ВВЕДЕНИЕ
Основы философии техники
были заложены еще несколько веков
тому назад, когда техника стала
осмысливаться с мировоззренческо-философских
позиций. Развертывание же подобных
исследований относится ко второй половине
XIX столетия, а формирование соответствующей
дисциплины (как специфического междисциплинарного
знания, тесно связанного с социальной
философией, гносеологией, общей методологией
и этикой) - к последним десятилетиям XX
века. В одной из книг, посвященных философии
техники (1997), дается следующая ее характеристика.
В фокусе этой дисциплины стоят феномен
и сущность техники. Как феномен техника
выступает в виде машин и орудий, но сегодня
также - как технические сооружения и даже
техническая среда. К феноменальным чертам
техники относятся также знания, используемые
в технике, и различные культурные "тексты",
в которых обсуждается техника и техническое
поведение людей. В отличие от феноменальных
описаний, используемых в философии техники
как эмпирический материал, анализ сущности
техники - это ответ на такие фундаментальные
вопросы, как: в чем природа техники, как
техника относится к другим сферам человеческой
деятельности - науке, искусству, инженерии,
проектированию, практической деятельности,
когда техника возникает и какие этапы
проходит в своем развитии, каково влияние
техники на человека и природу, каковы
перспективы развития и изменения техники.
Актуальность
данной темы обусловлена всевозрастающей
ролью техники в жизни общества,
а также неоднозначностью оценки
такой роли. С одной стороны,
техника сама является величайшим
благом цивилизации и обеспечивает
множество других благ. С другой стороны,
развитие техники привносит в жизнь общества
множество новых реалий далеко не позитивного
свойства. Кроме того, при любом отношении
к технике, человечество уже вряд ли сможет
отказаться от нее и от ее развития, а техника
становится неотъемлемым сопутствующим
элементом дальнейшего бескризисного
развития общества. Именно поэтому техника
стала важным объектом философской рефлексии.
1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
В центре
изучения философии техники стоят
явление (феномен) и сущность техники.
Как феномен, то есть явление, техника
выступает не столько в виде машин, орудий,
технических сооружений, но прежде всего
как техническая среда. Поэтому к феноменальным
характеристикам техники относятся также
знания, используемые в технике, техническое
поведение людей.
Что же является
предметом философии техники?
На этот
вопрос можно ответить двояким
образом: во-первых, определив, что
особенного изучает философия
техники по сравнению с другими
дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых,
рассмотрев, что представляет собой сама
техника.
Философия
техники, исследует;
- во-первых, феномен
техники в целом;
- во-вторых, не
только ее имманентное развитие,
но и место в общественном развитии
в целом;
- в-третьих,
принимает во внимание широкую
историческую перспективу. Как
феномен техника выступает не
только в виде машин и орудий,
но и как технические сооружения
и даже техническая среда. К
характеристикам техники относятся
также знания, используемые в технике,
и различные культурные «тексты», в которых
обсуждается техника, и техническое поведение
людей. Осмысление сущности техники –
это ответ на такие фундаментальные вопросы
как: в чем природа техники? Как техника
относится к другим сферам человеческой
деятельности – науке, искусству, инженерии,
проектированию, практической деятельности?
Когда техника возникает, и какие этапы
она проходит в своем развитии? Действительно
ли техника угрожает нашей цивилизации,
как это утверждают многие философы? Каково
влияние техники на человека и природу?
Наконец, каковы перспективы развития
и изменения техники?
Нужно отметить,
что эти вопросы заинтересовали
мыслителей относительно недавно. Хотя
техника как создание орудий и «техника»
в смысле технологической стороны всякой
деятельности (техника земледелия, техника
изготовления вещей, техника любви и т.д.)
возникла на заре человечества, несколько
десятков тысяч лет тому назад, феномен
техники в его современном понимании был
выделен и осознан только в XIX столетии.
Философское же осмысление техники относится
ко второй половине и концу XX столетия.
