Философия французского Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Родоначальниками просветительских идей являются такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Содержание

1. Введение 3
2. Основные идеи французского Просвещения 3
3. Роль Бога и людей в развитии человеческой истории 3
4. Социальная природа человека 5
5. Вольтер 7
1. Социально-политические воззрения Вольтера 7
2. Вольтер о формах государственного правления 8
6. Монтескье 9
1. Монтескье о человеческой природе, об объективных законах развития 9 общества
2. Основные типы законов, виды социальных законов 10
7. Руссо 11
1. Жан-Жак Руссо, его понимание неравенства и виды неравенства 11
2. Понимание справедливости 12
3. Отношение к частной собственности 12
4. О происхождении государства 13
8. Заключение 13
9. Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кузбасский  государственный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии

по теме «Философия французского Просвещения»

студента  заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент гр. ХМз – 09

                Богданов  Вадим Александрович 

                № 099109 
                 

                Проверил: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Кемерово 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

  1. Введение                                                                                             3
  2. Основные идеи французского Просвещения      3
  3. Роль Бога и людей в развитии человеческой истории      3
  4. Социальная природа человека        5
  5. Вольтер            7
    1. Социально-политические воззрения Вольтера     7
    2. Вольтер о формах государственного правления     8
  6. Монтескье            9
    1. Монтескье о человеческой природе, об объективных законах развития   9 общества
    2. Основные типы законов, виды социальных законов                 10
  7. Руссо                      11
    1. Жан-Жак Руссо, его понимание неравенства и виды неравенства            11
    2. Понимание справедливости                 12
    3. Отношение к частной собственности                12
    4. О происхождении государства                13
  8. Заключение                    13

    9.  Список литературы                   15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. ВВЕДЕНИЕ

  В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Родоначальниками просветительских идей являются такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

   Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые  оформилось именно во Франции, где его  основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и  радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержению монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.

  1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

   Исходные  идеи Просвещения – культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв Просвещения.

   У французских просветителей имелись  значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположных позиций. Но все-таки в целом все они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии, едины в той мере, в какой противостояли господствующим сословиям. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Они занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время приближающегося торжества разума, победы просветительских идей, в «век триумфа философии» (Вольтер). Центром, вокруг которого сгруппировались философы и их единомышленники, оказалась знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Дидро и его соратник по редактированию «Энциклопедии» великий математик, механик, философ-просветитель Д′Аламбер поставили перед собой гигантскую задачу – представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и во все века». Этот труд являет собой эпоху в духовной жизни не только Франции и не только Европы, но и всего мира. Это великий памятник, воздвигнутый французскими просветителями своей эпохе.

   3. РОЛЬ БОГА И ЛЮДЕЙ В РАЗВИТИИ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

   В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении  проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Единое трактовалось как некое первоначальное, произведшее  из себя все бытие, как абсолютную абстрактно-безличную индивидуальность. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским.

   Характеристика  Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского  мировоззрения, но она не давала полного преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филон использует одно из центральных понятий античной философии – понятие Логоса. Так же, как и в античной философии, Логос у Филона наделяется рационально-логической и структурно-упорядочивающей функцией. Логос – это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и определенность. Взятый сам по себе, в абстракции от телесных вещей, Логос есть царство вечных умопостигаемых идей, тождественных с божественными мыслями.

   Но  в отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его с мессией – Христом. Логос, отождествленный с Христом, появится вскоре после смерти Филона, в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово [в греческом подлиннике - Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн. 1,1). И далее автор сближает Иисуса Христа с Богом через Логос. «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Иоанн. 1,14). Таким образом, возникает версия, что извечно существовавший Логос воплотился в Иисуса Христа. Иисус Христос интерпретируется как Бог, но понятие «Бог» не тождественно понятию «Христос». Между ними существует известное различие, ибо иначе трудно понять смысл земного существования Логоса, его цель и назначение в мире. Бог-отец невидим, а Логос-сын должен воплотиться среди людей, чтобы они через него узнали об отце.

   О существовании Христа можно говорить с уверенностью не потому, что существуют отрывочные упоминания о нем в  древних источниках. Нет, не упоминания Тацита, Плиния Младшего, Светония убеждают в этом, а то обстоятельство, что возникло мощнейшее движение – христианство. Следовательно, у истоков его непременно должна быть и выдающаяся Личность, как у истоков буддизма был Будда, у истоков ислама – Мухаммед.

   История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Согласно Вольтеру, «если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей ее природе!» Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки философии и искусства. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта.

