Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 01:52, доклад
Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью. Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.
Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью. Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.
Основные черты:
1. Теоцентризм (главная причина всего
существующего, высшая реальность и предмет
философского исследования – Бог)
2. Задача философии – это интерпретация
Священного писания («философия – служанка
богословия»).
3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего
мира отодвигается на второй план
4. Человек рассматривается как существо
двойственное: с одной стороны, несущее
на себе божественный образ, как творение
Божие (свобода, творчество, красота, любовь);
с другой стороны как греховное. Именно
человек несет ответственность за грехопадение
всего мира.
Основные этапы средневековой философии:
1. патристика («патер» - отец, имеются в
виду отцы Церкви) 1- У111 вв. (Василий Великий,
Августин Блаженный, Григорий Нисский,
Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка
основных догматов христианского богословия.
Опираются святые отцы в своих писаниях
на античных философов – прежде всего
Платона и Аристотеля.
2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв.
(И .Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй).
Основные положения христианского богословия
уточняются и систематизируются.
Схоластика означает «школьную, учебную»
философию, преподававшуюся в университетах
и школах. В этот период сильно влияние
Аристотеля. Эпоха Возрождения для наиболее
передовых стран Европы – это время зарождения
капиталистических отношений, складываний
национальных государств и абсолютных
монархий, глубоких социальных и религиозных
конфликтов, бурного развития естествознания
и великих географических открытий. Самоназвание
эпохи говорит о возрождении интереса
к античной философии и культуре, в которых
начинают видеть образец для
современности. Идеалом знания становится
не религиозное, а светское. Происходит
поворот от проблем религии к человеку
и природе. Философская мысль настроена
оппозиционно к католической идеологии.
Однако здесь нет атеизма. Отрицается
не христианство и Бог, а выражается неудовольствие
деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю
властность и жадность в обществе. Переосмысливаются
многие положения христианского богословия,
в том числе место и положение человека
в мире. Если в средневековой философии
человек рассматривается прежде всего
с греховной стороны (он виноват в грехопадении
и себя и мира, отступничестве от Бога
– все зло мира на нем!), то в эпоху Возрождения
делается акцент на его богоподобии.
Разум, творчество, красота, свобода –
эти черты не присущи человеку сами по
себе, они – отражение Бога в нем. Здесь
не темное, а светлое восприятие человека
внутри одной христианской традиции. Главная
черта философии эпохи Возрождения –
антропоцентризм имеет глубоко христианские
корни. Человек восхваляется и предельно
возвышается – он вершина мироздания,
призван к свободе, творчеству, славе,
блаженству не только в загробной
жизни, но и в этой земной. Более того, именно
земные заботы составляют первейший долг
человека. Именноздесь (в труде, творчестве,
любви) он должен реализовать себя. Вэтом
повороте к земной жизни и ее прославлению
кардинальное отличие от средневековой
антропологии.
Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, т.е. наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ).
Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии «секуляризация» - освобождение от церковного влияния.
Августин Блаженный, 1У в. (сильное влияние
Платона). Бог высшее Бытие. В Боге пребывают
вечные и неизменные истины, определяющие
существующий в мире порядок. Бог сотворил
мир из ничего по своей доброй воле, а не
по необходимости. Мир не однороден, он
представляет собой непрерывную лестницу
существ, восходящую к создателю мира.
Особое место на этой лестнице занимает
человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет
в себе
природу материальных тел – растений
и животных, обладает кроме этого разумной
душой и свободой воли. Душа нематериальна,
бессмертна и свободна в своих решениях.
Свобода эта выражается в возможности
выбора между добром и злом. Зло – недостаток
добра. Зло коренится в человеческой природе.
Бог не творил зла, Он – творец гармонии
добра, благодати и любви. Человек сам
выбирает путь к добру и спасению души
или гибели – злу. Субъективно человек
действует свободно, но все, что он делает,
делает через негоБог. Своим предвечным
решением Бог одних людей избрал для спасения
и блаженства в будущей жизни, других –
для осуждения на вечные муки в аду. Вэтом
суть идеи божественного предопределения,
выдвинутой Августином и
принятой католичеством впоследствии.
Божественное предопределение является
также источником двух противоположных
царств (градов): божьего и земного. Земной
град основан на войне, завоевании и насилии.
Небесное царство – царство Христово.
Прообразом на земле его является Церковь.
История движется от града Земного к граду
небесному. Именно церковь та сила,
которая способна объединить людей и мир
в любви к Богу, спасти человечество. Поэтому
Церковь призвана занять господствующее
положение над государством, а Папа Римский–
над монархами. Это положение о роли церкви
в обществе было тоже воспринято католичеством
и определило на столетия взаимоотношения
Церкви и государства в западной Европе.
Фома Аквинский (ХIV в.) Выступил против
распространившейся в христианском богословии
положения о противопоставлении духа
и природы, что вело к отрицанию земной
жизни и всего, что с ней связано («дух
– все, тело – ничто» - наследие Платона).
Фома утверждал, что человека необходимо
изучать целиком, в единстве души и тела.
«Труп (тело)– это не человек, но и привидение
(дух) - тоже не человек». Человек – это
личность в единстве души и тела, а личность
- самая главная ценность. Природа – не
злое начало, а доброе. Природу создал
Бог и в
ней отражается, так же как и в человеке.
Надо жить в реальном мире, в единстве
с природой стремиться к земному (а не
только) райскому блаженству.
Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств
существования Бога (только онтологическое,
когда существование бога выводится из
существования его творения – окружающего
мира):
1. движение: все, что движется, приводится
в движение чем-то (кем-то) другим– следовательно,
есть первичный двигатель всего - Бог;
2. причина: все, что существует. Имеет причину,
следовательно есть первопричина всего
– Бог;
3. случайность и необходимость: случайное
зависит от необходимого– следовательно,
есть первоначальная необходимость –
Бог;
4. степени качества: все, что существует,
имеет различные степени качества (лучше,
уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно,
должно существовать высшее совершенство
– Бог;
5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо
цель, направляется к цели, имеет смысл
– значит, существует какое-то разумное
начало, которое направляет все к цели,
придает смысл всему - Бог.
Информация о работе Философия средневековья и эпохи Возрождения