Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 01:17, реферат

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Основные течения в философии русского космизма:
1. Философско-религиозное течение.
2. Естественнонаучное течение.

Вложенные файлы: 1 файл

философия русского космизма.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

мнению Вернадского, других неких специфических  времён  нет.  Это  категории

языка, привычки мышления. Биологическое время - единственно, и на  его  фоне

идут все остальные события космической  истории  человечества.  Однако  чаще

всего, в философии считают  время  и  пространство  объективными  признаками

всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение -  каких

именно процессов - биологических. Объективность и  реальность  пространства-

времени позволили  Вернадскому  уверенно  заявить  о  космическом  характере

жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь  и

живое  вещество  занимают  не  подчинённую,  а  равную  позицию  с   другими

природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в  науке

реальные  черты  всеохватывающего  Космоса.  Материя,   радиация,   энергия,

проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти  сущности  не

сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные  области

и одновременно вместе с другими, не эволюционируют  одна  в  другую.  Всегда

есть устойчивая материя в виде атомов, всегда  есть  радиация,  всегда  есть

энергия. И всегда  есть  жизнь,  имеющая  космическое  значение.  Вернадский

вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои  окружающей

нас природы, связанные между собой, но сводимые  друг  к  другу.  Существуют

"...три раздельных  пласта реальности... Эти три пласта,  по-видимому,  резко

отличны по свойствам пространства-времени,  они  проникают  друг  друга,  но

определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в  содержании  и

методике  изучаемых  в  них  явлений.  Эти   пласты:   явления   космических

просторов,  явления  планеты,  нашей  близкой  нам   "природы"   и   явления

микроскопические, в  которых  тяготение  отходит  на  второй  план.  Научные

явления  жизни  наблюдаются  только  в  двух   последних   пластах   мировой

реальности" [11]. Вернадский не утверждает, что мир устроен  так-то  и  так-

то, а утверждает: в науке на основе его законов  лучше  всего  считать,  что

мир  устроен  так-то  и  так-то.  Учение  Вернадского  открывает  нам  новую

страницу в познании человеком самого себя - как разумной части  живого  мира

и  одновременно  наиболее  сложного  и  закономерного  явления   мироздания.

Древнее ощущение единства и осознание  себя  частью  космической  реальности

получает  в   наше   время   действительное   обоснование,   переводится   в

рациональный план.

 

3. Космическая философия К.Э.Циолковского

      Космическая  философия К.Э.Циолковского -  является  одним  из  столпов

русского  космизма.  Она  ощутимо  повлияла   на   современную   цивилизацию

посредством космонавтики, которая стала одним из основных  направлений  НТР.

Немаловажно и то, что она относится к  числу  немногих  в  русском  космизме

образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

      Взгляды  Циолковского о сущности философии  навеяны эпохой  Просвещения.

Он считал, что философия - "вершина научного знания, его  венец,  обобщение,

наука  наук"  [12].  Все   предшествующие   философские   системы   казались

Циолковскому "странными" и их терминология  ненужной,  говоря,  что  "трудно

связать  мою  философию  с  другими".  Однако,   в   космической   философии

обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые  с

"космической  точки  зрения".  Также  традиционны   были   и   представления

Циолковского  о  структуре  философского  знания:  философия   "состоит   из

метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела  служат  подготовкою  для

этики или научных основ нравственности. Иногда эту  подготовку  не  отделяют

от этики. Так  отчасти  делаю  и  я".  Тем  не  менее  Циолковский  дополнил

философское знание ещё одним разделом -  социологическим,  т.е.  построением

схем "идеального строя жизни" [12].

      В  философско-мировоззренческой концепции  Циолковского  можно  выделить

три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы:  "Научные

основания  религии"  (1898г.),  наиболее  фундаментальный  философский  труд

Циолковского "Этика или естественные основы  нравственности"  (1902-1903гг.,

исправлено в  1914г.),  "Нирвана"  (1914г.).  На  этом  этапе  основным  был

принцип,  сформулированный  Циолковским   впоследствии   (1934г.):   "Судьба

существа зависит от судьбы Вселенной". Под  "существом"  подразумевается  не

только человек. "Простейшее  существо",  согласно  космической  философии  -

"атом-дух". Совокупность "атомов-духов"  образует  субстанциональную  основу

мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже  "живое

существо",  "причина"  и  "воля"  которого  в  строгих   рамках   определяет

поведение человека и других "существ" космоса.

      На  втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский  основное внимание  уделяет

другим проблемам, отличным от Космоса:  1)  изложению  "научного"  понимания

библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-

утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г.  и

др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела  ("Человек.  Свойства

человека",  1917г.).  Циолковский  подчёркивает  несовершенство   социальных

отношений,   несправедливость   в   обществе   и   др.   Проблемы   космизма

затрагиваются в  работах:  "Первопричина"  1918г.,  "Социология  (фантазия).

Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

      На  третьем  этапе  (1923-1935  гг.)  Циолковский  разрабатывает   так

называемый "активно-эволюционный" принцип  космизма.  Его  смысл  состоит  в

следующем:  "Судьба  Вселенной  зависит  от  космического  разума,  т.е.  от

человечества  и  других  космических  цивилизаций,   их   преобразовательной

деятельности". Этот принцип обосновывается во  многих  статьях  и  брошюрах:

"Живая Вселенная"  (1923г.),  "Монизм  Вселенной"  (1925-1931гг.),  "Будущее

Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия"  (1935г.)  и  многих

других.  Интересно,  что  "активно-эволюционный"  смысл  принципа   космизма

сосуществует у Циолковского с более  традиционным  смыслом  этого  принципа:

"Судьба существа  зависит от судьбы Вселенной".  Всё  это  создаёт  сложности

при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

      Важнейшими  принципами космической философии, которые  лежат  в  основе

метафизики  и  научной   картины   мира   Циолковского   являются   принципы

атомистического  панпсихизма,  монизма,  бесконечности,  самоорганизации   и

эволюции.

