характеризует как либидо все проявления
жизненной энергии, воспринимаемые человеком
в качестве бессознательного стремления
или желания. Он показывает, что либидо
человека на протяжении жизни претерпевает
ряд сложных превращений, зачастую весьма
далеких от сексуальности; более того,
оно может трансформироваться и возвращаться
вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств,
что приводит к воспроизводству в сознании
человека целого ряда архаических образов
и переживаний, связанных с первичными
формами жизнедеятельности людей еще
в дописьменную эпоху. На этой основе Юнг
создает культурологическую концепцию,
основанную на понимании бессознательного
в первую очередь как коллективного и
безличного, а уж затем как субъективного
и индивидуализированного. Коллективное
бессознательное проявляется в виде архетипов
культуры, которые нельзя описать, осмыслить
и адекватно отразить в языковых формах.
В этом смысле Юнг претендует на создание
нового типа рациональности, не поддающегося
традиционному европейскому логицизму.
Исследуя соотношение индивидуального
и социального бытия человека, Юнг приходит
к выводу, что в истории человечества эта
проблематика выражается по-разному, в
зависимости от специфики восточных и
западных культур. Восток, с его мистическим
колесом жизни, реинкарнацией и переселением
душ, формирует человека при абсолютизации
коллективного бессознательного, принижая
всякое личностное начало в человеке.
Западная культура, как это сложилось
к XIX веку, характеризуется преобладанием
рациональности, практицизма и научности
во всех сферах бытия, а господствующая
во многих европейских странах протестантская
мораль, основанная на индивидуализме
и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением
к коллективно-бессознательным основам
культуры. Обращенность европейской культуры
к достижению, успеху, к личностной победе
приводит к серьезной ломке психики человека.
Вслед за многими другими философами
на рубеже XIX–XX веков Юнг повторяет, что
европейская культура больна и ее надо
лечить. Он предлагает свой путь решения:
необходима интеграция сознательного
и бессознательного начала в психике человека;
только в таком случае формируется подлинная
индивидуальность, то есть такой человек,
который хорошо представляет особенности
архетипических основ своей культуры
и имеет четкое представление о специфике
своих личностных психических особенностей.
Из концепции архетипов культуры несколько
позже вырастает теория менталитета, успешно
разрабатываемая в современной гуманитарной
науке. Слово «менталитет» (от лат. mens —
образ мыслей) обозначает совокупность
установок и предрасположенностей человека,
социальной группы, этноса чувствовать,
мыслить и поступать определенным образом.
Менталитет предполагает не только наличие
определенных традиций и норм культуры,
он включает и коллективное бессознательное,
которое определенным образом влияет
на поступки людей и на их понимание действительности.
Таким образом, в том числе и благодаря
Юнгу бессознательное и неосознанное
в индивидуальной и социальной психике
стало равноправным объектом научного
исследования и сознание стало пониматься
как природное и культурное, как чувственное
и рациональное, как личностное и коллективное.
Такой подход оказался значительно более
плодотворным, нежели господствовавшая
до того концепция классического рационализма.
Юнг отмечал, что «Фрейд — великий разрушитель,
разбивающий оковы прошлого», что он «подобно
ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает
кумиры, безжалостно предает гласности
порчу, поразившую души его современников».
Главная же проблема фрейдизма, по мнению
Юнга, заключается в том, что его создатель
не был способен предложить действительную
позитивную программу, потому что психоанализ
разрушает только ложные ценности XIX века,
но Фрейду остался недоступным тот глубоко
лежащий пласт психики, который присущ
всем людям.