Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 01:17, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Основные течения в философии русского космизма:
1. Философско-религиозное течение.
2. Естественнонаучное течение.
мнению Вернадского, других неких специфических времён нет. Это категории
языка, привычки мышления. Биологическое время - единственно, и на его фоне
идут все остальные события космической истории человечества. Однако чаще
всего, в философии считают время и пространство объективными признаками
всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение - каких
именно процессов - биологических. Объективность и реальность пространства-
времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере
жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и
живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими
природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в науке
реальные черты всеохватывающего Космоса. Материя, радиация, энергия,
проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не
сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области
и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда
есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть
энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Вернадский
вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои окружающей
нас природы, связанные между собой, но сводимые друг к другу. Существуют
"...три раздельных пласта реальности... Эти три пласта, по-видимому, резко
отличны по свойствам пространства-времени, они проникают друг друга, но
определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в содержании и
методике изучаемых в них явлений. Эти пласты: явления космических
просторов, явления планеты, нашей близкой нам "природы" и явления
микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план. Научные
явления жизни наблюдаются только в двух последних пластах мировой
реальности" [11]. Вернадский не утверждает, что мир устроен так-то и так-
то, а утверждает: в науке на основе его законов лучше всего считать, что
мир устроен так-то и так-то. Учение Вернадского открывает нам новую
страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира
и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.
Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности
получает в наше время действительное обоснование, переводится в
рациональный план.
3. Космическая философия К.Э.Циолковского
Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов
русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию
посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР.
Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме
образцов целостной философско-мировоззренческой системы.
Взгляды
Циолковского о сущности
Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение,
наука наук" [12]. Все предшествующие философские системы казались
Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно
связать мою философию с другими". Однако, в космической философии
обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с
"космической точки зрения". Также традиционны были и представления
Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из
метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для
этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют
от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил
философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением
схем "идеального строя жизни" [12].
В
философско-мировоззренческой
три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные
основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд
Циолковского "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг.,
исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был
принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба
существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не
только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии -
"атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу
мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое
существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет
поведение человека и других "существ" космоса.
На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет
другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания
библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-
утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и
др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства
человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных
отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма
затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия).
Приключения атома" 1918г. и некоторых других.
На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так
называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в
следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от
человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной
деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах:
"Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее
Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих
других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма
сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа:
"Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности
при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.
Важнейшими
принципами космической
метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы
атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и
эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием
Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но
и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я
считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же
сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало,
субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией
Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому,
"есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное
есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная.
Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть
только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,
неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [13].
Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей
в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира,
образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей
Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:
1) единство
материального и духовного
2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее
отзывчивость и
3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической
эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии
души;
4) выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое,
и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц
вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы
космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на
отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по
Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя
бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов"
разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования
во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она
нашла своё развитие в квантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для
метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира.
"Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.
Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как
неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах
самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике
космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти
принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:
1) эволюция
как периодические
разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих
космические структуры разных уровней;
2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых)
структур из более простых;
3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти
процессы могут быть
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может
убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без
первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" [13]. По словам
Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для
первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.
Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне
Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше
космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и
энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства
причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не
могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других
сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и
отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1) "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";
2) "смирение перед причиной";
3) "чувство
благодарности за не
4) "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".
Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях
Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она
- начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее
существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте
"живой Вселенной"
метафизика человеческой
нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть
"сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение
сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут
повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не
исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и
нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива,
могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во
временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход
к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является
очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с
идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.
Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела,