Философия средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:39, доклад

Краткое описание

Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, ипостаси которой равны в божественном достоинстве.
Основные этапы развития средневековой философии
Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основы христианских догматов, появляются первые развернутые теологические учения. Образуется объединенная религиозная организация— церковь.
Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этан связан преимущественно с комментированием и началом систематизации христианской философии. Возрастает влияние неоплатониизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения. Появляются первые схоластические тенденции.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 22.42 Кб (Скачать файл)

Семинар 4 «Философия средних  веков»

Основные догматы христианства

12 Догматов  христианства

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рождённого прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

3 Нас ради  человек и нашего ради спасения  сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения  мертвых, 

12 иИжизни будущаго века. Аминь.

Суть тринитарного догмата: Бог не только личное существо, но и духовная сущность.

Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог Отец, Бог  Сын, Бог Дух Святой. Все три  лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, ипостаси которой равны в божественном достоинстве.

Основные этапы развития средневековой  философии

    1. Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основы христианских догматов, появляются первые развернутые теологические учения. Образуется объединенная религиозная организация— церковь.
    2. Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этан связан преимущественно с комментированием и началом систематизации христианской философии. Возрастает влияние неоплатониизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения. Появляются первые схоластические тенденции.
    3. Ранняя схоластика (VII — XII вв.). После закрытия языческих школ философия остается только в христианских монастырских школах. Целью схоластики как школьной философии (от гр.схоластикос — «школьный», «ученый») было уже не свободное изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство истин Откровения.
    4. Расцвет схоластики (XII — XIII вв.). Появляются средневековые университеты. На основе философии Аристотеля Фома Аквипский систематизирует католическую теологию.
    5. Поздняя схоластика (XIV — XV вв.). Появляются новые тенденции в схоластической философии: критика теологических философских систем (томизма), возрастание интереса к натурфилософии и пауке, идейные столкновения схоластических философских школ.

Основные идеи средневековой философии

Средневековая философия основывалась на двух главных идеях:

•идея творения (онтология)

•идея откровения (гносеология)

Для греков боги были природными существами. Как правило, они не противопоставлялись космосу или физису. Даже у Платона, Единое которого является трансцендентальным началом, идеи, звезды, Теоцсптриз.м — главная особенность европейской средневековой философии. 89 / планеты считаются божественными. Христианские же теологи активную силу (т.е. Бога) выносят из природной сферы. Он существует как бы над пей, вечно, сам по себе и является песотвореппым бытием. Природа — его творение. Причем творение из «ничего», без всяких промежуточных элементов, активных и пассивных начал (материи, идей, форм, атомов) античной онтологии. Христианская онтология предполагает одно начало — Бога (идеалистический монизм). Природа, согласно средневековой теологии, только участвует в бытии, но подлинным бытием не обладает. Обратим внимание и па другой аспект проблемы бытия. Для греков совершенным считалось бытие упорядоченное, организованное и ограниченное определенным пределом. Беспредельное расценивалось как хаос, т.е. неупорядоченное несовершенство. Теперь наоборот: Бог — беспредельное, неограниченное бытие, и всемогущество воспринимается как высшее совершенство. Концепция о сотворении мира Богом из креационизмом. В сущности, христианская философия в разработке проблемы Бога исходит из двух основных идей: идеи творения и идеи откровения. Первую мы рассмотрели. Вторая означает следующее. Бог как высшее беспредельное бытие недоступен самостоятельному человеческому познанию. Но он открывает себя людям в Откровении, через которое посредством веры и божественной благодати человек может приближаться к его познанию. Познание Бога и приобщение к жизни вечной в Боге для человека является высшей целью. На ее достижение и должны быть направлены все духовные усилия. Познание природы в определенной мере возможно и с помощью разума. Но природа сама но себе христианских теологов и философов почти не интересует, разве что как сфера естественных символов, способствующих осмыслению божественного закона. Таким образом, идея Откровения находится в основе христианской теории познания.

Особенности средневековой теологии.

Теизм (греч. бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире теизм зачастую рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в теизме ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма, теизм утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним. Теизм - идеологическая основа клерикализма, теологии и фидеизма. Теизм враждебен науке и научному мировоззрению.

Монотеизм — учение о едином Боге.

К монотеистическим религиям относят  религии, разделяющие представления  о сверхтварном Творце и Создателе мира (христианство, иудаизм, ислам).

Вместе  с тем монотеистические религии  совсем неоднородны. Представления  о едином Боге развиваются ими  совершенно неодинаково. Если христианство глубоко и всесторонне раскрывает жизнь единого Бога, содержит целостные представления о Его сверхтварном бытии и Его отношении к созданному Им миру и человеку, то прочие формы монотеизма довольствуются отвлеченной констатацией единобожия.

Теоцентризм. В соответствии с принципом теоцентризма в средние века центром всего являлся Бог. Бог являлся источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видели в служении Богу. В средние века бог и религия - вот главные объекты философии, именно бог и религия изучались в то время ее служителями. Принцип теоцентризма с его всеохватностью вынуждал средневековых философов рассматривать и уточнять такие понятия, как бытие, сущность, существование, свойство, качество.

Провиденциализм – (от "провидение") – одна из основных установок религиозного мировоззрения (иудаизм, ислам, христианство), толкующая развитие истории (человека и общества) как проявление воли Бога, высшего разума, осуществление заранее предусмотренного ими плана. Провиденциализм наряду с креационизмом, сотериологией, учением о теодицее является краеугольным камнем средневековой философии. Провиденциализм лежит и в основе религиозного фатализма – учения о предопределенности человеческого существования, его судьбы. Он перекликается с телеологическими концепциями (устремленностью всего к высшей цели, например благу, в философии Аристотеля).


Информация о работе Философия средних веков