Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:57, доклад
Стоици́зм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон Китийский (родом с острова Кипр). Своё имя школа получила по названию портика «Стоя» (греч. «расписной портик»), где основатель стоицизма, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
В истории стоицизма различают три главных периода:
- Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. - середина II века до н.э.),
- Средняя (II-I века до н.э.),
- Новая (I-III века н.э.).
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Философия стоиков».
Выполнила:
Проверил:
Воронеж 2012.
Стоици́зм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон Китийский (родом с острова Кипр). Своё имя школа получила по названию портика «Стоя» (греч. «расписной портик»), где основатель стоицизма, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
В истории стоицизма различают три главных периода:
- Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. - середина II века до н.э.),
- Средняя (II-I века до н.э.),
- Новая (I-III века н.э.).
Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Зенон Китийский и его преемники Клеанф и Хрисипп.
Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами.
Зенон и Хризипп делили философию
на физику, этику и логику.
Клеанф выделял в философии диалектику,
риторику, этику, политику, физику, теологию.
Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали субъективными. Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Субстанция или сущность у стоиков — первоматерия, т. е. из чего все возникает. Из первоматерии образуются вещи, обладающие качествами. Качество, согласно стоикам, обозначает постоянные свойства. Переходные свойства обозначаются категорией “состояние”. Вещи находятся в отношениях друг к другу, отсюда — категория “отношение”.
Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.
Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. В физике стоики принимали основу за основу всего сущего, имеющего четыре начала: огонь, воздух, воду и землю. Особое значение они придавали пневме, т. е. смеси огня и воздуха. Огонь они вслед за Гераклитом рассматривали как первоначало всего, что есть в мире.
По мнению стоиков, мир — единое целое. Эта целостность базируется на всеобщей согласованности и необходимо обусловленной взаимосвязи. Мир, по представлениям Хризиппа расположен в бесконечной пустоте, которая бестелесна.
Также стоики считали, что все в природе находится в движении. Причем, по их мнению, существует 3 вида движения: изменение, пространственное перемещение и напряжение. Напряжение рассматривается как состояние пневмы. В зависимости от состояния пневмы в телах выделяются четыре царства природы: неорганическое, флора(мир растений), фауна(мир животных) и мир людей.
Пневма понимается
не только как физическое, но
и как духовное начало. Наивысшее
напряжение пневмы как
Разум же бога, по их мнению, — чистый огонь. Бог у стоиков — высшая разумная сила, которая всем управляет и всему придает целесообразность.
Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.
Стоики приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какой она является.
Тем самым, в центре этических рассуждений стоиков не понятие счастья, а понятие долга. Стоики видели долг в стремлении к нравственному совершенству, которое достигается, когда человек живет в соответствии с природой и подчиняется судьбе. Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении. Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга.
Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.
Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т. д. Страх стоики рассматривали как предчувствие зла. Вожделение они понимали как неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями.
Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет.
Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости. Поэтому они стремились возвыситься над страстями.
Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым.
Наиболее крупными представителями среднего стоицизма являются Панетий (около 185 — 110/109 гг. до н. э.) и Посидоний (135 — 51 гг. до н. э.). Они смягчили ригоризм(непреклонное соблюдение правил и принципов) первоначального стоицизма и перенесли стоические идеи в Рим.
Панетий отверг идею о жесткой определенности событий и явлений в мире, которого придерживались ранние стоики. Он настаивал на разделении тела и души человека, в то время как его философские предшественники рассматривали их достаточно слитными.
В области этики Панетий снизил идеал самодостаточности добродетели и включил в число предпочтительного хорошее здоровье и материальное благополучие. Панетий и Посидоний стремились приспособить идеи стоицизма к запросам деятельных и воинствующих римлян.
Представителями позднего стоицизма являются Се́нека (3/4 г. до н э. — 64 г. н. э.), Эпикте́т (около 50 — 138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121 — 180 гг. н. э.).
Се́нека рассматривал философию как средство утроения человека в мире. Сенека придерживался того мнения, что философия делится на этику, логику и физику. В его философии доминирует интерес к этике.Философия Се́неки имеет не столько теоретический, сколько прикладной характер. Сенека восхвалял победу над чувственными страстями, стремление к нравственному усовершенствованию. Он призывал не к изменению условий жизни, формирующих человека, а к исправлению его духа. Философ считал, что “корень зла не в вещах, а в душе”. Также он доказывал, что жить надо, стремясь приносить пользу ближнему, проповедовал всепрощение.
Эпикте́т, будучи рабом, сполна испытал горечь унижений и обид. Однажды хозяин в припадке бешенства сломал ему ногу ударом палки, после этого Эпиктет охромел. Позже он был отпущен на волю. Его философия полна подлинной житейской мудрости. В ней нет призывов к изменению мира. Однако воспринимающий его идеи подводится к пониманию несовершенства существующего жизненного устройства. Он учил как человеку жить в безжалостном, суровом обществе. Мыслитель рекомендует помнить, что не во власти человека изменить ход вещей. Во власти людей находятся только их мнения, желания и стремления, а остальное, включая имущество, тело, славу, от них мало зависит.
Не вызывай зависти невежд, не роскошествуй, будь разборчив в выборе друзей, стремись к знанию необходимости, будь умерен — учил Эпиктет. Эпиктет рекомендовал отказаться от желания разбогатеть, от стремления к славе и почестям. Он учил, что надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек в состоянии добыть себе сам.
Римский стоик император Марк Аврелий (121 — 180) оставил после себя записки, которые прославили его на все времена. Его размышления пронизывает идея о быстротечности жизни, зависящей от непостижимой судьбы. Согласно Марку Аврелию, трудно заглянуть в завтрашний день, мало вероятно, что будущее принесет исполнение желаний.
Марк Аврелий учил не заниматься сбором сведений об успехах других, не участвовать в интригах, а спешить своим путем, путем созидания. Он рекомендовал полюбить скромное дело и в нем найти успокоение.
Марк Аврелий учил, что владение собственностью — это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято. К этому должен быть готов каждый владелец как движимого, так и недвижимого имущества. Человек должен направлять себя на то, чтобы быть полезным людям. Взаимное стремление людей служить друг другу он рассматривает как долг людей и основу благополучия общества.
Стоики поздней античности учат, что счастья можно достичь лишь в деятельности, направленной на непререкаемое следование долгу, выполнение принятых на себя обязательств.
Заключение.
Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.
Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.