Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:43, контрольная работа
Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные философские направления эпохи Возрождения.
Министерство сельского
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I»
Кафедра философии
Контрольная работа
Выполнил:
Студент-заочник
А-2-1а
Новикова И. С.
Шифр 11063
Проверил:
_____________
Воронеж 2012г
Тема № 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.Новую эпоху - эпоху Возрождения - вызвали к жизни социально-экономические изменения, которые сопровождались переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть постепенным освобождением различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии и церкви.
Произошел сдвиг в сторону
В этот период возникает новая культура, получившая название гуманизма, которая ориентировалась на свободомыслие и светский индивиду ализм.
Определяющим элементом
Для характеристики материалистического
мировоззрения в изучаемую
Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками.
Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т.д. Один из главных моментов нового взгляда на общество - понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов.
2.Основными направлениями философии эпохи Возрождения являются: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое.
Гуманистическое направление (XIV-XV вв. - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви.
Неоплатоническое направление (сер. XV-XVI вв.), было представлено Н. Кузанским, Дж, Пико делла Мирандолой, Парацельсом и другими, которые развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма.
Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола {1463—1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о “срединном” положении человека между миром земным, материальным, и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы.
Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским - теолога (он был кардиналом при папе Пие II), философа, крупного ученого, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.
Кузанец (назван так по месту рождения — Куза на Мозеле), принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума (“человек есть его ум”) как бы уподоблялся Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме утонченно-диалектичны. Также диалектична и его идея о соотношении части и целого — отдельное свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.
К натурфилософскому направлению (XVI - нач. XVII вв.), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений учения церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Воззрения Джордано Бруно (1548—1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет “монада монад”, или Бог, Как целое она Проявляется во всем единичном по принципу “все во всем”. Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, с Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др. 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади ветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.
Джордано Бруно как личность вызывает восхищение. Когда инквизиция начала преследовать Бруно, он так сформулировал свой принцип: “Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом” На заседаниях суда инквизиции он был невозмутимо спокоен. Только один раз он нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: “Мне кажется, что вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю”. Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен.
Реформационное направление (
Политическое направление
Монтень провозглашал идею естественного
равенства людей и
Утопическо-социалистическое направление XV-XV1I вв. (представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнивании, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
В заключение следует отметить многообразие проблем, подходов, решаемых мыслителями Возрождения. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Кузанский, Бруно. Из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира. При этом предполагалось, что целое - Вселенная - отражается в любой части индивидуально, в том числе в человеке, высшем совершенстве природы. Философы стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как процесс, подчиненный причинно- следственным закономерностям.
Мыслители эпохи Возрождения явили собой образец мужества в борьбе против реакционной идеологии отживавшего феодального общества.
Контрольные вопросы по теме
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являются:
Двойственность положения
Определяющим элементом
Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.
В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.
Атеи́зм в широком смысле — отрицание веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.
Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.