Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:09, контрольная работа
В эпоху Возрождения философы переключили свое внимание со схоластических проблем и споров на науку, наблюдение, искусство, изобретение, политику. Они постепенно освобождались от влияния религии, провозгласив свободомыслие одной из величайших ценностей. На смену геоцентризму пришел антропоцентризм. Человек и его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек). На этой почве возрождалась античная традиция гуманизма. Гуманизм изначально против любой формы подневольной зависимости человека от кого бы то ни было. С него началось движение к осознанию людьми самих себя.
Значение творчества Галилея проявилось еще и в том, что он разработал метод научного исследования, который, по его мнению, складывается из четырех этапов:
1) наблюдение (чувственный опыт);
2) создание рабочей гипотезы (аксиомы);
3) вывод законов природы (математическое развитие);
4) опытная проверка сделанного открытия, как высший критерий правильности вывода.
Благодаря тому, что Галилей в XVII в. создал метод исследования, в который необходимой частью входит математика, он считается основоположником научного естествознания.
Галилео Галилей умер, оставаясь узником инквизиции. Он был реабилитирован католической Церковью только в 1679 году. Но его идеи были развиты учеными последующих веков.
Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились:
- в обособлении
предмета науки от предмета
религии, что способствовало
- в формировании учения пантеизма, свободного от теологии, сближающего Бога с Природой и растворяющего Его в ней;
- в развитии теории познания, сочетающей чувственный и рассудочный моменты.
Заключение
Философия Возрождения была «эпохой Великих открытий». Опираясь на них, она обеспечивала независимость научного знания от теологии и схоластики. Ее познание природы послужило преддверием для науки XVII - XVIII вв. Ее опыт включал в себя свидетельства очевидцев, народные поверья, непосредственные наблюдения.
Рационализм и метафизический материализм XVII -XVIII вв., справедливо отвергая «донаучные», магические и мистические черты философии Возрождения, оказались неспособными оценить ее диалектику. Только немецкий классический идеализм XVIII - нач. XIX вв. понял и продолжил великие достижения ренессансного учения о развитии.
Разработанное
Таким образом, Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность;
2. светский характер (против церкви);
3. гуманистическое мировоззрение;
4. обращение к культурному наследию античности.
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от греч. «theos», что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе. Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.
Список использованной литературы
1. Борисова О. Гуманист эпохи Возрождения [Текст]/ Наука в России.- 2007.- № 6 - с. 92.
2. Возрождение[Текст]:учебник / Отв. ред. М.Л. Андреев.- М. 2007 – с.306.
3. Гуревич П.С. Философия[Текст]: учебное пособие для вузов/П.С. Гуревич.- М.: Проект, 2003 – с.232.
4. Рычков А.К. Философия[Текст]: учеб. пособие для вузов/А.К. Рычков.- М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.
5. Стивенсон Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004.
6. Философия[Текст]: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
7. Философия[Текст]: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2004 .
8. Фролов И.Т. Введение в философию[Текст]:учебное пособие/И.Т. Фролов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2003.
9. Чесноков Г. Д. От средневековой схоластики к "естественной философии" Нового времени[Текст] / Социально-гуманитарные знания.- 2008.- № 4.- С. 34.
[1] Чесноков Г. Д. От средневековой схоластики к "естественной философии" Нового времени // Социально-гуманитарные знания.- 2008.- № 4.- С. 34.
[2] Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов.- М.: Проект, 2003.- С. 70.
[3] Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2004 .- С. 195.
[4] Фролов И.Т. Введение в философию.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2003.- С. 315-316.
[5] Борисова О. Гуманист эпохи Возрождения // Наука в России.- 2007.- № 6 - С. 92.
[6] Возрождение: Учебник / Отв. ред. М.Л. Андреев.- 2007.- С. 360.
[7] Стивенсон Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004.- С. 197.
[8] Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С. 245.
[9] Рычков А.К. Философия: Учеб. пособие для вузов.- М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.- С. 76.