Философский
характер размышлениям по философии
техники придает уяснение идеи
и сущности техники, понимание
места техники в культуре и
социальном универсуме, исторический
подход к исследованиям техники.
Согласно другой точке зрения, философия
техники – это не философия, а скорее междисциплинарная
область знаний, представляющая собой
вообще широкую рефлексию над техникой.
Два соображения подкрепляют этот взгляд.
Первое –
это то, что философия техники
содержит разные формы рефлексии
техники и поэтому по языку далеко отклоняется
от классических философских традиций.
Второе соображение
связано с характером задач,
которые решает философия техники.
Впрочем, ряд
современных методологов, например
В. Швырев, А. Огурцов, утверждает,
что помимо традиционных проблем и задач
современная неклассическая философия
занимается решением именно методологических
и прикладных задач, весьма напоминающих
те, которые обсуждаются в философии техники.
В этом последнем случае, действительно,
философия техники является полноценной
неклассической философской дисциплиной.
Вопрос о
статусе и природе философии
техники связан с еще одной
проблемой, а именно, включать ли в философию
техники, так сказать, прикладные задачи
и проблемы. Фактически это уже происходит:
к философии техники сегодня, например,
относят такие проблемы как определение
основ научно-технической политики, разработка
методологии научно-технических и гуманитарно-технических
экспертиз, методология научно-технического
прогнозирования и др. [2, с.59-63]
Итак, если
предметом философии техники
является, прежде всего, техника,
то возникает вопрос: что же представляет
собой сама техника?
В литературе
по философии техники уже неоднократно
обращалось внимание на то, что английское
слово «technology» допускает расширительное
толкование, охватывая понятия «техника»
и «технология». Различение этих понятий
является одной из важных тем дискурса
философии техники. В.М.Розин рассматривает
технику как артефакт (совокупность артефактов),
нечто созданное человеком при помощи
специальных знаний. Вместе с тем, не всякий
артефакт есть техника - к числу артефактов
относятся также знаки. Можно поэтому
говорить о «родовой» близости технического
и семиотического. Как артефакт, техника
выполняет, прежде всего, инструментальную
функцию, служит удовлетворению каких-то
потребностей. Совокупность артефактов
– это самостоятельная реальность, определенный
способ существования человека в техническом
мире, а также специфический (инженерный)
способ отношения человека к миру.
Технология
в узком смысле понимается
В. М. Розиным как организация
технической деятельности; феномен
последних трех десятилетий –
технология в широком смысле – рассматривается
как совокупность принципов, образующих
своего рода техносферу, состояние которой
определяется технологией в узком смысле
и социокультурными процессами. [1, с. 35-36]
Проанализировав
вышесказанное, нужно отметить, что
философия техники – направление современной
философии, призванное исследовать наиболее
общие закономерности развития техники,
технологии, инженерной и технической
деятельности, а также их место в человеческой
культуре и в современном обществе. Философия
техники исследует, во-первых, феномен
техники в целом, во-вторых, не только ее
имманентное развитие, но и место в общественном
развитии в целом, и наконец, в-третьих,
принимает во внимание широкую историческую
перспективу.
Как область
философского знания философия
техники отражает состояние философской
мысли и не может быть лучше
ее. Она выражает состояние философии
в целом, ее достижения, неудачи и пытается
ответить на вечные проблемы.
В целом
предметная область философии
техники неоднородна. В ее содержание
входит философия, технология, социальные,
экологические и политические проблемы.
Философия техники как бы аккумулирует
энергию многих областей человеческого
знания и деятельности, направленных на
познание техники. Синтетическая роль
философии техники чрезвычайно важна,
поскольку в исследовании техники возникла
определенная диспропорция. На одном полюсе
сосредоточены исследования сугубо научно-технического
порядка, в которых участвуют представители
технических, естественных наук и инженеры.
На другом – проблемы личности, нравственности,
творчества, проводимых гуманитариями.
Между этими полюсами находятся проблемы
социальной структуры общества, научно-технической
политики, социальных следствий научно-технического
прогресса, развития материальной и духовной
культуры. Философия техники призвана
дать философский синтез всех этих трех
групп проблем.
