Философия софистов и сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых: старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

5.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

5

Философия софистов и Сократа 

 

1. Общее  понятие софистики и периодизация  софистских школ.

Софиты –  философская школа в древней  Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;  

младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и  использовал софистику в практической деятельности.

2. Характерные  черты философии софистов.

Для софистов характерно:

критическое отношение  к окружающей действительности;

стремление все  проверить на практике, логически  доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

субъективизм  в оценках и суждениях, отрицание  объективного бытия и попытки  доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Софизм  как основной логический прием  софистов.

Свою правоту  представители данной философской  школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного  умозаключения является «рогатый»  софизм:

«То, что не потерял, ты имеешь,

ты не потерял  рога;

значит ты их имеешь».

Данный результат  достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а  в результате некорректного использования  логических смысловых операций. В  указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.  

 

4. Значение  деятельности софистов.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так  и представителей иных философских  школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

критически взглянули  на окружающую действительность;

распространили  большое количество философских  и иных знаний среди граждан греческих  полисов (за что впоследствии именовались  древнегреческими просветителями).

5. Философия  Протагора.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

вне человеческого  сознания ничего не существует;

нет ничего раз  и навсегда данного;

что хорошо для  человека сегодня, то и есть хорошее  в действительности;

если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным  и плохим в действительности;

вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);

окружающий мир  относителен;

объективное (истинное) познание недостижимо;

существует только мир мнения.

Одному из современников  Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и  революционно для того времени и  отношение Протагора к борам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком  многое препятствует такому знанию –  и вопрос темен, и людская жизнь  коротка».

6. Философия Сократа.

Наиболее уважаемым  из философов, имеющих отношение  к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел  в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. 

Сократ вел  свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и  ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

любое знание есть добро;

любое зло, порок  совершается от незнания.

Сократ не был  понят официальными властями и воспринимался  ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

Историческое  значение деятельности Сократа в  том, что он:

способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

искал ответы на извечные проблемы человечества –  добра и зла, любви, чести и  т.д.;

открыл метод  майевтики, широко применяемый в  современном образовании;

ввел диалогический  метод нахождения истины – путем  ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

воспитал много  учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков  целого ряда так называемых «сократических школ».

7. «Сократические  школы».

«Сократические  школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:

Академия Платона;

школа киников;

киренская школа;

лигарная школа;

элидо-эритрийская  школа.

Академия  Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники  – философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

Киренская школа – основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):

выступали против изучения природы;

высшим благом считали  наслаждение;

соответственно целью  жизни видели наслаждения, счастье  воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для  достижения наслаждения.

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое  не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности  высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских теоретических  изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».

Представители мегарской  школы (Евбулид) стали авторами известных  апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к  нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»

Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента  он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»


Информация о работе Философия софистов и сократа