Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 21:24, контрольная работа
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Родоначальниками просветительских идей являются такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.
1. Введение 3
2. Основные идеи французского Просвещения 3
3. Роль Бога и людей в развитии человеческой истории 3
4. Социальная природа человека 5
5. Вольтер 7
1. Социально-политические воззрения Вольтера 7
2. Вольтер о формах государственного правления 8
6. Монтескье 9
1. Монтескье о человеческой природе, об объективных законах развития 9 общества
2. Основные типы законов, виды социальных законов 10
7. Руссо 11
1. Жан-Жак Руссо, его понимание неравенства и виды неравенства 11
2. Понимание справедливости 12
3. Отношение к частной собственности 12
4. О происхождении государства 13
8. Заключение 13
9. Список литературы 15
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кузбасский
государственный технический
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии
по теме «Философия французского Просвещения»
студента
заочной формы обучения
Выполнил: студент гр. ХМз – 09
Богданов Вадим Александрович
№
099109
Проверил:
Кемерово
2011
СОДЕРЖАНИЕ
9.
Список литературы
15
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Родоначальниками просветительских идей являются такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.
Просвещение
как широкое культурно-
Исходные идеи Просвещения – культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв Просвещения.
У
французских просветителей
3. РОЛЬ БОГА И ЛЮДЕЙ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Единое трактовалось как некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютную абстрактно-безличную индивидуальность. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским.
Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филон использует одно из центральных понятий античной философии – понятие Логоса. Так же, как и в античной философии, Логос у Филона наделяется рационально-логической и структурно-упорядочивающей функцией. Логос – это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и определенность. Взятый сам по себе, в абстракции от телесных вещей, Логос есть царство вечных умопостигаемых идей, тождественных с божественными мыслями.
Но в отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его с мессией – Христом. Логос, отождествленный с Христом, появится вскоре после смерти Филона, в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово [в греческом подлиннике - Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн. 1,1). И далее автор сближает Иисуса Христа с Богом через Логос. «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Иоанн. 1,14). Таким образом, возникает версия, что извечно существовавший Логос воплотился в Иисуса Христа. Иисус Христос интерпретируется как Бог, но понятие «Бог» не тождественно понятию «Христос». Между ними существует известное различие, ибо иначе трудно понять смысл земного существования Логоса, его цель и назначение в мире. Бог-отец невидим, а Логос-сын должен воплотиться среди людей, чтобы они через него узнали об отце.
О существовании Христа можно говорить с уверенностью не потому, что существуют отрывочные упоминания о нем в древних источниках. Нет, не упоминания Тацита, Плиния Младшего, Светония убеждают в этом, а то обстоятельство, что возникло мощнейшее движение – христианство. Следовательно, у истоков его непременно должна быть и выдающаяся Личность, как у истоков буддизма был Будда, у истоков ислама – Мухаммед.
История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Согласно Вольтеру, «если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей ее природе!» Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки философии и искусства. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта.
Как можно наиболее лаконично и точно определить понятие «народ»? Понятие «народ» часто употребляется в смысле населения той или иной страны или в значении нации, например, «русский народ», именно так понимал народ Ш. Монтескье: и сенаторы, и патриции, и плебеи. Когда имеют в виду народ в смысле «народные массы», то подразумевают не всех людей, а прежде всего тех, кто трудится и живет за счет своего труда. Народ – явление исторически неоднородное. Социальная структура народа отличается большой сложностью и изменчивостью. Народ – это не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто едино-цельное, образующее конкретное общество, множество собирательно сосуществующих семей, а также одиноких индивидуумов.
Народ является реальнейшей благородной силой, трудом своим животворящий бытие общества и продвигающий его вперед. Он создает и совершенствует орудия труда, передает свои навыки из поколения в поколение. Скромный и порой незаметный в своих единичных проявлениях труд подавляющего большинства людей есть в совокупности самое великое дело, решающее в конечном счете судьбы человечества.
Народ – творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность. Опыт истории показывает, что могут быть периоды, когда народ впадает в заблуждение – даже в своем большинстве. Немецкий народ, давший миру гениев философии, музыки, литературы, науки, техники, образец трудолюбия, поддавшись демагогии Гитлера, в своем большинстве одобрил убийц, стал поработителем других народов. Русский народ, оболваненный сталинской мифологией, превратился в жалкого раба, впал в грех лицемерия, лжи и идолопоклонства. Иногда удается дурачить народ, но только некоторое время, дольше – часть народа, но нельзя все время дурачить весь народ. Рано или поздно наступает прозрение, когда народ осознает позор своих затмений духа и деяний.
В ходе общественного развития существенным образом меняются условия, в которых проявляются силы народа. Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Чем более сложные исторические задачи встают перед обществом, тем все более широкие массы народа включаются в общественные преобразования. Строго говоря, каждый человек, если он не преступник и не дармоед, обладая нормальным рассудком и нормальным здоровьем, является, в меру своих сил, творцом исторического процесса.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Социальный мир, в котором живут и трудятся люди, активно конструируется ими самими в ходе их социальной деятельности. Это происходит преимущественно не осознаваемо для них.
С другой стороны, общество с помощью самых разнообразных средств формирует из индивида личность, приспособленную к жизни в определенной социальной среде. Этот процесс получил название социализации индивида.
В ходе социализации люди обучаются соблюдению социальных норм и ценностей, характерных для данного общества, что делает возможным существование общества как единого целого и передачу культуры от поколения к поколению. Социализация осуществи путем согласования поведения индивида с поведением других людей и их групп. В этом процессе существенную роль играют подражание, социальное внушение, “психическое заражение” и т.п. В социально-психологическом плане социализация означает стремление к каким-то признанным или требуемым стандартам. Иногда человек принимает стандарты, навязываемые ему группой, к которой он принадлежит чисто внешне, не отказываясь от своих взглядов, но и не противопоставляя их групповому консенсусу. Но чаще индивид меняет свои первоначальные убеждения под давлением группы. Обычай господствующее мнение усваивается не в силу особой вескости приводимых в поддержку этого мнения аргументов, а из боязни неодобрения действий индивида группой.
Процесс социализации может рассматриваться двояко. Во-первых, социализация может пониматься как внедрение в сознание индивида определенных социальных норм. Социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его “я”. В результате у индивида вырабатывается естественная для него потребность соответствовать социальным нормам. Социализация может пониматься, во-вторых, как важный элемент социального взаимодействия. Люди стремятся к возвышению в собственных глазах посредством достижения престижного статуса и одобрения со стороны других. Индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями своего окружения. Эти два понимания социализации не исключают, а, скорее, дополняют друг друга.
В открытом (индивидуалистическом) обществе в процессе социализации ведущую роль играет не столько прямое (физическое) принуждение, сколько определенное общее согласие в отношении ценностей и норм, а также стремление к одобрению со стороны других. В закрытом (коллективистическом) обществе за процессом социализации всегда стоит угроза принуждения и связанный с нею постоянный страх. Известную роль в таком обществе играет, однако, и энтузиазм (в тоталитарном обществе – фанатизм), проистекающий, прежде всего, из ощущения каждодневного и неуклонного приближения «светлого будущего», непрерывно идущего строительства «нового мира». Примечательно, что двумя постоянными, любимыми словами Гитлера, которыми он обозначал непременные добродетели истинного арийца, были “ледяная холодность” и “фанатизм”.