Философия техники: основные направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 00:10, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена всевозрастающей ролью техники в жизни общества, а также неоднозначностью оценки такой роли. С одной стороны, техника сама является величайшим благом цивилизации и обеспечивает множество других благ. С другой стороны, развитие техники привносит в жизнь общества множество новых реалий далеко не позитивного свойства. Кроме того, при любом отношении к технике, человечество уже вряд ли сможет отказаться от нее и от ее развития, а техника становится неотъемлемым сопутствующим элементом дальнейшего бескризисного развития общества. Именно поэтому техника стала важным объектом философской рефлексии.

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС2.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

      

Основы философии техники  были заложены еще несколько веков  тому назад, когда техника стала  осмысливаться с мировоззренческо-философских  позиций. Развертывание же подобных исследований относится ко второй половине XIX столетия, а формирование соответствующей дисциплины (как специфического междисциплинарного знания, тесно связанного с социальной философией, гносеологией, общей методологией и этикой) - к последним десятилетиям XX века. В одной из книг, посвященных философии техники (1997), дается следующая ее характеристика. В фокусе этой дисциплины стоят феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также - как технические сооружения и даже техническая среда. К феноменальным чертам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные культурные "тексты", в которых обсуждается техника и техническое поведение людей. В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники - это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности - науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности, когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии, каково влияние техники на человека и природу, каковы перспективы развития и изменения техники.

     Актуальность  данной темы обусловлена всевозрастающей  ролью техники в жизни общества, а также неоднозначностью оценки  такой роли. С одной стороны,  техника сама является величайшим  благом цивилизации и обеспечивает множество других благ. С другой стороны, развитие техники привносит в жизнь общества множество новых реалий далеко не позитивного свойства. Кроме того, при любом отношении к технике, человечество уже вряд ли сможет отказаться от нее и от ее развития, а техника становится неотъемлемым сопутствующим элементом дальнейшего бескризисного развития общества. Именно поэтому техника стала важным объектом философской рефлексии.

 

 

1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

 

     В центре  изучения философии техники стоят  явление (феномен) и сущность техники. Как феномен, то есть явление, техника выступает не столько в виде машин, орудий, технических сооружений, но прежде всего как техническая среда. Поэтому к феноменальным характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, техническое поведение людей.

     Что же является  предметом философии техники?

     На этот  вопрос можно ответить двояким  образом: во-первых, определив, что  особенного изучает философия  техники по сравнению с другими  дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.

     Философия  техники, исследует;

     - во-первых, феномен  техники в целом;

     - во-вторых, не  только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом;

     - в-третьих,  принимает во внимание широкую  историческую перспективу. Как  феномен техника выступает не  только в виде машин и орудий, но и как технические сооружения  и даже техническая среда. К  характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные культурные «тексты», в которых обсуждается техника, и техническое поведение людей. Осмысление сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы как: в чем природа техники? Как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности? Когда техника возникает, и какие этапы она проходит в своем развитии? Действительно ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждают многие философы? Каково влияние техники на человека и природу? Наконец, каковы перспективы развития и изменения техники?

     Нужно отметить, что эти вопросы заинтересовали  мыслителей относительно недавно. Хотя техника как создание орудий и «техника» в смысле технологической стороны всякой деятельности (техника земледелия, техника изготовления вещей, техника любви и т.д.) возникла на заре человечества, несколько десятков тысяч лет тому назад, феномен техники в его современном понимании был выделен и осознан только в XIX столетии. Философское же осмысление техники относится ко второй половине и концу XX столетия.

     Философский  характер размышлениям по философии  техники придает уяснение идеи  и сущности техники, понимание  места техники в культуре и  социальном универсуме, исторический  подход к исследованиям техники.  Согласно другой точке зрения, философия техники – это не философия, а скорее междисциплинарная область знаний, представляющая собой вообще широкую рефлексию над техникой. Два соображения подкрепляют этот взгляд.

     Первое –  это то, что философия техники  содержит разные формы рефлексии техники и поэтому по языку далеко отклоняется от классических философских традиций.

     Второе соображение  связано с характером задач,  которые решает философия техники.

     Впрочем, ряд  современных методологов, например  В. Швырев, А. Огурцов, утверждает, что помимо традиционных проблем и задач современная неклассическая философия занимается решением именно методологических и прикладных задач, весьма напоминающих те, которые обсуждаются в философии техники. В этом последнем случае, действительно, философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной.