   Как можно наиболее лаконично и точно определить понятие «народ»? Понятие «народ» часто употребляется в смысле населения той или иной страны или в значении нации, например, «русский народ», именно так понимал народ Ш. Монтескье: и сенаторы, и патриции, и плебеи. Когда имеют в виду народ в смысле «народные массы», то подразумевают не всех людей, а прежде всего тех, кто трудится и живет за счет своего труда. Народ – явление исторически неоднородное. Социальная структура народа отличается большой сложностью и изменчивостью. Народ – это не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто едино-цельное, образующее конкретное общество, множество собирательно сосуществующих семей, а также одиноких индивидуумов.

   Народ является реальнейшей благородной  силой, трудом своим животворящий бытие  общества и продвигающий его вперед. Он создает и совершенствует орудия труда, передает свои навыки из поколения в поколение. Скромный и порой незаметный в своих единичных проявлениях труд подавляющего большинства людей есть в совокупности самое великое дело, решающее в конечном счете судьбы человечества.

   Народ – творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность. Опыт истории показывает, что могут быть периоды, когда народ впадает в заблуждение – даже в своем большинстве. Немецкий народ, давший миру гениев философии, музыки, литературы, науки, техники, образец трудолюбия, поддавшись демагогии Гитлера, в своем большинстве одобрил убийц, стал поработителем других народов. Русский народ, оболваненный сталинской мифологией, превратился в жалкого раба, впал в грех лицемерия, лжи и идолопоклонства. Иногда удается дурачить народ, но только некоторое время, дольше – часть народа, но нельзя все время дурачить весь народ. Рано или поздно наступает прозрение, когда народ осознает позор своих затмений духа и деяний.

   В ходе общественного развития существенным образом меняются условия, в которых  проявляются силы народа. Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Чем более сложные исторические задачи встают перед обществом, тем все более широкие массы народа включаются в общественные преобразования. Строго говоря, каждый человек, если он не преступник и не дармоед, обладая нормальным рассудком и нормальным здоровьем, является, в меру своих сил, творцом исторического процесса.

   4. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

   Социальный  мир, в котором живут и трудятся люди, активно конструируется ими  самими в ходе их социальной деятельности. Это происходит преимущественно не осознаваемо для них.

   С другой стороны, общество с помощью  самых разнообразных средств  формирует из индивида личность, приспособленную  к жизни в определенной социальной среде. Этот процесс получил название социализации индивида.

   В ходе социализации люди обучаются соблюдению социальных норм и ценностей, характерных для данного общества, что делает возможным существование общества как единого целого и передачу культуры от поколения к поколению. Социализация осуществи путем согласования поведения индивида с поведением других людей и их групп. В этом процессе существенную роль играют подражание, социальное внушение, “психическое заражение” и т.п. В социально-психологическом плане социализация означает стремление к каким-то признанным или требуемым стандартам. Иногда человек принимает стандарты, навязываемые ему группой, к которой он принадлежит чисто внешне, не отказываясь от своих взглядов, но и не противопоставляя их групповому консенсусу. Но чаще индивид меняет свои первоначальные убеждения под давлением группы. Обычай господствующее мнение усваивается не в силу особой вескости приводимых в поддержку этого мнения аргументов, а из боязни неодобрения действий индивида группой.

   Процесс социализации может рассматриваться  двояко. Во-первых, социализация может пониматься как внедрение в сознание индивида определенных социальных норм. Социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его “я”. В результате у индивида вырабатывается естественная для него потребность соответствовать социальным нормам. Социализация может пониматься, во-вторых, как важный элемент социального взаимодействия. Люди стремятся к возвышению в собственных глазах посредством достижения престижного статуса и одобрения со стороны других. Индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями своего окружения. Эти два понимания социализации не исключают, а, скорее, дополняют друг друга.

   В открытом (индивидуалистическом) обществе в процессе социализации ведущую  роль играет не столько прямое (физическое) принуждение, сколько определенное общее согласие в отношении ценностей  и норм, а также стремление к одобрению со стороны других. В закрытом (коллективистическом) обществе за процессом социализации всегда стоит угроза принуждения и связанный с нею постоянный страх. Известную роль в таком обществе играет, однако, и энтузиазм (в тоталитарном обществе – фанатизм), проистекающий, прежде всего, из ощущения каждодневного и неуклонного приближения «светлого будущего», непрерывно идущего строительства «нового мира». Примечательно, что двумя постоянными, любимыми словами Гитлера, которыми он обозначал непременные добродетели истинного арийца, были “ледяная холодность” и “фанатизм”.

Информация о работе Философия французского Просвещения