Философия средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Средневековая философия появилась в V веке после распада Римской империи и просуществовала до конца XIV - начала XV вв., до эпохи Возрождения. В процессе своего формирования на неё оказывало влияние других источников, один из них – древнегреческая философия, в ее платоновской и аристотелевской традициях. Не менее влиятельным оказалось Священное писание, которое направила средневековую философию в сторону христианства.

Средневековья эпоха - господства религиозного сознания. Философия в этот период была не чем иным, как «служанкой» богословия; то есть она занималась в основном тем, что обслуживала религиозную веру. Особенно это характерно для такой проблемы, как доказательства бытия Божия. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".

В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи.

Содержание

1. Общая характеристика эпохи Средневековья. 2



2. Особенности средневековой философии. «Бог и человек» -

центральная проблема. 3



3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм

и номинализм). Выдающийся философ Фома Аквинский. 5



Список литературы 8

Вложенные файлы: 1 файл

философия средневековья.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

    В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой - исключительно Бог, Фома не отделяет науку от теологии. В сущности, концепция науки Аквинского представляла собой идеологическую реакцию на рационалистические тенденции, направленные на то, чтобы освободить науку от влияния теологии. Можно, правда, сказать, что он считает, что теология черпает свои истины не из философии, не из частных дисциплин, а исключительно из откровения. Такая точка зрения лишь подтверждала превосходство теологии, ее независимость от других наук, но она не решала самой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской курией, а именно необходимости подчинить теологии развивающееся научное течение, особенно течение имеющее естественнонаучную ориентацию. Речь шла, прежде всего, о том, чтобы доказать не автономность науки, превратит ее в "служанку" теологии, подчеркнуть, что любая деятельность человека, как теоретическая, так и практическая, исходит в конечном счете из теологии и сводится к ней.

    В соответствии с этими требованиями Аквинский вырабатывает следующие  теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:

1. Философия  и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Использование наук, по мнению Фомы, не является свидетельством слабости теологии, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию "первопричины" вселенной, то есть Бога;

2. Истины теологии  имеют своим источником откровение, истины науки - чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа получения истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания, открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы из откровения;

3. Существует  область некоторых объектов, общих  для теологии и науки. Фома  считает, что одна и та же  проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К этим истинам Аквинский относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;

4. Положения  науки не могут противоречить  догматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это лишь служанка теологии. 

    В связи с эти Аквинский пишет:

- "Размышляю  о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге".

    Если  рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения.

Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, напротив, без остатка подчинил ее теологии. Фома полностью парализует современную научную жизнь.

    В период Возрождения и в более позднее время теологическая концепция науки, созданная Фомой, становится доктринальным и идеологическим тормозом научного прогресса.

Фома Аквинский  самый видный и влиятельный философ-схоластик  западноевропейского средневековья. После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". Фома Аквинский был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви". 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Кирилова В.И., Попова С.И., Философия. История философии: Учеб. пособие для вузов. Ч.1 - М. 1996.

2. Кохановский В.П., Философия: Учеб. пособие для вузов - Ростов н/Д: «Феникс», 1995.

3. Чанышев А.Н., Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

4. Алексеев П.В., Панин А.В., Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. Изд. 2-е. М.: «Проспект», 1997

5. Штекль А., История средневековой философии. -М., 1996.


Информация о работе Философия средневековья