     Вопрос о  статусе и природе философии  техники связан с еще одной  проблемой, а именно, включать ли в философию техники, так сказать, прикладные задачи и проблемы. Фактически это уже происходит: к философии техники сегодня, например, относят такие проблемы как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования и др. [2, с.59-63]

     Итак, если  предметом философии техники  является, прежде всего, техника, то возникает вопрос: что же представляет собой сама техника?

     В литературе  по философии техники уже неоднократно  обращалось внимание на то, что английское слово «technology» допускает расширительное толкование, охватывая понятия «техника» и «технология». Различение этих понятий является одной из важных тем дискурса философии техники. В.М.Розин рассматривает технику как артефакт (совокупность артефактов), нечто созданное человеком при помощи специальных знаний. Вместе с тем, не всякий артефакт есть техника - к числу артефактов относятся также знаки. Можно поэтому говорить о «родовой» близости технического и семиотического. Как артефакт, техника выполняет, прежде всего, инструментальную функцию, служит удовлетворению каких-то потребностей. Совокупность артефактов – это самостоятельная реальность, определенный способ существования человека в техническом мире, а также специфический (инженерный) способ отношения человека к миру.

     Технология  в узком смысле понимается  В. М. Розиным как организация  технической деятельности; феномен  последних трех десятилетий –  технология в широком смысле – рассматривается как совокупность принципов, образующих своего рода техносферу, состояние которой определяется технологией в узком смысле и социокультурными процессами. [1, с. 35-36]

     Проанализировав  вышесказанное, нужно отметить, что  философия техники – направление современной философии, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном обществе. Философия техники исследует, во-первых, феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, и наконец, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

     Как область  философского знания философия  техники отражает состояние философской  мысли и не может быть лучше  ее. Она выражает состояние философии в целом, ее достижения, неудачи и пытается ответить на вечные проблемы.

     В целом  предметная область философии  техники неоднородна. В ее содержание входит философия, технология, социальные, экологические и политические проблемы. Философия техники как бы аккумулирует энергию многих областей человеческого знания и деятельности, направленных на познание техники. Синтетическая роль философии техники чрезвычайно важна, поскольку в исследовании техники возникла определенная диспропорция. На одном полюсе сосредоточены исследования сугубо научно-технического порядка, в которых участвуют представители технических, естественных наук и инженеры. На другом – проблемы личности, нравственности, творчества, проводимых гуманитариями. Между этими полюсами находятся проблемы социальной структуры общества, научно-технической политики, социальных следствий научно-технического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Философия техники призвана дать философский синтез всех этих трех групп проблем.

 

 

2 СМЫСЛ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ  ТЕХНИКА

 

     Слово техника  происходит от греческого «технэ» – искусство, мастерство, умение. Техника – это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Термин «техника» также означает «способ изготовления чего-либо» – например, техника живописи, техника выращивания картофеля и т.п.

     Фред Бон  придает понятию «техника» предельно  широкое значение. По его словам, к ней относятся «всякая деятельность  и, прежде всего, всякая профессиональная  деятельность». Бон различает  несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между «техникой» и «не-техникой», поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

     Техника в  XX столетии становится предметом  изучения самых различных дисциплин  как технических, так естественных  и общественных, как общих, так  и частных. Количество специальных  технических дисциплин возрастает  в наше время с поразительной  быстротой, поскольку не только  различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.

     Всевозрастающая  специализация в технике стимулирует  противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они – и частные, и общие – концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных «срезах» техники.

     Техника в  целом не является предметом  исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов.

     В силу проникновения  техники практически во все  сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. [2, с.76-79]

     Каждый здравомыслящий  человек укажет на те технические  устройства и орудия, которые  окружают нас в повседневной  жизни – дома или на работе. Специалисты назовут конкретные  примеры такого рода устройств  из изучаемых или создаваемый ими видов техники.

     Но все это  – лишь предметы технической  деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию «техника» предельно широкое значение: «Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах». Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.

     Технические  знания воплощаются не только  через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее, поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

     Это отчетливо  понимал уже в конце XIX века  немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене  с лекцией «Техника и культура»:  «Не вещи или изобретения, но  сопровождающие их идеи представляют  то, что должно вызвать изменения,  новшества... У нас пробило себе  дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе».

Информация о работе Философия техники: основные направления развития