Философия техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:46, творческая работа

Краткое описание

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Его работы были опубликованы также на немецком языке.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.pptx

— 1.18 Мб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.

 

Подготовила

Студентка группы УФ-1108

Иваник Е.В.

Предмет философии техники.

 

Хотя  техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.

Первым, кто внес в заглавие своей книги  словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Его работы были опубликованы также на немецком языке.

 

     Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Таким образом, философия техники уже сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского исследования.

 

 

    Что  же представляет собой философия  техники? На этот вопрос можно  ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает  философия техники по сравнению  с другими дисциплинами, изучающими  технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама  техника.

 

 

Философия техники, исследует:

    •        во-первых, феномен техники в целом,
    •       во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, 
    •        в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

 

Как феномен техника выступает  не только в виде машин и орудий, но и как технические сооружения и даже техническая среда. К характеристикам  техники относятся также знания, используемые в технике, и различные  культурные «тексты», в которых обсуждается  техника, и техническое поведение  людей. Осмысление сущности техники  – это ответ на такие фундаментальные  вопросы как: в чем природа  техники? Как техника относится  к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности? Когда техника  возникает, и какие этапы она  проходит в своем развитии? Действительно  ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждают многие философы? Каково влияние техники на человека и природу? Наконец, каковы перспективы  развития и изменения техники?

.

 

Нужно отметить, что эти вопросы  заинтересовали мыслителей относительно недавно. Хотя техника как создание орудий и «техника» в смысле технологической  стороны всякой деятельности (техника  земледелия, техника изготовления вещей, техника любви и т.д.) возникла на заре человечества, несколько десятков тысяч лет тому назад, феномен  техники в его современном  понимании был выделен и осознан  только в XIX столетии. Философское  же осмысление техники относится  ко второй половине и концу XX столетия.

Этапы развития технических  систем

 

В двадцатых годах XX столетия было показано, что различные технические системы проходят в своем развитии общие закономерности. Кривые, построенные в осях координат, где по вертикали откладывали численные значения одной из главных эксплуатационных характеристик системы (например, скорость для самолета, мощность для электрогенератора и т. п.), а по горизонтали- «возраст» технической системы или затраты на ее развитие, получили название S-образных (по внешнему виду кривой)  
Однако необходимо учитывать, что такая кривая — определенная идеализация.

1 этап — «рождение» и «детство» технической системы.

 

2 этап — период интенсивного развития технической системы. Основным содержанием этого этапа является быстрое, лавинообразное, напоминающее цепную реакцию, развитие системы.

 

3 — 4 этапы — «старость» и «смерть» технической системы.

 

Попытки совершенствования  системы, не считаясь с затратами, приводят к падению ее эффективности из-за непропорционального достигаемому эффекту роста стоимости и сложности. В конце концов, старая, отжившая система «умирает», заменяется принципиально новой, более прогрессивной, обладающей новыми возможности для дальнейшего развития.

 уяснение идеи и сущности техники, понимание места техники в культуре и социальном универсуме, исторический подход к исследованиям техники.

 

философия техники содержит разные формы рефлексии  техники и поэтому по языку  далеко отклоняется от классических философских традиций.

 

междисциплинарная область знаний, представляющая собой  вообще широкую рефлексию над  техникой.

 

Философия техники ориентирована на две основные задачи.

 

1

 

2

 

Что такое философия техники:

осмысление техники, уяснение ее природы и сущности – была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны. Причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию все чаще называют «техногенной», имея в виду влияние техники на все ее аспекты и на человека, а также глубинные технические истоки ее развития.

 

имеет скорее методологическую природу: это поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники, естественно, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов.

Проблема соотношения  науки и техники.

 

Линейная модель

 

Эволюционная модель

Линейная модель

 

Долгое время (особенно в 50-60-е гг. XX столетия) одной из наиболее распространенных была так называемая линейная модель, рассматривающаятехнику в качестве простого приложения науки или даже – как прикладную науку. Однако к концу века эта точка зрения подверглась серьезной критике как слишком упрощенная. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой – лишь его применение, вводит в заблуждение, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом.

Иногда считают, что главное  различие между наукой и техникой – лишь в широте кругозора и  в степени общности проблем: технические  проблемы более узки и более специфичны. Однако в действительности наука  и техника составляют различные  сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему ценностей.

 

 

Эволюционная модель

 

Процессы развития науки  и техники часто рассматриваются как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные. Тогда вопрос их соотношения решается так:

    • a.     полагают, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот – бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей;
    • b.     высказывается мнение, что техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Последнее называютэволюционной моделью.

 

  
Соотношение философии науки и философии техники 

 

Существует несколько  соотношений науки и техники:

    • техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;
    • развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;
    • процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;
    • техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;
    • философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.

 

  
Основные подходы к осмыслению техники  

 

Рождение философии  техники обычно связывают с именем Эрнста Каппа, который написал труд «Основные черты философии техники» (1877), переизданный в ФРГ спустя столетие, и чаще всего отсчет ведется именно с этого времени.

 

Эрнст Капп (1808-1896) был первым, кто совершил смелый шаг – в заголовке своей работы он соединил вместе два ранее казавшиеся несовместимыми понятия «философия» и «техника». В центре его книги «Основные черты философии техники» лежит принцип «органопроекции»: человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

Известный философ-неотомист Фридрих Дессауэр (1881-1963) интересовался проблемой происхождения техники и ее сущности. Общая ссылка на «природную душу» не удовлетворяла философа, он не соглашался с тем, чтобы рассматривать технику как простое применение законов природы. Разумеется, техника, связанная с законами природы, не может не считаться с ними, то есть не может выйти за их пределы. В технике обнаруживается какой-то автономный смысл. Она служит воплощением иных установлений.

 

В статьях Мартина Хайдеггера (1889-1976) ставится широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к философии техники, – возникновение и специализация наук, связь науки и техники, планетарное расположение научной технологии, ее будущее. Хайдеггер толкует технику в духе Дессауэра, как некую первооснову, человеческое начало. Согласно мыслителю, техника есть способ самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу.

 

Любопытные размышления над проблемой техники встречаем у крупного русского мыслителя Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Н.А. Бердяев, в частности, обратил внимание на социальные функции техники. Концентрированное изложение своих мыслей по этим проблемам он дал в большом очерке «Человек и машина», опубликованном в журнале «Путь» за 1933 год. Специально технике посвящена одна из глав последнего, изданного посмертно, крупного произведения Бердяева – «Царство духа и царство Кесаря». Кроме того, социальные и философские аспекты техники рассмотрены в статье «человек и техническая цивилизация», вышедшей в последний год жизни мыслителя.

В своих произведениях  Бердяев неоднократно подчеркивал, что вопрос о технике стал в  начале XX в. вопросом о судьбе человека и судьбе культуры.

Заключение

 

Современная философия техники  рассматривает развитие техническое  познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически  меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы  воздействия социокультурных факторов на этот процесс.   
 
Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность.  

Современная философия техники  показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что  доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости  от типа исследуемых объектов и под  влиянием изменений в культуре, в  которые техника вносит свой специфический  вклад.  
Философия техники не нужна ремесленнику, не нужна при решении типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как правило, выводит на проблемы философии и методологии. Именно этим задачам и служит философия техники.

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!

 

1


Информация о работе Философия техники