2 СМЫСЛ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ
ТЕХНИКА
Слово техника
происходит от греческого «технэ»
– искусство, мастерство, умение. Техника
– это общее название различных приспособлений,
механизмов и устройств, не существующих
в природе и изготовляемых человеком.
Термин «техника» также означает «способ
изготовления чего-либо» – например, техника
живописи, техника выращивания картофеля
и т.п.
Фред Бон
придает понятию «техника» предельно
широкое значение. По его словам,
к ней относятся «всякая деятельность
и, прежде всего, всякая профессиональная
деятельность». Бон различает
несколько способов действия, придавая
особое значение целенаправленной деятельности,
в которой успех достигается указанием
в предшествующем рассуждении руководящего
средства. Это фактически задает границы
между «техникой» и «не-техникой», поскольку
к сфере техники может быть отнесен именно
этот способ действия.
Техника в
XX столетии становится предметом
изучения самых различных дисциплин
как технических, так естественных
и общественных, как общих, так
и частных. Количество специальных
технических дисциплин возрастает
в наше время с поразительной
быстротой, поскольку не только
различные отрасли техники, но и разные
аспекты этих отраслей становятся предметом
их исследования.
Всевозрастающая
специализация в технике стимулирует
противоположный процесс развития общетехнических
дисциплин. Однако все они – и частные,
и общие – концентрируют свое внимание
на отдельных видах, или на отдельных аспектах,
определенных «срезах» техники.
Техника в
целом не является предметом
исследования технических дисциплин.
Многие естественные науки в связи с усилением
их влияния на природу (в том числе в глобальном
масштабе) вынуждены принимать во внимание
технику и даже делают её предметом специального
исследования, конечно, со своей особой
естественнонаучной (например, физической)
точки зрения. Кроме того, без технических
устройств невозможно проведение современных
естественнонаучных экспериментов.
В силу проникновения
техники практически во все
сферы жизни современного общества
многие общественные науки, прежде всего
социология и психология, обращаются к
специальному анализу технического развития.
Историческое развитие техники традиционно
является предметом изучения истории
техники как особой гуманитарной дисциплины.
Как правило, однако, историко-технические
исследования специализированы по отдельным
отраслям или стадиям развития и не захватывают
в поле своего анализа вопросы о тенденциях
и перспективах развития современной
техники. [2, с.76-79]
Каждый здравомыслящий
человек укажет на те технические
устройства и орудия, которые
окружают нас в повседневной
жизни – дома или на работе.
Специалисты назовут конкретные
примеры такого рода устройств
из изучаемых или создаваемый ими видов
техники.
Но все это
– лишь предметы технической
деятельности человека, материальные
результаты его технических усилий и размышлений.
За всем этим лежит обширная сфера технических
знаний и основанных на этих знаниях действий.
Поэтому Фред Бон придает понятию «техника»
предельно широкое значение: «Всякая деятельность
и прежде всего всякая профессиональная
деятельность нуждается в технических
правилах». Он различает несколько способов
действия, придавая особое значение целенаправленной
деятельности, в которой успех достигается
указанием в предшествующем рассуждении
руководящего средства.
Технические
знания воплощаются не только
через техническую деятельность
в разного рода технических устройствах,
но и в статьях, книгах, учебниках и так
далее, поскольку без налаженного механизма
продуцирования, накопления и передачи
знаний никакое техническое развитие
в нашем современном обществе было бы
невозможно.
Это отчетливо
понимал уже в конце XIX века
немецкий инженер Франц Рело,
выступивший в 1884 г. в Вене
с лекцией «Техника и культура»:
«Не вещи или изобретения, но
сопровождающие их идеи представляют
то, что должно вызвать изменения,
новшества... У нас пробило себе
дорогу сознание, что силы природы при
своих действиях подчиняются определенным
неизменным законам, законам природы,
и никогда, ни при каких обстоятельствах
не бывает иначе».