      Принцип  атомистического  панпсихизма  напрямую  связан  с  пониманием

Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только  материалист,  но

и панпсихист, признающий чувствительность всей  Вселенной.  Это  свойство  я

считаю неотделимым от материи". Все тела  Вселенной  "имеют  одну  и  ту  же

сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность,  начало,

субстанция, атом  в  идеальном  смысле)",  что  очень  сходно  с  философией

Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух")  по  Циолковскому,

"есть неделимая  основа или сущность  мира.  Она  везде  одинакова.  Животное

есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же,  как  и  Вселенная.

Из них только она и состоит, материи, как  её  прежде  понимали,  нет.  Есть

только  одно  нематериальное,  всегда  чувствующее,  вечное  неистребляемое,

неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или  всегда  существовавшее"  [13].

Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической  субстанции,  лежащей

в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

      Принцип  монизма  выражает  единство  субстанциональной  основы  мира,

образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во  всей

Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

     1) единство  материального и духовного начал  Вселенной;

     2) единство  живой  и  неживой  материи:  "материя  едина,  так  же  ее

        отзывчивость и чувствительность";

     3) единство  человека  и  Вселенной,  т.е.  его  участие  в  космической

        эволюции, в  противовес  христианским  представлениям  о  бессмертии

        души;

     4) выводимость  этических норм из метафизики  космоса.

      Принцип  бесконечности распространялся  Циолковским и на мир как  целое,

и на свойства пространства и времени,  и  на  строение  элементарных  частиц

вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и  на  ритмы

космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и  на

отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная,  по

Циолковскому,  бесконечна  в  пространстве  и  времени  и  включает  в  себя

бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных  островов"

разного уровня сложности. Мысль Циолковского о  возможности  сосуществования

во Вселенной множества космосов намного опередила своё время  и  теперь  она

нашла своё развитие в квантовой космологии.

      Принципы  самоорганизации  и  эволюции  также  являются  ключевыми  для

метафизики космической философии и вытекающей из неё научной  картины  мира.

"Всё  живо",  т.е.  способно  к  бесконечной  самоорганизации  и   эволюции.

Циолковский  был  не  согласен  с  толкованием  космической   эволюции   как

неуклонной деградации и его несогласие  нашло  своё  выражение  в  принципах

самоорганизации и эволюции. Ритмические  изменения  Вселенной  в  метафизике

космической  философии  очень  близки  бесконечным  циклам   эволюции.   Эти

принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

     1) эволюция  как периодические трансформации, в ходе которых возникают и

        разрушаются   бесчисленные    союзы    "атомов-духов",    образующих

        космические структуры разных  уровней;

     2) самоорганизация  как  возникновение  сложных  (в  том  числе,  живых)

        структур из более простых;

     3)  эволюция  и  самоорганизация  как  "глобальный  эволюционизм"  (эти

        процессы могут быть спонтанными  или направляться разумом).

       Идея первопричины (причины) космоса  как считал Циолковский "не  может

убедить и не имеет вида научной истины. Но я  не  могу  лично  обойтись  без

первопричины, всемогущей и благостной к своему  созданию"  [13].  По  словам

Циолковского всё, что для  нашего  ума  безначально  и  бесконечно,  то  для

первопричины конечно,  даже  нуль,  т.е.  для  неё  мир  мог  иметь  начало.

Всемогущая  и  нежно  любящая  своё  творение  первопричина  находится   вне

Вселенной и может её  уничтожить  по  своей  воле.  Причина  "безмерно  выше

космоса"  и  несоизмерима  со  своим  творением,  т.к.  создаёт  вещество  и

энергию, что "космос сам  не  в  силах  делать".  Проникновение  в  свойства

причины приводит к неожиданным  выводам  этического  значения,  которые  "не

могут  не  иметь  благотворного  влияния  на  поступки  человека  и   других

сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны  и

отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

     1) "удовлетворение  любознательности и вытекающее  отсюда спокойствие";

     2) "смирение  перед причиной";

     3) "чувство  благодарности за не кончающееся  возрастающее счастье";

     4) "могущество  причины не принесёт нам зла  и в будущем".

      Основные  идеи космизма находят также  своё  отражение  в  рассуждениях

Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено  Вселенной.  Она

- начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек  или  другое  высшее

существо и его воля есть только  проявление  воли  Вселенной".  В  контексте

"живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы  состоит в том,  что  смерти

нет.  В  процессе  возникновения  и  распада  союзов  "атомов-духов"  смерть

"сливается с  рождением". Новая жизнь "хотя  и разрушима, но новое  разрушение

сольётся с  новым  совершенным  рождением...  Разрушения  или  смерти  будут

повторяться, бесчисленное множество раз,  но  все  эти  разрушения  есть  не

исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя  и

нет",  жизнь   в   ритмах   эволюции   Вселенной   "непрерывна,   счастлива,

могущественна, никогда не прекращалась и никогда не  прекратится",  т.к.  во

временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени.  Такой  подход

к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского  и  является

очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода".  В  соответствии  с

идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина  эволюции.

Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать -  в  отношении  тела,

Информация о работе Философия русского космизма